Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 апреля 2017 г. N 06-275/17т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 17 апреля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "АльфаСтрахование" (далее по тексту - ОАО "АльфаСтрахование", общество, заявитель): Серопян Д.Ф., Клюкин Р.С. (представители по доверенностям),
от Единой комиссии заказчика федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)" (далее - единая комиссия, единая комиссия заказчика ФКУ "ЦХиСО"): Корзиникова О.В., Сапунова Е.Ю., Тен А.С., (представители по доверенностям),
от заинтересованного лица страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (далее по тексту - СПАО "Ингосстрах", заинтересованное лицо) - Слепцов А.В., Егорова Н.Н. (представители по доверенностям),
от заинтересованного лица якутского филиала страхового акционерного общества "ВСК" (далее по тексту - САО "ВСК") - Дарбасов А.В. (в качестве слушателя),
рассмотрев жалобу ОАО "АльфаСтрахование" на действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
06 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ОАО "АльфаСтрахование" на действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение указанной жалобы назначено на 13 апреля 2017 года в 14 часов 30 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители ОАО "АльфаСтрахование" огласили доводы жалобы в полном объеме.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" по признанию конкурсной заявки ОАО "АльфаСтрахование" не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Заявитель считает действия единой комиссии заказчика неправомерными по следующим основаниям:
1. Одним из оснований отклонения заявки ОАО "АльфаСтрахование" является то, что участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе не представлен расчет цены контракта на автотранспорт, подлежащий страхованию.
Указывают, что конкурсная документация не содержит требования о предоставлении такого расчета, при этом ценовое предложение ОАО "АльфаСтрахование" не превышает начальной (максимальной) цены контракта, следовательно, у единой комиссии заказчика не было правовых оснований для признания заявки ОАО "АльфаСтрахование" не соответствующей требованиям конкурсной документации по указанному основанию.
2. В качестве второго основания отклонения заявки ОАО "АльфаСтрахование" единой комиссией заказчика указано отсутствие в составе заявки на участие в открытом конкурсе документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса.
Подчеркивают, что в ОАО "АльфаСтрахование" представило в составе конкурсной заявки нотариально заверенную копию доверенности, выданную на директора Якутского филиала ОАО "АльфаСтрахование" генеральным директором ОАО "АльфаСтрахование", копии приказов NN 66, 89-2-к, 179, 119 о назначении и продлении полномочий генерального директора ОАО "АльфаСтрахование", копии протоколов NN 7, 5-1, 3, 9, 03 о назначении и продлении полномочий генерального директора ОАО "АльфаСтрахование".
Считают, что ОАО "АльфаСтрахование" в полном объеме выполнило требования конкурсной документации и законодательства о контрактной системе в части подтверждения полномочий лица, осуществляющего действия от имени ОАО "АльфаСтрахование".
Указывают, что в связи с вышеизложенным действия единой комиссии заказчика по признанию заявки ОАО "АльфаСтрахование" не соответствующей требованиям конкурсной документации являются неправомерными.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать единой комиссии ФКУ "ЦХиСО" предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" с жалобой не согласились и пояснили следующее.
1. Для целей определения начальной (максимальной) цены контракта заказчиком был применен тарифный метод в соответствии с пунктом 2 приложения 4 Указания N 3384-У по формуле расчета путем перемножения коэффициентов. Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 724 547,43 руб.
Разделом 10 Конкурсной документации предусмотрено, что если расчет цены предлагаемой в заявке участника произведен не в соответствии с Указанием Банка России от 20 марта 2015 года N 3604-У "О внесении изменений в указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У", это может повлечь отклонение такой заявки (в связи с установленными ЦБ РФ тарифами и коэффициентами, цена контракта всех участников открытого конкурса должна быть сформирована с учетом утвержденных страховщиком базовых ставок (Тб), информация о которых должна быть размещена на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При наличии в заявке, участника закупки, расчета цены контракта по Тб, отличной от Тб, информация о которой размещена на официальном сайте страховщика, то такая заявка отклоняется, т.к. расчет произведен с нарушением требований ЦБ РФ).
