Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 апреля 2017 г. РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ВертикальМС" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ "ВДЦ "Смена" при проведении конкурса с ограниченным участием: "Поставка хлеба, хлебобулочных изделий и замороженных полуфабрикатов" (извещение N0318100028517000021) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что документация конкурса с ограниченным участием составлена с нарушениями п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе: по поз.1 "Хлеб ржано-пшеничный" Заказчик требует указать "влажность мякиша 1947% (диапазонное значение), кислотность мякиша 7
12 град. (диапазонное значение), пористость мякиша 50
60% (диапазонное значение)", "содержание пищевых веществ на 100г.: белки
6г; жиры
1,2; углеводы
33,4г. Энергетическая ценность составляет 174-208 ккал."; по поз.2 "Хлеб пшеничный" требуется указать "влажность мякиша 44
45% (диапазонное значение), кислотность 4,5
7 град. (диапазонное значение), пористость 62
65% (диапазонное значение)", "содержание пищевых веществ на 100г.: белки
8г; жиры
1,0; углеводы
48,7г. Энергетическая ценность составляет 230-248 ккал.", аналогичные требования по всем позициям.
Заказчиком представлено извещение, документация о проведении конкурса с ограниченным участием, письменные пояснения по существу жалобы.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" проводился конкурс с ограниченным участием: "Поставка хлеба, хлебобулочных изделий и замороженных полуфабрикатов" (извещение N0318100028517000021).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 036 484,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: 1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Конкурсная документация содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие): наименование, описание, значение и ед.изм. показателя:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Требования, установленные к техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие): Наименование, описание, значение и ед. изм. показателя |
Периодичность и время поставки товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Начальная (максимальная) цена единицы товара, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Хлеб ржано-пшеничный |
Форма изделий должна быть правильной, нерасплывчатой, без боковых наплывов. Корка не должна отставать от мякиша, не пригорелая. Окраска светло-желтая или золотистая или темно-коричневая, без подгорелости и бледности. Мякиш должен быть пропеченный, пористый, сухой, не липкий и не влажный на ощупь, без комочков и следов непромеса, не черствый и не крошимый, эластичный, при легком надавливании пальцами, мякиш должен принимать первоначальную форму. Хлеб должен быть недеформированный без надрывов. Вкус не кислый, не пресный, не пересоленный, без признаков горечи, свежий, не черствый и не крошливый. Хлеб формовой, из муки обойной. Влажность мякиша 19 |
Ежедневно в 8 час. 00 мин, время Московское (условие обязательно к выполнению) по заявкам Заказчика |
кг |
45 122 |
46,68 |
2 |
Хлеб пшеничный |
Форма изделий должна быть правильной, поверхность гладкой, без трещин, без подгорелости и бледности. Мякиш должен быть хорошо пропеченный, без комочков, без следов непромеса, нелипкий на ощупь. Хлеб должен быть без надрывов и деформации. Вкус не кислый, не пресный, не пересоленный, без признаков горечи, свежий. Влажность мякиша 44 |
Ежедневно в 8 час. 00 мин, время Московское (условие обязательно к выполнению) по заявкам Заказчика |
кг |
78 718 |
46,78 |
3 |
Сухари |
Соответствие ГОСТ 28402-89, в упаковке по 1 кг или весовые. |
Ежедневно в 8 час. 00 мин, время Московское (условие обязательно к выполнению) по заявкам Заказчика |
кг |
1 164 |
55,30 |
4 |
Тесто слоеное |
Полуфабрикат хлебобулочный-тесто замороженное, вырабатываемое из муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта и другого дополнительного сырья в соответствии с требованиями технических условий ТУ 9110-031-00370797-2010. Тесто слоеное дрожжевое (бездрожжевое). Упаковка не менее 950 гр. и не более 1050 гр. Герметично упакованное. Хранить в холодильной камере при температуре -18+-2 С. В упаковке не менее 6 и не более 8 шт. Срок годности не менее 100 суток и не более 120 суток. Содержание пищевых веществ на 100г: Белки |
Ежедневно в 8 час. 00 мин, время Московское (условие обязательно к выполнению) по заявкам Заказчика |
кг |
10 958 |
108,30 |
Довод Заявителя о том, что в нарушение п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик требует указать по поз.1 "Хлеб ржано-пшеничный" "влажность мякиша 1947% (диапазонное значение), кислотность мякиша 7
12 град. (диапазонное значение), пористость мякиша 50
60% (диапазонное значение)", "содержание пищевых веществ на 100г.: белки
6г; жиры
1,2; углеводы
33,4г. Энергетическая ценность составляет 174-208 ккал."; по поз.2 "Хлеб пшеничный" требуется указать "влажность мякиша 44
45% (диапазонное значение), кислотность 4,5
7 град. (диапазонное значение), пористость 62
65% (диапазонное значение)", "содержание пищевых веществ на 100г.: белки
8г; жиры
1,0; углеводы
48,7г. Энергетическая ценность составляет 230-248 ккал." обоснован.
Кроме того, по поз.4 "Тесто слоеное" Заказчиком установлено требование "Полуфабрикат хлебобулочный-тесто замороженное, вырабатываемое из муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта и другого дополнительного сырья в соответствии с требованиями технических условий ТУ 9110-031-00370797-2010". Указанное Заказчиком в аукционной документации ТУ принадлежит конкретному производителю и не относится к техническим регламентам, аналогичные требования.
Конкурсная документация содержит Раздел 10 "Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием", где Заказчиком установлено: "Все предложения участника закупки о характеристиках товаров должны быть конкретными, заполнены в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации, позволяющие идентифицировать товар, в том числе при его приемке. При этом участнику размещения заказа в заявке на участие в конкурсе на каждую единицу товара (в том числе товара, применяемого при выполнении работ, оказании услуг), являющуюся отдельно производимым товаром, для которых установлены заказчиком требования к их характеристикам необходимо предоставить конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения, в отсутствии слов и их производных "должен", "типа", "эквивалент", "аналог", "превышать", "как минимум", "любой" или словосочетаний "может быть любой"). Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия Единой комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей конкурсной документацией".
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВертикальМС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.50; п.1) ч.1ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017