Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 апреля 2017 г. N 06-260/17т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 13 апреля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Бизнес процесс" (далее - ООО "Бизнес процесс", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Якутское" (далее также - ММУ МВД РФ "Якутское", заказчик): Гольцева Г.В., Афанасьев А.И. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Бизнес процесс" на действия заказчика ММУ МВД РФ "Якутское" при проведении электронного аукциона на работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки (извещение N 0116100001517000026), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
03 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Бизнес процесс" на действия заказчика ММУ МВД РФ "Якутское" при проведении электронного аукциона на работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки (извещение N 0116100001517000026).
Рассмотрение жалобы назначено на 10 апреля 2017 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы возражения от заинтересованных лиц не поступили.
В жалобе ООО "Бизнес процесс" заявлено, что заказчиком не опубликовано техническое задание аукционной документации, а, следовательно, отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта без учета возможности антидемпинговых мер, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представители ММУ МВД РФ "Якутское" с жалобой не согласились, считают положения аукционной документации соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, поддержали возражения, изложенные в письменных пояснениях.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 27.03.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 935 500,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 9 заявок, все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
5) дата проведения электронного аукциона 10.04.2017 года;
7) в период проведения электронного аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников закупки;
8) на момент рассмотрения жалобы процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не проведена.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Бизнес процесс" обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части отсутствия показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям признан обоснованным в силу следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе заседания представители заказчика пояснили, что в качестве описания объекта закупки ММУ МВД РФ "Якутское" размещен в ЕИС локальный сметный расчет.
Материалами дела установлено, что в пункте 2 "Наименование и описание объекта закупки" аукционной документации указано следующее: "Оказание услуг по проведению капитального ремонта в административном здании МУ МВД России "Якутское" согласно приложенной локальной сметы к проекту контракта (Приложение N1)".
Между тем, в соответствии с пунктом 3.16 методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 г. N 15/1, локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
Из вышеизложенного следует, что локальный сметный расчет является документом, составляемым для определения стоимости работ, необходимых для осуществления строительства.
Кроме того, Комиссией установлено, что локальный сметный расчет, являющийся частью аукционной документации, не отвечает требованиям, установленным в частях 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку содержит, в том числе указания на товарные знаки, а также требования к трудовым и иным ресурсам исполнителя.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из совокупного смысла положений части 1 статьи 12 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что качество описания объекта закупки является одним из ключевых условий проведения эффективной закупки, по итогам которой заказчик заключает контракт на условиях максимально отвечающих его потребностям, а победитель определяется в соответствии с установленными правилами.
Между тем, в рамках Закона о контрактной системе, локальный сметный расчет не может являться описанием объекта закупки, поскольку такой расчет составляется в целях определения начальной (максимальной) цены контракта, в нем указываются объемы и стоимость услуг и материалов, необходимых для производства строительных работ, однако показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям, установленным заказчиком, в таком расчете отсутствуют.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Довод заявителя в части установления в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта без учета возможности антидемпинговых мер признан обоснованным в силу следующего.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе). При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В проекте контракта установлено следующее: "11.2. Обеспечение исполнения контракта установлено в размере __5__% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет __46775__ рублей _00_ коп".
Таким образом, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в проекте контракта установлен фиксированный размер обеспечения исполнения контракта.
При этом материалами дела установлено, что в ходе проведения электронного аукциона 10.04.2017 года цена контракта была снижена более чем на двадцать пять процентов.
Вместе с тем, заказчиком в нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в проекте контракта не указана возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанного в документации о проведении аукциона, но не менее чем обеспечение исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Таким образом, любой участник закупки, ознакомившись с опубликованной документацией, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам вправе направить запрос о разъяснении положений документации об аукционе в сроки, указанные в документации об электронном аукционе.
Срок, в течение которого участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, и срок предоставления заказчиком ответа на такой запрос регламентированы частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Между тем, в нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 19 "Порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснение положений документации и внесение в нее изменений", а также в других разделах аукционной документации, отсутствует информация о дате начала и окончания срока представления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации.
2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.
Пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень единых требований к участникам закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 7, 7.1. части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе расширен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу 09.01.2017 года.
Извещение о проведении электронного аукциона, а также аукционная документация с изменениями были размещены в ЕИС 27.03.2017 года, следовательно, требования в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе подлежит обязательному включению в аукционную документацию.
Между тем, в пункте 20 "Требования к участникам закупки" аукционной документации требование в соответствии с 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено в старой редакции, а требование в соответствии с 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствует, что нарушает часть 3 статьи 64, пункты 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должна содержаться информация, перечисленная в пункте 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Между тем, в нарушение пункта 6 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона в отношении места и порядка порядке подачи заявок содержится отсылка на аукционную документацию, что не является надлежащим требованием указанных норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 6 статьи 42, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в части не указания в извещении о проведении электронного аукциона информации о месте и порядке подачи заявок на участие в электронном аукционе.
4. Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Между тем, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона в отношении срока поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг указано: "другая периодичность", что не является надлежащим требованием указанных норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес процесс" на действия заказчика ММУ МВД РФ "Якутское" при проведении электронного аукциона на работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки (извещение N 0116100001517000026) обоснованной.
2. Признать заказчика ММУ МВД РФ "Якутское" нарушившим часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 96, пункт 11 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, пункты 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункты 2, 6 статьи 42, пункт 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику заказчику ММУ МВД РФ "Якутское" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Т.А. Нанова
Члены комиссии: К.А. Овчинникова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 апреля 2017 г. N 06-260/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017