Ценовое предложение ОАО "АльфаСтрахование" составило 4 721 434,95 руб., что меньше минимального значения базовой ставки страхового тарифа на 3 112,48 рублей. Из чего следует, что расчет страховой премии данным участником произведен неверно.
В связи с несоответствием заявки требованиям конкурсной документации в отношении цены, заявка заявителя членами единой комиссии заказчика была отклонена.
Единой комиссией заказчика было установлено, что Заявителем применена ставка страхового тарифа и/или коэффициенты при расчете цены контракта ниже минимального значения (в связи с отсутствием расчетов предложения Заявителя, единой комиссии не представилось возможным установить какие именно критерии занизил Заявитель), что явилось причиной для отклонения его заявки на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Исходя из статей 8, 9, 15 Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" цена контракта не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном Банком России порядке.
Указывают, что отклонение заявки ОАО "АльфаСтрахование" не повлияло на результаты открытого конкурса, так как заявка Заявителя была подана под порядковым номером 4.
2. В соответствии с подпунктом в) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса должен приложить в составе заявки документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
Заявка на участие в открытом конкурсе была подана юридическим лицом ОАО "АльфаСтрахование" и подписана директором Якутского филиала ОАО "АльфаСтрахование" Р.С. Клюкиным. В качестве подтверждения полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса была приложена доверенность на Р.С. Клюкина. Статья 185 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет доверенность как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Таким образом, доверенность является документом, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, определяет условия и границы реализации этих прав. Доверенность адресуется третьим лицам и подлежит предъявлению в случае осуществления представителем действий от имени представляемого лица. Доверенностью должны быть предоставлены полномочия директору Якутского филиала представлять интересы ОАО "АльфаСтрахование", в частности, подавать от имени ОАО "АльфаСтрахование" заявки на участие в торгах, осуществлять все необходимые действия, связанные с участием в торгах, а также подписывать от имени ОАО "АльфаСтрахование" контакты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в случае признания победителем.
Изучив доверенность при рассмотрении заявки заявителя единая комиссия установила, что данные полномочия у директора Якутского филиала ОАО "АльфаСтрахование" отсутствуют.
Кроме того, к составу заявки не был приложен приказ о назначении на должность директора Якутского филиала ОАО "АльфаСтрахование".
Просят признать жалобу ОАО "АльфаСтрахование" необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заинтересованного лица СПАО "Ингосстрах" пояснили, что с жалобой ОАО "АльфаСтрахование" также не согласны и поддержали позицию единой комиссии ФКУ "ЦХиСО" в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
14 марта 2017 года заказчиком ФКУ "ЦХиСО" на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0816100000417000025 о проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 4 724 547,43 руб.
04 апреля 2017 года состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК2.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурса поступило 4 (четыре) заявки с регистрационными номерами 1, 2, 3 и 4 (ОАО "АльфаСтрахование").
05 апреля 2017 года состоялось рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРО1.
Согласно указанному протоколу заявки участника открытого конкурса с номерами 3 и 4 отклонены. Заявка участника закупки с регистрационным номером 4 (ОАО "АльфаСтрахование") отклонена по следующему основанию: "В соответствии с ч. 3.1 ст.53 ФЗ-44, п.2 ч.2 ст. 51 ФЗ-44- участником закупки документы заявки представлены не в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (отсутствует расчет цены контракта на автотранспорт, подлежащий страхованию).
Также отсутствует документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица - отсутствует приказ о назначении на должность директора Якутского филиала ОАО "АльфаСтрахование".
Решением единой комиссии победителем конкурса с присвоением первого номера заявке признан участник закупки СПАО "Ингосстрах", второй номер присвоен заявке участника закупки САО "ВСК".
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ОАО "АльфаСтрахование" обоснованной в полном объеме по следующим основаниям.
1. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 05.04.2017 г. заявка участника закупки с регистрационным номером 4 (ОАО "АльфаСтрахование") отклонена по следующему основанию: "В соответствии с ч. 3.1 ст.53 ФЗ-44, п.2 ч.2 ст. 51 ФЗ-44- участником закупки документы заявки представлены не в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (отсутствует расчет цены контракта на автотранспорт, подлежащий страхованию).
Также отсутствует документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица - отсутствует приказ о назначении на должность директора Якутского филиала ОАО "АльфаСтрахование".
