Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 апреля 2017 г. N 162-ж/2017 ООО "ФК САТИКОМ"
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Цефоперазон+[Сульбактам]) (изв. N 0369200000917000050) в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинский областной клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик, ГБУЗ "ЧОКОД"), действующих на основании доверенностей от 13.04.2017,
в отсутствие представителейООО "ФК САТИКОМ",
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 06.04.2017 поступила жалоба ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Цефоперазон+[Сульбактам]) (изв. N 0369200000917000050) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукционапутем опубликования 29.03.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 333 200,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 06.04.2017 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
В соответствии с аукционной документацией заказчику требуется лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Цефоперазон+Сульбактам" с дозировкой 2г+2г.
Вместе с тем, установленным в аукционной документации требованиям будет соответствовать только препарат с торговым наименованием "Сульмаграф", производимый компанией "Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко., Лтд." (Китай, РУ NЛП-000972). Указанное обстоятельство может ограничить количество участников закупки.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Установление в аукционной документации требования о поставке препарата с дозировкой 2г+2г обусловлено потребностью лечебного учреждения. Так, закупаемое лекарственное средство является резервным препаратом (второй линии) для терапии нозокомиальной инфекции у пациентов III и IV типов (согласно стратификации риска полирезистентных возбудителей у госпитализированных пациентов) и назначается по решению врачебной комиссии ГБУЗ "ЧОКОД".
При применении высокой дозировки препарата "Цефоперазон+Сульбактам" 2г+2г достигается концентрация действующего вещества в брюшной полости, кишечнике, печени, желчи, поджелудочной железе, аппендиксе, матке, яичниках, превышающая соответствующие показатели по препаратам с меньшей дозировкой (1г+1г; 0,5г+0,5г), что подавляет основные возбудители хирургических инфекций и позволяет использовать препарат в случае осложненных инфекций.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к информационной карте документации об аукционе (далее - приложение N1).
В соответствии с приложением N 1 заказчику требуется товар со следующими характеристиками.
N п/п |
МНН/состав при наличии |
Лекарственная форма (форма выпуска), дозировка, упаковка. |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Цефоперазон+[Сульбактам] |
Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 2г+2г N 1 |
упак. |
490 |
Согласно государственному реестру лекарственному средств, размещенному на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru/, на территории Российской Федерации зарегистрировано четырнадцать препаратов с МНН Цефоперазон+Сульбактам.
Лекарственный препарат с установленными в приложении N1 характеристиками выпускается единственной компанией "Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко., Лтд." (Китай, РУ NЛП-000972) под торговыми наименованиями "Сульмаграф" и "Сульмовер".
Исследовав все обстоятельства дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии со статьей 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов РФ, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, закупаемый заказчиком препарат с МНН Цефоперазон+Сульбактам является резервным лекарственным средством и предназначен для терапии онкологических пациентов с такими тяжелыми жизнеугрожающими состояниями как нозокомиальные пневмонии, эмпиема плевры, фебрильная нейтропения, сепсис, послеоперационные абдоминальные инфекции и инфекции органов малого таза. Указанная категория пациентов составляет 80% от общего количества пациентов, проходящих лечение в ГБУЗ "ЧОКОД". Для достижения терапевтического эффекта препарат необходимо применять 2 - 3 раза в сутки в дозировке 4 г.
В соответствии с пояснениями представителей заказчика, в целях обеспечения стерильности для каждого флакона лекарственного средства предусмотрено наличие шприца в сборе с иглой. При применении лекарственного препарата дозировкой 0,5г+0,5г (из расчета 4 г два раза в день) требуется 8 флаконов лекарственного средства и, соответственно, 8 шприцев в сборе с иглой. Тогда как, при применении препарата дозировкой 2г+2г (из расчета 4 г два раза в день) необходимо 2 флакона лекарственного средства и 2 шприца в сборе с иглой. Таким образом, закупка лекарственного препарата с меньшей дозировкой создает необходимость приобретения учреждением дополнительных флаконов, шприцев, игл, что, в свою очередь, приводит к значительным экономическим затратам. В то время как, закупка препарата дозировкой 2г+2г позволяет сэкономить бюджетные средства, поскольку исключает необходимость приобретения заказчиком дополнительных флаконов и инструментов. Более того, двух- или трех- или четырехкратная инъекция может привести к ухудшению состояния здоровья граждан.
