Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 апреля 2017 г. N ФКС17/77 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела В.,
ведущего-специалиста эксперта Л.,
с участием представителей сторон:
от Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района (далее также -заказчик ) - С. по доверенности,
от ООО "ТЕПЛОГАЗСТРОЙ" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - З. по доверенности,
в отсутствии представителя администрации Тюменского муниципального района (далее также - уполномоченный орган), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика при проведении открытого конкурса N ОК 001-17 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000117000018) на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство котельной, а также подводящих и разводящих инженерных сетей к котельной в с. Каскара" (далее также - открытый конкурс, конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 03.04.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса N ОК 001-17.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Копия жалобы направлена заказчику, уполномоченному органу. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 05.04.2017 г. N 121 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении открытого конкурса.
Заявитель указывает, что предусмотренный документацией порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта в связи с отсутствием зависимости между количеством присеваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями;
Также, по мнению заявителя, исполнить требование о предоставлении до начала производства проектных работ рабочей документации невозможно, поскольку проектная документация является результатом выполнения проектных работ, а рабочая документация выполняется на основе проектной документации и, соответственно, до начала производства проектных работ предоставление рабочей документации не представляется возможным.
Кроме того, заявитель считает, что заказчик не установил требование к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключенного контракта, что лишает участника закупки сформировать свое предложение.
Помимо этого, заявитель указывает, что заказчик незаконно возложил обязанности на участника закупки о предоставлении ценовой информации о ценах не менее трех производителей (поставщиков) с указанием моделей и технических характеристик соответствующих товаров, работ, услуг.
Также, заявитель указывает, что проект контракта не предусматривает условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы, в случае, когда технический заказчик не привлекается.
Так, согласно жалобе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлено сметным расчетом, без обоснования невозможности применения методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Присутствовавший в заседании представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных в материалы дела. Помимо этого, представил материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" не должна превышать величину значимости критерия оценки "цена контракта" (п. 9 Правил).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Из материалов дела следует, что раздел 4 конкурсной документации содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 60%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия оценки 40%, включая показатель: "Качество работ".
Так, согласно п. 4.1.3 Раздала 4 документации участник закупки предоставляет, в соответствии с условиями технического задания (приложение N 1 к конкурсной документации), проект программы выполнения инженерных изысканий.
Проект программы должен соответствовать требованиям СП 47.13330.2012, ст.47 Градостроительного кодекса Российской Федерации и обосновывать достоверность и достаточность инженерных изысканий определенных требованиями главы 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Характеризует достаточность и достоверность инженерных изысканий. Представляемый проект программы должен соответствовать требованиям нормативно-правовой базы Российской Федерации, конкурсной документации.
Участник закупки предоставляет характеристику инновационных технологий, внедрением которых предлагается обеспечить эффективность инвестиций в строительство объекта, согласно требований Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Инновационные технологии должны подтверждаться, в том числе патентными исследованиями. Характеризует применение инновационных технологий и эффективность инвестиций в строительство. Инновационные технологии должны соответствовать требованиям нормативно-правовой базы Российской Федерации, настоящей конкурсной документации.
Участник закупки описывает основные положения методов проектирования, предполагаемые проектные решения, реализацией которых планируется обеспечить безопасность строительства и эксплуатации объекта, сохранность окружающей среды, отвечающих требованиям ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и главы 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". При этом методы и решения должны быть обоснованы соответствующими ссылками на требования стандартов и сводов правил, а в случаях их отсутствия обоснованы одним или несколькими из следующих способов: результатами исследований; расчетами и (или) испытаниями по сертификационным или апробированным иным способом методикам; моделированием сценариев; оценкой рисков. Характеризует безопасность строительства и эксплуатации проектируемого объекта. Представляемые основные положения, методы проектирования должны соответствовать требованиям нормативно-правовой базы Российской Федерации, настоящей конкурсной документации.
Также п. 4.1.3 Раздала 4 документации содержит следующие рекомендации по заполнению.
Предложения о качестве выполняемых работ может быть представлено в текстовой форме (пояснительная записка), эскизов, рисунков, чертежей, технических данных.
Проработанная информация по показателям, представляет собой технические предложения по проектированию, и предоставляются в свободной форме.
Наиболее содержательно проработанным предложением считается такое предложение, в котором наиболее подробно и развернуто описаны проект программы, инновационная технология и методы выполнения работ по объекту закупки; подробно описаны предполагаемые проектные решения, реализацией которых планируется обеспечить безопасность строительства и эксплуатации объекта, сохранность окружающей среды, с учетом специфики объекта, последовательности, порядка и методов выполнения работ, системы контроля качества; при детализации и проработке организационно-технических предложений с учетом требований, установленных техническим заданием, указано преимущество представленной инновационной технологии/методов относительно других технологий и методов, используемых при выполнении работ на объекте; указано преимущество представленной технологии и метода при выполнении работ на объекте, в отношении которого проводится открытый конкурс; указан опыт применения и результат от использования представленных инновационных технологий и методов при выполнении работ, аналогичных объекту закупки, наиболее подробно и обоснованно приведены пути достижения наилучших результатов работ. В таком случае по данному критерию присваивается - 100 баллов.