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен статьей 53 Закона о контрактной системе.
Частями 2-3.1 названной статьи Закона о контрактной системе установлено следующее:
2. Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
3.1 В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
- информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе;
- предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
- в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
- в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;
- документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона);
- в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что действия конкурсной комиссии, при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе, заключаются, в том числе, в проверке, представленных в составе заявок на участие в открытом конкурсе документов и сведений, на предмет соответствия требованиям конкурсной документации.
При этом Законом о контрактной системе установлен закрытый перечень оснований для отклонения заявок на участие в открытом конкурсе:
- не соответствие участника конкурса требованиям, установленным к участникам закупки;
- не соответствие конкурсной заявки требованиям, установленным в конкурсной документации;
- установление недостоверности информации, представленной участником конкурса в заявке.
Также, Законом о контрактной системе установлен закрытый перечень документов, предоставляемых участниками открытого конкурса в составе своих заявок, при этом, в законодательстве о контрактной системе отсутствует требование о предоставлении участниками закупки расчетов, направленных ими предложений о цене контракта.
Напротив, частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен запрет на требование от участника открытого конкурса иных документов и информации, за исключением документов и информации предусмотренных частью 2 названной статьи.
Материалами дела установлено, что в документации открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025) требование о предоставлении расчета (расшифровки исчисления) ценового предложения участников закупки также отсутствует.
Также из материалов дела следует, что в разделе "Оценка заявок по критерию "Цена контракта" конкурсной документации заказчиком установлено следующее: "Если расчет цены предлагаемой в заявке участника произведен не в соответствии с Указанием Банка России от 20 марта 2015 года N 3604-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У, это может повлечь отклонение такой заявки (В связи с установленными ЦБ РФ тарифами и коэффициентами, цена контракта всех участников открытого конкурса должна быть сформирована с учетом утвержденных Страховщиком базовых ставок (Тб), информация о которых должна быть размещена на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При наличии в заявке, участника закупки, расчета цены контракта по Тб, отличной от Тб, информация о которой размещена на официальном сайте Страховщика, то такая заявка отклоняется, т.к. расчет произведен с нарушением требований ЦБ РФ).".
В этой связи, Комиссия Якутского УФАС России обращает внимание единой комиссии заказчика на следующее:
Правоотношения, возникающие в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются положениями Федерального закона N 40-ФЗ от 25.04.2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее по тексту - Закон об ОСАГО).
Частями 1 и 2 статьи 9 названного Закона установлено следующее:
1. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
2. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
При этом, в соответствии со статьей 1 Закона об ОСАГО страховщик - это страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, а также порядок применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. N 3384-У (далее по тексту - Указание N 3384-У).
Приложение N 1 к Указаниям N 3384-У устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), Приложение N 2 - коэффициенты страховых тарифов, в том числе: коэффициент, зависящий от территории преимущественного использования транспортного средства, коэффициент, зависящий от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ), коэффициент, зависящий от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, коэффициент, зависящий от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством, коэффициент, зависящий от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "B", "BE"), коэффициент, зависящий от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, коэффициент, зависящий от периода использования транспортного средства и коэффициент, зависящий от срока страхования.
В таблицах к приложению N 2 к Указаниям N 3384-У установлены значения указанных коэффициентов.
Таблица N 2 "Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования" устанавливает, что в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, как в большую, так и в меньшую сторону изменяется класс собственника транспортного средства (водителя), а следовательно, изменяется, как в большую, так и в меньшую сторону, коэффициент КБМ.
При этом в примечании 3 к указанной таблице указано, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В ходе рассмотрения дела представители ОАО "АльфаСтрахование" пояснили, что в целях расчета ценового предложения заявителем были использованы актуальные коэффициенты КБМ транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию.
При этом, единой комиссией заказчика ни до рассмотрения жалобы, ни в ходе ее рассмотрения в материалы дела не представлены надлежащие доказательства недостоверности расчета ценового предложения участника закупки ОАО "АльфаСтрахование".