Следует отметить, что возможность приобретения медицинскими учреждениями препарата с МНН Цефоперазон+Сульбактам с дозировкой 2г+2г подтверждена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу NА49-2582/2016, решении Арбитражного суда Псковской области по делу NА52-4066/2015.
Также в целях обеспечения конкуренции ГБУЗ "ЧОКОД" проведен аукцион N0869200000216000403 на поставку, в том числе лекарственного средства Цефоперазон+[Сульбактам] с дозировкой 1г+1г в количестве 450 упаковок (из них 110 упаковок для использования в начале 2017 года). Указанный препарат предназначен для лечения пациентов пожилого возраста, пациентов с нарушенными функциями элиминирующих органов, а также при лечении менее тяжелых инфекций. Указанная категория пациентов составляет 20% от общего количества пациентов, проходящих лечение в ГБУЗ "ЧОКОД". Согласно государственному реестру лекарственных средств, препарат с МНН Цефоперазон+[Сульбактам] с дозировкой 1г+1г выпускается компаниями АО "НПЦ "Эльфа" (Россия), "Медокеми Лтд" (Кипр), "Орхид Хелскэр" (подразделение Орхид Кемикалз энд Фармасьютикалз Лтд) (Индия), "Русюрофарм" (Россия), "Джепак Интернейшенл" (Индия), ОАО "Синтез" (Россия), "Джодас Экспоим Пвт.Лтд" (Индия), ООО "АБОЛмед" (Россия), "Пфайзер Илачлари Лтд Сти" (Турция), "Спенсер Фарма Юкей Лимитед" (Великобритания), ОАО "Биохимик" (Россия) под торговыми наименованиями "Цефбактам", "Сульцеф", "Цебанекс", "Цефпар СВ", "Бакперазон", "Сульзонцеф", "Цефоперазон и Сульбактам Джодас", "Сульперацеф", "Сульперазон", "Цефоперазон и Сульбактам Спенсер", "Сульцефазон".
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что доводы жалобы заявителя не находят своего подтверждения.
Относительно довода ООО "ФК САТИКОМ" об ограничении количества участников рассматриваемого аукциона антимонопольный орган считает необходимым отметить следующее.
На участие в закупке подано четыре заявки. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 07.04.2017 участникам с порядковыми номерами 2, 4 отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу проведения аукциона от 10.04.2017 в торгах участвовали два участника. Исходя из содержания протокола подведения итогов аукциона от 11.04.2017 заявки участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации. По результатам аукциона победителем стало ООО "ТД "Картель "Промснаб" с предложением о цене контракта 331 000,00 рублей.
Таким образом, не представляется возможным сделать однозначный вывод о сокращении количества участников настоящего аукциона.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукционане указаны единые требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые необходимо представить участникам по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не указана информация о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также об условиях банковской гарантии.
2.1. В нарушение пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона отсутствуют сведения о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, о требованиях к такому обеспечению.
3. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Как установлено материалами дела, заказчиком осуществляется закупка лекарственного препарата с МНН "Цефоперазон+Сульбактам".
Данный препарат включен в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) применяется в отношении лекарственных препаратов, включенных в указанный перечень.
Согласно пункту 26информационной карты документации об аукционе заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлен запрет на допуск происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Вместе с тем, в извещении о проведении аукционаотсутствует информация о предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289запрете, что не соответствует пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В пункте 6.8 проекта контракта установлено, что для определения сумм, подлежащих фактическому взысканию с поставщика в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) им своих обязательств по договору, заказчик руководствуется Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190"О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 утратило силу в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 6 данного документа (до 1 января 2017 года).
Таким образом, ссылка заказчика на Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 является ненадлежащей. Указанное обстоятельство не соответствует части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (Цефоперазон+[Сульбактам]) (изв. N 0369200000917000050) необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 31, части 4 статьи 34, пунктов 7, 8 статьи 42, пунктов 6, 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Васянина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 апреля 2017 г. N 162-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017