Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 марта 2017 г. N 06-164/17т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 15 марта 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия),в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А.- заместителя начальникам отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н.-старшего государственного инспектораотдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителяОтдела вневедомственной охраны по Алданскому району - филиала ФГКУ "УВО войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)"(далее -заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от муниципального заказчика Муниципального казенного учреждения "ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ" МО "АЛДАНСКИЙ РАЙОН" (далее - заказчик): не явились, представлено письменное пояснение по жалобе, а также заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от уполномоченного учреждения Муниципального казенного учреждения"Контрактная служба" МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченное учреждение, МКУ "КС" Алданского района): не явились, представлено письменное пояснение и ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобуОтдела вневедомственной охраны по Алданскому району - филиала ФГКУ "УВО войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Саха (Якутия)"на действия заказчика МКУ "ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ" МО "АЛДАНСКИЙ РАЙОН", уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба" МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране объекта и техническому обслуживанию систем сигнализации (извещение N 0816300014517000041),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
02 марта 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаОтдела вневедомственной охраны по Алданскому району - филиала ФГКУ "УВО войск национальной гвардии РФ по РС (Я)"на действия заказчика МКУ "ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ" МО "АЛДАНСКИЙ РАЙОН", уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба" МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране объекта и техническому обслуживанию систем сигнализации (извещение N 0816300014517000041).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайтеzakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 10.03.2017 года в 17 часов 00 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из содержания жалобы заявителя следует, что заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе неправомерно в один лот объединены охрана и техническое обслуживание средств охранно-пожарнойсигнализации, что приводит к ограничению конкуренции, в частности к ограничению количества участников закупки.
Указывают, что в г. Алдан существует всего одна организация, способная предоставлять как услуги по охране объектов с выводом на пульт централизованного наблюдения, так и услуги по техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации - ООО ЧОП "Флагман", тогда как аналогичные услуги по отдельности предоставляются и другими организациями. К примеру, услуги охраны с выводом на пульт централизованного наблюдения предоставляются Отделом вневедомственной охраны Росгвардии, а услуги по техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации предоставляют ФФГУП "Охрана", ООО "Сатурн", ООО "Климатические и телекоммуникационные системы", ООО "Нерюнгринская мониторинговая компания", ИП Нестеров А.В., ИП Чертоплясов А.М.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.
Из письменных пояснений уполномоченного учреждения следует, что с жалобой не согласны и поясняют следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых 6 устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Постановлением Правительства от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, в том числе технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации.
Таким образом, при наличии лицензии на частную охранную деятельность разрешается использовать технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, при этом лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не требуется.
Следовательно, доступ к участию в электронном аукционе для хозяйствующих субъектов, не имеющих лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, по мнению уполномоченного учреждения не ограничен.
Указывает, что включение в состав одного лота при осуществлении закупки на оказание услуг по охране по охране объекта и техническому обслуживанию систем сигнализации правомерно, поскольку данные услуги являются неделимым комплексом услуг.
Также отмечают, что у уполномоченного учреждения с данным заявителем имеются судебные дела с доводами аналогичными по данной жалобе, прикладывают судебные решения по делам А58-1566/2015, А58-1567/2015, А58-1398/2015. Указывают, что на территории МО "Город Алдан" зарегистрирован в том числе хозяйствующий субъект ООО ЧОП "Орлан", оказывающий данные услуги.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой заявителя также не согласны, позиция аналогична позиции уполномоченного учреждения.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ"- 01.03.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 156 904,65 руб.;
4) на момент рассмотрения дела по существу срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуОтдела вневедомственной охраны по Алданскому району - филиала ФГКУ "УВО войск национальной гвардии РФ по РС (Я)"необоснованной в силу следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует неправомерное объединение в один лот оказание услуг по охране и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). <_>.
Материалами дела установлено, что предметом закупки является оказание услуг по охране объектов МКУ "Департамент образования" МО "Алданский район" техническими средствами охраны (ТСО) с выводом сигнала "Тревога" на ПЦН (пульт централизованного наблюдения) с техническим обслуживанием установок охранно-пожарной сигнализации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление следующих услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2011 года N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден Перечень видов средств охраны, используемых для оказание услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, а именно:
1. Средства аудио- и видеонаблюдения;
2. Технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации;
3. Средства инженерно-технической защиты и контроля доступа;
4. Технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте;
5. Технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.
На основании изложенного, Комиссия считает, что осуществление хозяйствующим субъектом охраны объектов средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации наряду с их техническим обслуживанием, и включение указанных услуг в состав одного лота при проведении закупок на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по охране объектов муниципальной собственности г. Алдан средствами охранно-пожарной и их техническому обслуживанию не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, материалами дела установлено, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта по запросу заказчика были представлены два коммерческих предложения от ИП Чертоплясов А.М., ООО ЧОП "Флагман".
Следовательно, минимум два хозяйствующего субъекта могут оказать услуги необходимые заказчику, а также как следует из письменных пояснений уполномоченного учреждения на территории МО "Город Алдан" зарегистрирован в том числе хозяйствующий субъект ООО ЧОП "Орлан", оказывающий данные услуги.
Вместе с тем, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, ни в ходе рассмотрения дела, ни в качестве приложения к жалобе заявителем не приведенонадлежащихдоказательств, подтверждающих факт необоснованного ограничения количества участников закупки путем объединения в один лот оказание услуг по охране и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации.
Так, в силу вышеизложенного, заявителем не исполнено требование ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе.
На указание заявителяоб отсутствии у него лицензии на техническое обслуживание средств охранно - пожарной сигнализации Комиссия отмечает следующее.
Ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Так, согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
По пункту 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
По статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Учитывая изложенное, юридическое лицо, намеревающееся оказывать определенные услуги, вправе при соблюдении установленного действующим законодательством порядка получить необходимые разрешения (лицензии) и оказывать соответствующие услуги.
Таким образом, доступ к участию в закупке для хозяйствующих субъектов, не имеющих лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения охранно - пожарной безопасности зданий и сооружений, не ограничен.
В силу вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что факт ограничения количества участников закупки материалами дела не установлен, а обстоятельствами дела не подтвержден.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
Кроме того, при рассмотрении данного дела Комиссией принятово внимание судебная практика по делам А58-1566/2015, А58-1567/2015, А58-1398/2015, где истцом выступает податель жалобы с указанием на неправомерное объединение в один лот услуг по охране с услугами по техническому обслуживанию пожарно-охранной сигнализации, видеонаблюдения и мониторинга к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия). Между тем, судом первой инстанции по вышеуказанным делам в требовании истца отказано.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобуОтдела вневедомственной охраны по Алданскому району - филиала ФГКУ "УВО войск национальной гвардии РФ по РС (Я)"на действия заказчикаМКУ "ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ" МО "АЛДАНСКИЙ РАЙОН", уполномоченного учреждения МКУ "Контрактная служба" МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по охране объекта и техническому обслуживанию систем сигнализации(извещение N 0816300014517000041) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н.Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 марта 2017 г. N 06-164/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017