Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 апреля 2017 г. N 94-РЗ-04-17 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотова А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителей ООО "Грандъ-Империалъ" (Волгоградская область, г. Камышин, ул. Некрасова, д. 33, кв. 59) (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N4 имени В.И. Ленина" (414011, г. Астрахань, ул. Украинская, д. 5) (далее - ГБУЗ АО "ГКБ N4", Заказчик) Питель С.И. (доверенность N07 от 12.01.2017), рассмотрев жалобу ООО "Грандъ-Империалъ" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "ГКБ N4 им. В.И. Ленина" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (номер извещения: 0325300008117000006) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.04.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (номер извещения: 0325300008117000006).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении электронного аукциона и документации о нем, включая обоснованность их положений.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителя Заказчика, и оценив его доводы, Комиссия установила, что 03.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона (N0325300008117000006) и документация об этом аукционе, в которые в последующем Заказчиком вносились изменения (последние из них внесены 06.04.2017).
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 150 000,00 руб.
I. Комиссия отклоняет довод заявителя о том, что Заказчик, включая в объект закупки и техническое обслуживание медицинской техники, и ремонт медицинского оборудования, ограничивает количество участников закупки, по следующим основаниям.
Предметом аукциона являются услуги по техническому обслуживанию медицинской техники.
Согласно ч. 3 "Техническое задание" аукционной документации техническое обслуживание медицинского оборудования включает в том числе следующие виды услуг: текущий ремонт (по мере необходимости) медицинской техники (неплановый, мелкий ремонт для поддержания работоспособности медицинского оборудования). Количество выездов инженера в ЛПУ для проведения текущего ремонта не более 4 раз в месяц, с учетом выезда для проведения технического обслуживания.
Комиссия, проанализировав техническое задание аукционной документации, не находит оснований полагать, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки ограничивают количество участников закупки. В данном конкретном случае техническое обслуживание и ремонт связаны между собой, лица, оказывающие такие услуги (выполняющие работы) действуют на одном товарном рынке.
II. Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчик при установлении требований в аукционной документации о текущем ремонте медицинской техники и замене отработавших ресурс составных частей, обязан указать необходимое количество запасных частей, наименование запасных частей, и их характеристики либо их стоимость.
Пунктом 2.3.16 проекта контракта установлено, что исполнитель обязуется оказывать текущий ремонт (по мере необходимости) медицинской техники (неплановый, мелкий ремонт для поддержания работоспособности медицинского оборудования).
В соответствии с пп. 5 п. 2.3.16 проекта контракта стоимость запчастей и деталей, используемых при ремонте, а также расходные материалы, при осуществлении ремонта оборудования Исполнителем включена в стоимость услуг, за исключением стоимости запчастей, стоимость которых превышает 6000 рублей за один месяц.
Необходимые запчасти и детали, используемые при ремонте, а также расходные материалы, цена которых превышает 6000 рублей за один месяц, приобретаются Исполнителем (после согласования с Заказчиком), с последующей компенсацией затрат на их приобретение Заказчиком. Заказчик вправе самостоятельно приобрести необходимые запчасти при предоставлении Исполнителем всех необходимых технических характеристик запчастей.
Как определено пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1), а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (пункт 2).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение работ или оказание услуг, если при этом будет использоваться товар, обязан:
- включить в документацию максимальные и (или) минимальные значения показателей, которые позволят определить соответствие используемого при выполнении работ, оказании услуг товара установленным заказчиком требованиям;
- установить в документации требование о предоставлении участниками закупки в составе первой части аукционной заявки не только согласия на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией, но и конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией, а также иной информации, определенной пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае Заказчиком указанные норма права не соблюдены. В аукционной документации не установлены требования к запасным частям в виде максимальных и (или) минимальных значений показателей запасных частей в целях обеспечения возможности при осуществлении приемки товара сопоставить характеристики используемого товара с требованиями к товару, установленными Заказчиком, и исключения возможности злоупотреблений со стороны победителя аукциона, равно как и не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе первой части заявки на участие в аукционе конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией, а также иной информации, определенной пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 данного закона.
В силу пункта 2 статьи 42 во взаимосвязи с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик должен был указать в извещении о проведении аукциона и аукционной документации количество необходимых ему запасных частей, а в случае если у него отсутствовала возможность определить количество материалов, то ему следовало определить и указать цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В последнем случае в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. В этом же случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, оборудованию и наиболее низкую цену единицы работы и (или) услуги по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, наиболее низкую цену единицы услуги (часть 17 статьи 68 Закона о контрактной системе).
Однако Заказчик, включив в цену контракта стоимость запасных частей, не определил их количество, не рассчитал их цену и цену единицы работы.
Указанные действия Заказчика в части, касающейся размещения извещения о проведении аукциона, нарушают пункт 2 статьи 42 и часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Действия же Заказчика в части, касающейся утверждения документации, нарушают пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
III. Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации не установлен конкретный перечень услуг по техническому обслуживанию медицинской техники, по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 3 "Техническое задание" аукционной документации перечень изделий медицинской техники (аппаратуры), подлежащей техническому обслуживанию, указан в приложении N1 к проекту контракта (часть 2 документации об электронном аукционе).
Таким образом, аукционная документация содержит конкретный перечень изделий медицинской техники (аппаратуры), подлежащей техническому обслуживанию.
IV. Также податель обращения в своем обращении указывает, что начальная максимальная цена контракта не обоснована должным образом.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по контролю за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
V. Комиссия отклоняет довод заявителя о том, что Заказчику следовало в аукционной документации установить требование ко вторым частям заявок участников закупки о предоставлении декларации о том, что участник закупки не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником при направлении оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Поскольку выявленные нарушения являются существенными, не позволяют потенциальным участникам закупки рассчитать свои затраты на выполнение работ и, как следствие, принять решение об участии либо неучастии в закупке, Комиссия считает необходимым выдать предписание об их устранении.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Грандъ-Империалъ" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "ГКБ N4 им. В.И. Ленина" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (номер извещения: 0325300008117000006) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "ГКБ N4 им. В.И. Ленина" нарушившим часть 5 статьи 63, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (номер извещения: 0325300008117000006).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "ГКБ N4 им. В.И. Ленина" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (номер извещения: 0325300008117000006).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, в орган внутреннего финансового контроля, осуществляющего контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
5. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н. Камакина
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 12 апреля 2017 г. N 94-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2017