Таким образом, учитывая, что конкурсная документация не содержит требование о предоставления расчета ценового предложения участника закупки, а содержит требование о том, что страховые премии в обязательном порядке должны быть рассчитаны с учетом утвержденных страховщиком базовых ставок (Тб), принимая во внимание, что для расчета страховой премии применяются не только базовые ставки страховых тарифов, но и различные коэффициенты страховых тарифов, в том числе коэффициент КБМ, значение которого может изменяться в зависимости от наличия или отсутствия страховых случаев в предыдущие периоды страхования, а также то, что представителями единой комиссии заказчика в материалы дела не представлено надлежащих доказательств наличия недостоверной информации в ценовом предложении, направленном ОАО "АльфаСтрахование", Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что у единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" отсутствовали правовые основания для отклонения конкурсной заявки ОАО "АльфаСтрахование" по основаниям, предусмотренным частью 3.1 статьи 53, пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, как это указано в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 05.04.2017 г.
При изложенных обстоятельствах, первый довод жалобы ОАО "АльфаСтрахование" подлежит признанию обоснованным. Единая комиссия заказчика ФКУ "ЦХиСО" признается нарушившей часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. Как указано выше, из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 05.04.2017 г. следует, что заявка участника закупки с регистрационным номером 4 (ОАО "АльфаСтрахование") отклонена по следующему основанию: "В соответствии с ч. 3.1 ст.53 ФЗ-44, п.2 ч.2 ст. 51 ФЗ-44- участником закупки документы заявки представлены не в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (отсутствует расчет цены контракта на автотранспорт, подлежащий страхованию).
Также отсутствует документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица - отсутствует приказ о назначении на должность директора Якутского филиала ОАО "АльфаСтрахование".
При этом в ходе рассмотрения дела представители единой комиссии заказчика пояснили, что причиной отклонения заявки ОАО "АльфаСтрахование" явилось отсутствие в доверенности заявителя полномочий по подаче заявок на участие в закупках.
Подпунктом в) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
Материалами дела установлено, что аналогичное требование к составу информации и документов об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в закупке, предоставляемом в заявке на участие открытом конкурсе, установлено в подпункте 3 пункта 8.1.2 подраздела "Порядок подачи и приема заявок на участие в открытом конкурсе" раздела I "Общие положения проведения открытого конкурса" конкурсной документации на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025).
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 названной статьи документов и информации.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен статьей 53 Закона о контрактной системе.
Частями 2-3.1 названной статьи Закона о контрактной системе установлено следующее:
2. Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
3. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
3.1 В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что действия конкурсной комиссии, при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе, заключаются, в том числе, в проверке, представленных в составе заявок на участие в открытом конкурсе документов и сведений, на предмет соответствия требованиям конкурсной документации.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен закрытый перечень документов, предоставляемых участниками открытого конкурса в составе своих заявок для целей подтверждения полномочий лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица, при этом, в законодательстве о контрактной системе отсутствует требование о предоставлении участником закупки приказа о назначении лица, не являющегося руководителем участника закупки - юридического лица, и действующего от имени участника открытого конкурса, а установлено лишь требование о предоставлении доверенности, заверенной печатью и подписанной руководителем участника закупки - юридического лица, либо руководителем, либо заверенной нотариально.
При этом Законом о контрактной системе установлен закрытый перечень оснований для отклонения заявок на участие в открытом конкурсе:
- не соответствие участника конкурса требованиям, установленным к участникам закупки;
- не соответствие конкурсной заявки требованиям, установленным в конкурсной документации;
- установление недостоверности информации, представленной участником конкурса в заявке.
Материалами дела установлено, что конкурсная документация на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025) не содержит требования о предоставлении приказов о назначении на должность лица, подписавшего конкурсную заявку, в том случае, если такая заявка подписана иным лицом (не руководителем участника закупки - юридического лица).
Из материалов дела усматривается, что конкурсная заявка ОАО "АльфаСтрахование" подписана Клюкиным Р.С., в составе конкурсной заявки, среди прочих документов, имеется нотариально заверенная копия доверенности N 9275/14 от 25.11.2014 г., выданной генеральным директором ОАО "АльфаСтрахование" Скворцовым В.Ю. директору Якутского филиала ОАО "АльфаСтрахование" Клюкину Р.С. на срок до 24.11.2019 г.
