Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 апреля 2017 г. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "СК Еврострой" на действия заказчика - МКУ "УЖКХ города Ишима" при проведении электронного аукциона N 20-17-АЭМП (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300008317000033) на проведение работ по капитальному ремонту объекта "МАДОУ д/с N14 (корпус 2), расположенного по адресу: г. Ишим, ул. Просвещения,9,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 06.04.2017 г. поступила жалоба ООО "СК Еврострой" на действия (бездействие) заказчика - МКУ "УЖКХ города Ишима".
По мнению заявителя его права и законные интересы были нарушены действиями муниципального заказчика, выразившимися в необоснованном выставления требования об уплате НДС, учитывая, что Общество не является плательщиком указанного налога, поскольку находится на упрощенной системе налогообложения. Заявитель, неоднократно направлял заказчику протоколы разногласий на этапе заключения контракта с предложением установить окончательную цену контракта без НДС, которые были отклонены.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 10.04.2017 г. N 135 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка в отношении заказчика при проведении электронного аукциона N 0167300008317000033.
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заказчиком заблаговременно до заседания Комиссии.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика на доводы, изложенные в жалобе заявителя, представил в материалы дела письменные возражения из которых следует, что расчет начальной (максимальной) цены контракта по данному аукциону был осуществлен проектно-сметным методом на основании локально-сметного расчета, приложенного к аукционной документации, в который включен НДС. В свою очередь, подача заявки ООО "СК Еврострой" на участие в аукционе, свидетельствует о полном принятии им всех условий аукционной документации, в том числе в части порядка определения цены контракта, в которую включены все налоги (сборы), в том числе НДС.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирована разделом 2 главы 3 Закона о контрактной системе.
В силу положений части 2 статьи 24 и части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе аукцион в электронной форме (электронный аукцион) относится к конкурентным способам определения поставщиков и под ним понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В свою очередь, порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Закона о контрактной системе.
Так, частью 1 указанной статьи установлено, что контракт заключается с победителем электронного аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (ч.2 статьи 70 Закона N44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В свою очередь, часть 5 указанной статьи предписывает заказчику в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе протокола разногласий рассмотреть данный протокол и разместить в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно разместить проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Таким образом, исходя из совокупности положений частей 4, 5, 13 статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что срок для размещения победителем электронного аукциона (иным участником) на электронной площадке протокола разногласий составляет тринадцать дней с даты размещения на официальном сайте протокола подведения итогов электронного аукциона.
Как усматривается из материалов дела, Администрация города Ишима Тюменской области, выступила организатором проведения электронного аукциона N 20-17-АЭМП на проведение работ по капитальному ремонту объекта "МАДОУ д/с N14 (корпус 2), расположенного по адресу: г. Ишим, ул. Просвещения,9. Начальная (максимальная) цена контракта 2 900 000,00 рублей. Заказчиком по данному аукциону выступило МКУ "УЖКХ города Ишима".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 03.03.2017 г. была размещена на официальном общероссийском сайте ЕИС в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300008317000033.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона N 3/20-17-АЭМП (N0167300008317000033) от 21.03.2017 г. победителем был признан участник закупки - ООО "СК Еврострой" (порядковый номер заявки 15) с минимальным ценовым предложением (1 961 850,00 рублей) и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации Указанный протокол опубликован в ЕИС 21.03.2017 г. (МСК+2).
Как следует из представленных документов, 23.03.2017 г. заказчиком на электронной площадке ООО "РТС-тендер" был размещен проект муниципального контракта для подписания его победителем электронного аукциона. При этом, направленный проект контракта предусматривал НДС 18%.
Однако, 29.03.2017 г. победителем аукциона был сформирован протокол разногласий к проекту контракта, в котором заказчику указано на необходимость внесения соответствующих изменений в п.2.2. проекта контракта в части исключения из цены контракта налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку Общество не является плательщиком указанного налога, так как применяет упрощенную систему налогообложения. Кроме того, в протоколе было предложено исключить из п.2.6 проекта контракта счета-фактуру при оплате работ.
Заказчик в свою очередь, 29.03.2017 г. обработал протокол разногласий, отклонил редакцию заявителя в части исключения НДС из цены контракта, но при этом согласился с исключением из п. 2.6 проекта контракта счета-фактуры.
В последующем, обществом на электронной площадке были размещены еще два протокола разногласий с предложением исключить из цены контракта НДС, которые заказчик отклонил, оставив спорный п.2.2. проекта контракта без изменений. При этом, Обществом ко второму протоколу разногласий было приложено информационное письмо МИФНС России N17 по Челябинской области от 31.03.2017 г. N 1926 из которого следовало, что ООО "СК Еврострой" с 28.01.2016 г. переведено на упрощенную систему налогообложения.
