Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 7 апреля 2017 г. N 581 РЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
|
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
|
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
|
при участии: |
|
|
|
- Гаранина С.Ю. |
- |
представителя ООО "АрмСтрой" (доверенность от 05.04.2017 N 12), |
|
- Пылаевой Е.В. |
- |
представителя ГКУ НО "ЦРЗ НО" (доверенность N 1 от 11.01.2017), |
|
- Шмелева А.Ю. |
- |
представителя Государственного казенного учреждения "Нижегородстройзаказчик" (доверенность от 04.04.2017 б/н), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрмСтрой" (далее также - ООО "АрмСтрой", заявитель) на действия аукционной комиссии Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее также - аукционная комиссия) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "АрмСтрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Берегоукрепительное сооружение правого берега р. Волга на 904,2 км судового хода в микрорайоне "Мещерское озеро" г. Нижнего Новгорода. II этап - "Благоустройство", номер извещения 0832200006617000035.
По мнению заявителя, аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представитель ООО "АрмСтрой", присутствовавший на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России, позицию и требования, изложенные в жалобе, поддержал в полном объёме.
Представители ГКУ НО "ЦРЗ НО" и Государственного казенного учреждения "Нижегородстройзаказчик", присутствовавшие на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России, с доводами, изложенными в жалобе не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "АрмСтрой" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 07.03.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке www.etp-ets.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Берегоукрепительное сооружение правого берега р. Волга на 904,2 км судового хода в микрорайоне "Мещерское озеро" г. Нижнего Новгорода. II этап - "Благоустройство", номер извещения 0832200006617000035, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Государственное казенное учреждение "Нижегородстройзаказчик".
Уполномоченным учреждением является ГКУ НО "ЦРЗ НО".
Оператором электронной площадки является ЭТП НЭП.
Предметом контракта является выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Берегоукрепительное сооружение правого берега р. Волга на 904,2 км судового хода в микрорайоне "Мещерское озеро" г. Нижнего Новгорода. II этап - "Благоустройство" с начальной (максимальной) ценой контракта 93 665 790,00 рублей.
2) Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
Описание объекта закупки определено заказчиком в разделе II документации об электронном аукционе.
Требования к составу первой части заявки определены заказчиком в пункте 21 раздела I документации об электронном аукционе.
Инструкция по заполнению заявки включая используемые понятия содержится в пункте 23 раздела I документации о закупке.
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что заказчиком в описании объекта закупки установлены необоснованно излишние требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товарам, используемым при выполнении работ (например, по позиции "комплект удерживающего пешеходного ограждения", "комплект лотков водоотводных в сборе" и т.д.).
Излишнее описание характеристик изложенным в документации образом, и истребование их определения в составе заявки, влекут за собой ограничение количества участников и ограничение доступа к участию в таком аукционе, что также противоречит Письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Так, например, по позиции комплект лотков водоотводных в сборе заказчиком в требованиях указано, в том числе, следующее: "Комплект лотков водоотводных в сборе (система лотков) формируется в виде каскада из сборочных единиц. Расчетная длина секции 1000 мм (Расчетная длина секции представляет собой длину водостока в сборе, разделенную на количество секций в нем). Каждый лоток предназначен выступать сборочной единицей водостока в сборе _ Длина каждого отдельного лотка по габаритам не более 1060 мм _ Условие монтажа: пластиковый лоток легко моделируется = можно укоротить в нужном месте без потери эксплуатационных свойств. Резка проводится без специального промышленного оборудования, общедоступным ручным инструментом, таких как, простой ножовкой, на месте монтажа. Укороченный лоток, как и обычный, вставляется в стандартный лоток _ Соединение лотков осуществляется за счет вставки одного в специальный паз другого не менее чем на 30 мм".
То есть, для включения в первую часть заявки конкретных показателей участник должен произвести математические расчеты, что может повлечь допущение технических ошибок при заполнении заявки и как следствие, ограничение количества участников закупки. Аналогичная ситуация по позиции "комплект удерживающего пешеходного ограждения" и т.д. При этом проектно-сметная документация, размещенная в единой информационной системе, содержит подробную конкретизирующую информацию по используемым товарам, в том числе по рассматриваемым позициям. Данный факт не отрицался представителями заказчика и заявителя. Изложенное свидетельствует об отсутствии необходимости установления требований к используемым материалам подобным образом.
Кроме того по позиции "дождеприемный колодец типоразмер 300х300 мм" заказчик установил необоснованное, не относящееся к характеристике товара, как таковой, требование о том, что перегородки имеют выемки, которые предназначены для извлечения перегородок из дождеприемника руками или инструментом без приложения значительных усилий, способных привести к повреждению перегородок, требуя от участника закупки представить эту позицию в первой части заявки, что также неправомерно.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3) 29.04.2016 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.03.2017 N1727951.