Если участником закупки представлены предложения не в полном объеме по п.п. 1.1-1.3, либо информация детально не проработана согласно установленному критерию, то по данному критерию присваивается - 10 баллов.
Если участником закупки не представлены соответствующие критерию предложения и информация к заявке, то по данному критерию оценки заявке участника конкурса присваивается - 0 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что показатель "Качество работ" не предусматривает предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию.
Также установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в не установлении в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают ч.8 ст. 32, п.9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В части довода заявителя о невозможности предоставлении до начала производства проектных работ рабочей документации, Комиссия указывает следующее.
Так, Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" не предусмотрена стадийность проектирования: "ТЭО", "проект", "Рабочий проект", при этом используются понятия "проектная документация", "Рабочая документация".
В соответствии с п. 4 указанного Постановления, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений. Кроме того, в указанном нормативном акте не содержится указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения, как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.
В связи с чем, довод заявителя о невозможности предоставления рабочей документации до начала производства проектных работ, Комиссия считает несостоятельным.
Довод заявителя о том, что заказчик не установил требование к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключенного контракта, что лишает участника закупки сформировать свое предложение, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующе.
Конкурсная документация содержит Техническое задание (Приложение N 1к документации).
Пунктом 37 Технического задания определен перечень исходных данных и материалов, прилагаемых к заданию на проектирование: документация о земельном участке для строительства котельной и прилагаемые к нему документы; анализ исходной воды.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса).
Условия проекта муниципального контракта, входящего в состав документации (Приложение N 2), регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса о строительном подряде, с учетом норм Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4.3.3 проекта контракта, подрядчик обязуется самостоятельно, своими силами и за свой счет получать все технические условия, согласования компетентных органов и исходные данные, необходимые для исполнения обязательств по контракту.
Гражданский кодекс не содержит императивных норм, обязывающих заказчика предоставлять подрядчику необходимые технические условия, согласования и разрешительные документы в компетентных органах, следовательно, все необходимые технические условия подрядчик получает самостоятельно.
Довод заявителя о незаконном возложении обязанности на участника закупки о предоставлении ценовой информации, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Согласно Техническому заданию (Приложение N 1к документации), перечень применяемого оборудования должен содержать характеристики оборудования (технические, функциональные, качественные, эксплуатационные), максимальные и/или минимальные значения таких показателей, и показателей, значения которых не могут изменяться, и требования, которые не повлекут за собой количество участников закупки при выполнении строительно-монтажных работ.
Согласно пояснениям заказчика, при расчете сметной стоимости выполняемых работ с использованием товаров (материалов, оборудования, инвентаря и пр.), не включенных в федеральные, территориальные (региональные) и отраслевые сборники (каталоги) сметных цен на материалы, изделия и конструкции, участнику необходимо предоставить обоснование цены в виде официальных прайс-листов (счетов, коммерческих предложений) на дату разработки проектной документации.
Комиссия указывает, что данное требование документации, установлено с целью недопущения ограничения количества участников закупки, при выполнении строительно-монтажных работ по объекту закупки, а также недопущения завышения стоимости оборудования, включенного в сметную документацию.
Кроме того, заявитель не пояснил, каким образом данное требование документации нарушает его права и интересы как участника закупки.
Довод заявителя о том, что проект контракта не предусматривает условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы, в случае, когда технический заказчик не привлекается, Комиссия признает несостоятельным, поскольку согласно п. 1.7 проекта контракта (Приложение N 2 документации), если при выполнении работ не определен Технический заказчик, то права и обязанности осуществляются непосредственно Муниципальным заказчиком.
Довод заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлено сметным расчетом, без обоснования невозможности применения методов, указанных в Законе о контрактной системе, Комиссия считает не подтвердившимся, поскольку обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлено методом сопоставимых рыночных цен.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии допущенное заказчиком нарушение повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заявителя как участника закупки, в связи, с чем существует необходимость выдачи заказчику, уполномоченному органу обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в конкурсную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в закупке и проведении дальнейшей процедуры открытого конкурса в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕПЛОГАЗСТРОЙ" на действия заказчика: Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района при проведении открытого конкурса N ОК 001-17 (реестровый номер закупки 0167300000117000018) на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Строительство котельной, а также подводящих и разводящих инженерных сетей к котельной в с. Каскара" обоснованной в части не установления в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
2. Признать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района нарушившим ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса.
3. Выдать Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Тюменского муниципального района, Администрации Тюменского муниципального района обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, внесения изменений в конкурсную документацию и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 апреля 2017 г. N ФКС17/77
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2017