Из материалов дела следует, что последний протокол разногласий Обществом был направлен 03.04.2017 г., то есть в пределах тринадцатидневного срока, установленного ч.5 и ч.13 статьи 70 Закона N44-ФЗ.
Однако, 06.04.2017 г. заказчиком на официальном сайте ЕИС и на электронной площадке опубликован протокол от 06.04.2017 г. об отказе от заключения муниципального контракта с ООО "СК Еврострой" и признании его уклонившимся от заключения договора на основании ч.13 статьи 70 Закона о контрактной системе. Из обозначенного протокола следовало, что победитель аукциона по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола не направил заказчику подписанный проект контракта.
Согласно части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчик в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе протокола разногласий обязан рассмотреть данный протокол и разместить в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно разместить проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.
Учитывая, что у ООО "СК "Еврострой" после получения и обработки протокола разногласий от 03.04.2017 г. имелась возможность в гарантированный законом трехдневный срок рассмотреть и подписать направленный проект контракта, решение заказчика об отказе от заключения контракта с указанным Обществом и признании его уклонившимся от заключения контракта, оформленное в протоколе от 06.04.2017 г. явилось преждевременным и нарушающим положения ч.4, 5, 13 статьи 70 Закона N44-ФЗ.
Относительно довода подателя жалобы в части в необоснованного выставления заказчиком требования об уплате НДС, Комиссия считает необходимым указать следующее.
В силу ч. 4 статьи 3 Закона N44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно нормам статьи 8 указанного Федерального закона, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из приведенных норм следует, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в контрактной системе закупок в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) наравне с другими участниками, применяющими различные системы налогообложения. Законодатель не установил никаких ограничений для участников в зависимости от применяемого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) налогового режима.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч.1 статьи 70 Закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 названного Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Разделом 2 проекта контракта (Приложение N2 к документации об электронном аукционе N 20-17-АЭМП) определена цена и порядок расчетов, в соответствии с которым начальная (максимальная) цена настоящего контракта сформирована в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N2 к настоящему Контракту) и составляет 2 900 000,00 рублей (п.2.1).
Пунктом 2.1 проекта контракта установлено, что окончательная цена настоящего Контракта в соответствии с предложением Подрядчика составляет _________(_____________) рублей ___коп., в том числе НДС 18%. (либо без НДС, в случае применения Подрядчиком упрощенной системы налогообложения).
Таким образом, исходя из буквального толкования условий проекта контракта, следует, что определение цены контракта напрямую поставлена в зависимость от применяемой участником закупки, с которым будет заключен контракт, системы налогообложения.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Учитывая вышеприведенные нормы законодательства и фактические обстоятельства рассматриваемого дела, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, выраженные в отказе принять замечания ООО "СК Еврострой", указанные в протоколах разногласий об исключения из цены контракта налога на добавленную стоимость (НДС) являются неправомерными, поскольку проектом контракта изначально была предусмотрена возможность определить цену контракта с учетом специфики применяемой участником закупки системы налогообложения.
Таким образом, МКУ "УЖКХ города Ишима" нарушен порядок заключения контракта, установленный статьей 70 Закона о контрактной системе, что в свою очередь свидетельствует о наличии в действиях указанного заказчика признаков нарушения ч. 3 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В этой связи Комиссия считает необходимым выдать МКУ "УЖКХ города Ишима" обязательное для исполнения предписание об устранения допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протокола отказа от заключения с ООО "СК Еврострой" муниципального контракта от 06.04.2017 г. и совершения действий, направленных на заключение контракта с победителем электронного аукциона N 0167300008317000033 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "СК Еврострой" на действия заказчика - МКУ "УЖКХ города Ишима" при проведении электронного аукциона N 20-17-АЭМП (N 0167300008317000033) на проведение работ по капитальному ремонту объекта "МАДОУ д/с N14 (корпус 2), расположенного по адресу: г. Ишим, ул. Просвещения,9, обоснованной.
2. Признать МКУ "УЖКХ города Ишима" нарушившим ч.1 статьи 34, ч.5, ч. 13 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать МКУ "УЖКХ города Ишима" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола отказа от заключения муниципального контракта ООО "СК Еврострой" от 06.04.2017 г. и совершения действий, направленных на заключение контракта с победителем электронного аукциона N 0167300008317000033 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
4. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" (адрес в сети Интернет: http://www.rts-tender.ru/) обеспечить техническую возможность для осуществления заказчиком действий по исполнению настоящего предписания.
5. Передать материалы дела должностному лицу Тюменского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении ответственных должностных лиц заказчика.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _______________
Члены Комиссии
______________
_______________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 13 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2017