Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 апреля 2017 г. N 70-ВП/2017 Гражданину
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращения гражданина о проведении внеплановой проверки действий Муниципального автономного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва N 1 имени С.И. Ишмуратовой" (далее - МАУ "СШОР N 1", Заказчик, учреждение) при заключении муниципального контракта от 11.07.2016 на выполнение работ по реконструкции лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища с ООО "Строительное транспортное предприятие Союз" (далее - Контракт), в присутствии представителя Учреждения, действующего на основании доверенности от 01.09.2016 б/н, в отсутствие представителей ООО "Строительное транспортное предприятие Союз" (далее - Подрядчик), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 04.04.2017 поступила информация от гражданина о заключении Заказчиком Контракта без проведения электронного аукциона с нарушением законодательства о контрактной системе.
Ввиду наличия в обращении гражданина информации о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверки в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона о контрактной системе.
Антимонопольным органом 07.04.2017 в адрес Заказчика и Подрядчика направлено уведомление (исх. N 3652/09 от 06.04.2017) с требованием о представлении документов, необходимых для проведения внеплановой проверки.
Представитель Учреждения на заседании Комиссии Челябинского УФАС России указал, что Контракт заключался в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, положения статьи 93 Закона о контрактной системе не применялись, конкурентные способы определения подрядчика не использовались, требования законодательства о контрактной системе не нарушены.
Срочность заключения Контракта связана с необходимостью завершения реконструкции объекта в срок до 01.09.2017 и отсутствием временной возможности на проведение электронного аукциона.
Представители Подрядчика на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, ходатайств не направили.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив представленные Заказчиком документы и сведения, проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 БК РФ).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с положениями части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
При этом, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом, формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит.
Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в статье 93 Закона о контрактной системе.
При этом, предусмотренный частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), является исчерпывающим. В иных случаях выбор исполнителя должен осуществляться на общих основаниях путем проведения конкурентных процедур.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.
Законодатель определяет конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приоритетными при осуществлении закупок.
Принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должно восприниматься им как произвольные действия, а, напротив, отвечать целям Закона о контрактной системе, направленным на повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р утверждён Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - РП РФ N 471-р).
Код 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), к которому относятся работы, включенные в предмет МК и сводный сметный расчёт стоимости N 209.3-13-1, содержатся в Перечне, цена контракта составляет 43 800 000 рублей, что обязывает Заказчика проводить по указанному объекту закупки электронный аукцион в соответствии с требованиями части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, что Заказчику выделены денежные средства в виде субсидии на капитальное строительство стадиона Ишмуратовой в размере 44 466 696 рублей, что подтверждается уведомлениями об изменении бюджетных назначений N 24 от 21.01.2016,N 869 от 01.04.2016, N 3186 от 20.07.2016, N 5426 от 27.12.2016.
Между МАУДО СДЮСШОР N 1 и ООО "Строительное транспортное предприятие Союз" 11.07.2016 заключен Контракт на сумму 43 800 000 рублей.
Работы, предусмотренные Контрактом, выполнены, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат от 20.07.2016,19.08.2016, 22.08.2016, 25.08.2016, 29.08.2016, платежными поручениями от 26.07.2016, 27.07.2016, 01.09.2016, 21.09.2016, 04.10.2016, 10.10.2016, 11.10.2016, 03.11.2016, 08.12.2016, 13.12.2016.
При этом, требования части 5 статьи 24, части 2 статьи 59, части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, РП РФ N 471-р, статьи 72 БК РФ Учреждением не соблюдены, Контракт заключен без соблюдения требований законодательства о контрактной системе.
Антимонопольный орган по результатам проверки приходит к выводу, что Заказчик, не предприняв действия, направленные на осуществление закупки путем проведения электронного аукциона, заключив Контракт с нарушением требований законодательства о контрактной системе, создало ООО "Строительное транспортное предприятие Союз" преимущественные условия, что привело к устранению конкуренции при заключении контракта на выполнение работ по реконструкции лыжного стадиона им. С. Ишмуратовой со строительством биатлонного стрельбища.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, части 2 статьи 59, части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных в нарушении законодательства о контрактной системе лиц к административной ответственности не передавать в связи с возбуждением административного дела 30.03.2017 Прокуратурой города Златоуста.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии К.А. Долгополова
А.Ф. Яныбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 апреля 2017 г. N 70-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017