Также материалами дела установлено, что в составе заявки ОАО "АльфаСтрахование" имеются копии приказов NN 66, 89-2-к, 179, 119 о назначении и продлении полномочий генерального директора ОАО "АльфаСтрахование", копии протоколов NN 7, 5-1, 3, 9, 03 о назначении и продлении полномочий генерального директора ОАО "АльфаСтрахование".
Указанное подтверждается сведениями, изложенными в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе N ПВК2 от 04.04.2017 г.
Частью 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Пунктом 16 доверенности N 9275/14 от 25.11.2014 г. установлено, что руководитель ОАО "АльфаСтрахование" Скворцов В.Ю. доверяет директору Якутского филиала Клюкину Р.С. представлять интересы ОАО "АльфаСтрахование" во всех государственных учреждениях, организациях, предприятиях и перед физическими лицами, являющимися резидентами и нерезидентами Российской Федерации, в том числе представлять интересы в налоговых органах, учреждениях ИФНС РФ с правом подписания и получения документов, а также для проведения сверок и подписания актов сверок.
Согласно пункту 3.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. "Управление документами. Общие требования", регулирующего процессы управления документами государственных, коммерческих и общественных организаций, предназначаемыми для внутреннего или внешнего пользования, документ - это зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.
Из совокупного смысла частей 2 и 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, определяющих, что заявка на участие в открытом конкурсе подается в письменной форме, в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией), что все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы, заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса, следует, что заявка на участие в открытом конкурсе по своей правовой природе является документом.
При этом действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование об обязательном поименовании в доверенности всех третьих лиц, в отношения с которыми поверенный вступает от имени доверителя.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что доверенность N 9275/14 от 25.11.2014 г. подтверждает наличие у Клюкина Р.С. прав по представлению интересов ОАО "АльфаСтрахование", в том числе, по подписанию заявок на участие в государственных и муниципальных закупках от имени заявителя.
При изложенных обстоятельствах, учитывая то, что участником закупки является ОАО "АльфаСтрахование", а не его Якутский филиал, принимая во внимание то, что заявителем в составе своей заявки представлены нотариально заверенная копия доверенности на директора Якутского филиала ОАО "АльфаСтрахование", подтверждающая право Клюкина Р.С. на подписание заявок на участие в закупках, а также документы, подтверждающие полномочия генерального директора ОАО "АльфаСтрахование", доверившего директору Якутского филиала Общества подписывать документы для участия в закупках, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" по отклонению заявки ОАО "АльфаСтрахование" по основанию, указанному в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 05.04.2017 г., являются неправомерным.
При изложенных обстоятельствах, второй довод жалобы ОАО "АльфаСтрахование" подлежит признанию обоснованным. Единая комиссия заказчика ФКУ "ЦХиСО" признается нарушившей часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
В силу части 12 статьи 53 Закона о контрактной протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Статьей 7 Закона о контрактной системе установлено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из совокупного смысла вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что информация, указанная в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе должна быть полной и достоверной, и содержать подлинные сведения относительно причин отклонения заявок отклоненных от участия в открытом конкурсе участников закупки.
При рассмотрении дела представители единой комиссии заказчика пояснили, что вторым основанием для отклонения конкурсной заявки ОАО "АльфаСтрахование" явилось отсутствие в доверенности заявителя полномочий по подаче заявок на участие в закупках.
Между тем, из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 05.04.2017 г. следует, что заявка участника закупки с регистрационным номером 4 (ОАО "АльфаСтрахование") отклонена по причине отсутствия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица - приказа о назначении на должность директора Якутского филиала ОАО "АльфаСтрахование".
При изложенных обстоятельствах, действия единой комиссии, не указавшей в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 05.04.2017 г. полные и достоверные сведения о причинах отклонения от участия в открытом конкурсе на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025) участника закупки ОАО "АльфаСтрахование", признаются нарушающими положения части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ОАО "АльфаСтрахование" на действия единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (извещение N 0816100000417000025) обоснованной.
2. Признать единую комиссию заказчика ФКУ "ЦХиСО" нарушившей части 2 и 10 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать единой комиссии заказчика ФКУ "ЦХиСО" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии Нанова Т.А.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Петухова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 апреля 2017 г. N 06-275/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2017