Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 апреля 2017 г. N 04-01/111-2017 Заявитель:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Члены Комиссии:
<_>- главный специалист-эксперт Управления;
<_>- главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
<_> - представитель Заказчика по доверенности N 34 от 13.10.2016;
<_>- представитель Заявителя, генеральный директор ООО "Промстройсервис";
рассмотрев жалобу ООО "Промстройсервис" (г. Лабытнанги) на действия Заказчика - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901002223) при осуществлении закупки Выполнение работ по капитальному ремонту здания Управления ПФР в г. Лабытнанги Ямало-Ненецкий автономный округ (извещение N 0290100000617000002http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Промстройсервис" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
Согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, извещение о проведении электронного аукциона N0290100000617000002 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания Управление ПФР в г. Лабытнанги ЯНАО, опубликовано 27.02.2017 г.
Заказчик - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 336 000,00 рублей.
По результатам аукциона победителем признано ООО "Промстройсервис" с ценовым предложением 868 400,00 руб. (протокол подведения итогов открытого аукциона от 23.02.2017).
Заказчиком на подписание победителю был направлен государственный контракт.
В ответ Заявителем в адрес Заказчика направлен протокол разногласий, в котором предложил исключить п. 2.1 контракта о применении НДС в размере 18%, так как Общество осуществляет свою деятельность по упрощенной системе налогообложения.
По мнению Заявителя, Заказчик при направлении контракта на подписание указал цену контракта с применением НДС в размере 18%, что не соответствует цене победителя.
Заявитель указывает на нарушение ч. 1,2 ст. 34, ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе Заказчиком, в части включения в контракт пункта о применении НДС.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Из возражений, представленных Заказчиком следует.
По результатам электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания Управления ПФР в г. Лабытнанги ЯНАО был определен победитель -ООО "Промстройсервис". ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу подготовило и направило ООО "Промстройсервис" через ЭТП "Сбербанк - АСТ" проект государственного контракта. На проект государственного контракта ООО "Промстройсервис" направило протокол разногласий, в котором ООО "Промстройсервис" предлагало изменить п. 2.1 проекта государственного контракта, исключив из него НДС - 18%. ОПФР по Ямало-Ненецкому автономному округу отказало ООО "Промстройсервис" по причине невозможности изменения условий контракта при его заключении.
Принятое решение обусловлено следующим.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Заказчик поясняет, что ООО "Промстройсервис", в нарушение части 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, в протоколе разногласий не указало положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении электронного аукциона, документации о нем.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в извещении и документации о закупке заказчиком устанавливается начальная (максимальная) цена контракта.
В пункте 2.1 проекта государственного контракта (Раздел III. "Проект государственного контракта" документации об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания Управления ПФР в г. Лабытнанги Ямало-Ненецкий автономный округ (среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)) указано:
"Цена Контракта в соответствии с Локальной сметой на выполнение работ (Приложение N 2) составляет ( ) рублей копеек, включая НДС - % в размере ( ) рублей копеек. Цена контракта включает в себя все расходы, связанные с исполнением настоящего Контракта, в том числе стоимость работ и материалов, все издержки Подрядчика, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.2, 2.3 Контракта", Локальная смета N1 (Приложение N 1 к Информационной карте аукциона в электронной форме) содержит расчет начальной (максимальной) цены контракта (локальный сметный расчет).
Локальный сметный расчет составлен на основании МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", с применением сборников территориальных сметных нормативов Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2011 г N 755-П.. Согласно МДС 81-35.2004, сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и показывается отдельной строкой. Начальная (максимальная) цена контракта, согласно Локальной смете N 1, составляет 1 336 000 рублей 00 копеек, НДС - 18%, составляет 203 797 рублей 00 копеек.
ООО "Промстройсервис" при подаче заявки дало согласие на участие в электронном аукционе на условиях предусмотренных извещением и документацией об электронном аукционе, тем самым согласилось с включением в контракт суммы НДС.
Комиссия, рассмотрев материалы жалобы, выслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.
Порядок заключения государственного (муниципального) контракта с победителем в электронном аукционе урегулирован в статье 70 Закона N44-ФЗ.
Согласно положениям Закона о контрактной системе, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно части 5 статьи 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
Наименования, виды работ, объемы и стоимость выполняемых работ определены локальным сметным расчетом.
В цену контракта входят все уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, стоимость выполнения работ, заработная плата, стоимость использования механизмов, приспособлений, погрузочно-разгрузочные работы, транспортные расходы и все затраты и расходы, связанные с исполнением условий контракта.
Следовательно, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением случая, если проект контракта не содержит положения о том, что если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) или иную другую систему налогообложения, то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
В документации об электронном аукционе, в том числе в проекте контракта указано, что стоимость работ включает сумму НДС, общая сумма, указанная в смете соответствует начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении.
Согласно положениям документации Локально сметный расчет является частью Раздела 3 Проекта Государственного контракта (Приложение N 2).
В соответствии с п. 1.1 проекта контракта Локальный сметный расчет является неотъемлемой частью Контракта. Локальный сметный расчет предусматривает НДС в размере 18%.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
ООО "Промстройсервис" приняв участие в аукционе, надлежащим образом было осведомлено о том, что в состав локального сметного расчета входит сумма НДС, указанная в условиях аукционной документации.
Инициатива изменения условий контракта в части исключения из него НДС 18% исходила не от Заказчика, предложившего заключить договор строго в соответствии с условиями проведенного аукциона, а от победителя аукциона ООО "Промстройсервис".
Нормами Федерального закона N 44-ФЗ не урегулирован вопрос системы налогообложения победителем торгов. Контракт заключается по цене, предложенной его победителем, вне зависимости от применяемой системы налогообложения.
Исключение строки НДС из сметы при заключении контракта по цене, предложенной победителем аукциона, повлечет за собой невозможность обоснования цены контракта, что является нарушением в силу прямого указания статьи 22 и части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
А внесение изменений в локальный сметный расчет (Приложение N 2 к контракту) будет прямым нарушением положений части 1 статьи 34, части 2 статьи 70, части 10 статьи 70 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно судебной практике, суды приходят к выводу, что заказчики обязаны включать в документацию о проведении электронного аукциона условие об уплате НДС, поскольку НДС в обязательном порядке подлежит к уплате в соответствующий бюджет государства вне зависимости от системы налогообложения.
Недопустимость исключения НДС из условий контракта при его наличии в аукционной документации также поддержана Верховным Судом Российской Федерации определения от 26.06.2015 N 306-КГ15-7929.
При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Промстройсервис" (г. Лабытнанги) на действия Заказчика - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901002223) при осуществлении закупки Выполнение работ по капитальному ремонту здания Управления ПФР в г. Лабытнанги Ямало-Ненецкий автономный округ (извещение N 0290100000617000002http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) необоснованной.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 17 апреля 2017 г. N 04-01/111-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017