В соответствии с протоколом от 24.03.2017 N1727951 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (23.03.2017 09:00) поступило 3 заявки на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера с 1 по 3 соответственно.
Согласно протоколу от 24.03.2017 N1727951 участникам закупки, подавшим заявки под порядковыми номерами 2, 3 (ООО "АрмСтрой"), отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Документация содержит аналогичные требования. При этом в документации об электронном аукционе отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение).
Участнику, подавшему заявку под порядковым 3 (ООО "АрмСтрой") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пунктов 1, 2 части 4 статьи 67 названного Федерального закона (подробно основания указаны в соответствующем протоколе).
Анализ первой части заявки под порядковым номером 3 (ООО "АрмСтрой") показал, что участником закупки по позиции "Лоток кабельный бетонный" (п.8) предложены, в том числе, следующие значения: "Лоток кабельный бетонный прямоугольного сечения является элементом системы лотков (кабель-канала) из множества соединенных и герметизированных между собой лотков _ Монтажная длина лотка 1000 мм (длина трассы, разделенная на количество лотков). Габаритная длина лотка 1012 мм _ Соединение лотков осуществляется, в том числе, за счет выступов в нижней части лотка длиной от кромки 5 мм. Против выступа в лотках имеется паз глубиной от кромки 7 мм". По смыслу содержания рассматриваемых показателей и положений инструкции, - 1012 мм не равно 1000 мм + 5 мм. Соответственно участником закупки представлена недостоверная информация, что является безусловным основанием для отказа в допуске к участию в названном электронном аукционе.
При этом Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что описание объекта закупки с учетом подробной, но сложной для восприятия по включенным в нее определений и понятий инструкции вводящей участников в заблуждение и не позволяющей надлежащим образом подготовить заявку, в части технических характеристик по позиции "лоток кабельный бетонный" также является излишне детализированным, некорректным (так, например: монтажная длина лотка 1000 мм (длина трассы, разделенная на количество лотков), что не соответствует положениям части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В этой связи жалоба ООО "АрмСтрой" признается необоснованной в рассматриваемой части.
Вместе с тем Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что остальные основания отказа в допуске к участию, указанные в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 24.03.2017 N1727951, являются неправомерными, поскольку они фактически указаны в результате произошедшей технической ошибки (отказано в допуске к участию в названном электронном аукционе по основаниям, в соответствии с которыми должно быть отказано в допуске участнику закупки, подавшему заявку под защищенным номером 2), в отношении заявки иного участника, что подтверждается представителем Государственного казенного учреждения "Нижегородстройзаказчик", присутствующим на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России.
В этой связи жалоба ООО "АрмСтрой" признается обоснованной в части неправомерного отказа в допуске к участию в аукционе по отдельным основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Вместе с тем, поскольку для отказа в допуске достаточно одного основания, итоговое решение аукционной комиссии относительно ООО "АрмСтрой" является законным и обоснованным.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: 1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе; 2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем; 3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Между тем в нарушении части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в протоколе отсутствует надлежащее указание на положения документации об аукционе, которым не соответствуют заявки под номерами 2 и 3 на участие в нем, а также указание на положения заявок на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
4) Рассмотрение второй части единственного участника закупки состоялось 27.09.2016. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 27.03.2017 N1730105.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанной процедуры не усматривается.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком и аукционной комиссией нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, являются существенными, устранение которых возможно в данном случае только путем внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона на выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Берегоукрепительное сооружение правого берега р. Волга на 904,2 км судового хода в микрорайоне "Мещерское озеро" г. Нижнего Новгорода. II этап - "Благоустройство", номер извещения 0832200006617000035 и отмены всех протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, соответственно.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЭТП НЭП).
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "АрмСтрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Берегоукрепительное сооружение правого берега р. Волга на 904,2 км судового хода в микрорайоне "Мещерское озеро" г. Нижнего Новгорода. II этап - "Благоустройство", номер извещения 0832200006617000035, обоснованной в части неправомерного отказа в допуске к участию по отдельным основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.03.2017 N1727951.
2. В остальной части признать жалобу ООО "АрмСтрой" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Берегоукрепительное сооружение правого берега р. Волга на 904,2 км судового хода в микрорайоне "Мещерское озеро" г. Нижнего Новгорода. II этап - "Благоустройство", номер извещения 0832200006617000035, необоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим требования 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ЭТП НЭП) предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
6. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2.1 и 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Н.В. Балабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 7 апреля 2017 г. N 581
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2017