Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 10 апреля 2017 г. N ГЗ-162/17 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Республиканская клиническая психиатрическая больница N1 Министерства здравоохранения
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
"_"
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 03.04.2017 вх.N4153 и 05.04.2017 года вх.N4253 поступили жалобы ООО "Рамонда" и ООО "Фанол" на действия Заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Республиканская клиническая психиатрическая больница N1 Министерства здравоохранения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием N 0301200046617000154 Предоставление услуг по организации питания пациентов в ГБУЗ РКПБ N 1 МЗ РБ.
По мнению Заявителей, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно необоснованно выставлены критерий к качеству услуг в части наличия у участника закупки декларации о соответствии техническим регламентам таможенного союза (согласно вариантам диет), установления критерия к квалификации участников закупки в части наличия прошедших повышение квалификации (переподготовку) специалистов по профилю оказываемой услуги ключевых специалистов.
Информация о поступлении жалоб в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по конкурсу с ограниченным участием N 0301200046617000154.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
17.03.2017 года Заказчиком на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение и конкурсная документация на предоставление услуг по организации питания пациентов в ГБУЗ РКПБ N 1 МЗ РБ.
В соответствии в ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе следующие критерии: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Комиссией установлено, что в качестве нестоимостных критериев оценки Заказчиком использованы показатели по качеству услуг, квалификации трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг и обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами.
В приведенной ниже таблице подробно раскрывается содержание критериев оценки, установленных Заказчиком.
N |
Критерии оценки |
Содержание показателя |
Порядок оценки |
Величина значимости критериев оценки, % |
|||||||||||||||
Не стоимостные критерии оценки |
|
||||||||||||||||||
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, в том числе по данному критерию устанавливаются следующие показатели: а) качество услуг. |
20% |
|||||||||||||||||
2.1 |
Показатель: "Качество услуг" |
Наличие у участника закупки деклараций о соответствии техническим регламентам таможенного союза (согласно вариантам диет). |
Наличие деклараций согласно всем вариантам диет - 100 баллов; Отсутствие деклараций согласно вариантам диет - 0 баллов; Подтверждается копиями деклараций. |
|
|||||||||||||||
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в том числе по данному критерию устанавливаются следующие показатели: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. |
20% |
|||||||||||||||||
3.1 |
Показатель: "Квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" |
Наличие прошедших повышение квалификации (переподготовку) специалистов по профилю оказываемой услуги в штате участника закупки. |
Подтверждается копиями документов (сертификат, удостоверение) о повышении квалификации (переподготовке) специалистов участвующих при оказании услуг. |
Значимость показателя 30% |
|||||||||||||||
3.2 |
Показатель: "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" |
Наличие в штате участника закупки врача-диетолога, диетсестры |
Наличие в штате организации врача - диетолога -50 баллов; Отсутствие врача-диетолога - 0 баллов; Наличие в штате организации диетсестер - 30 баллов; Отсутствие диетсестры - 0 баллов. Подтверждается наличием документ подтверждающий квалификацию специалиста, копии трудовых книжек специалистов и (или) копии трудовых договоров или иные договора, копии санитарных книжек специалистов. |
Значимость показателя 70% |
|||||||||||||||
Наличие в штате участника закупки ключевых (в том числе: техник-технолог, повара, товаровед, инженер по технике безопасности) и иных специалистов соответствующего образования, необходимых для оказания своевременной качественной услуги |
Наличие в штате участника закупки ключевых и иных специалистов с образованием по профилю оказываемой услуги необходимых для оказания услуги в полном объеме - 20 баллов; Неполное наличие в штате участника закупки ключевых и иных специалистов с образованием по профилю оказываемой услуги необходимых для оказания услуги в полном объеме - 10 баллов. Отсутствие в штате участника закупки всех ключевых и иных специалистовс образованием по профилю оказываемой услуги необходимых для оказания услуги в полном объеме - 0 баллов. Подтверждается копиями документов об образовании, копии трудовых книжек специалистов и (или) копии трудовых договоровили иные договора, копии санитарных книжек специалистов в соответствии с законодательством. |
1. По мнению Заявителя в лице ООО "Рамонда" такое содержание показателя как "наличие у участника закупки декларации о соответствии техническим регламентам таможенного союза (согласно вариантам диет)", является некорректным, не позволяет участнику собрать необходимый пакет документов для участия в конкурсе.
Приложением N4 к Техническому заданию конкурсной документации Заказчиком установлено требование о соответствии продуктов ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013, ТР ТС 034/2013.
Согласно ст.2 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" целями принятия настоящего технического регламента являются:
1) защита жизни и (или) здоровья человека;
2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение
приобретателей (потребителей);
3) защита окружающей среды.
В соответствии с ч.1-3 ст.23 ТР ТС 021/2011 декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция.
Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Декларирование соответствия пищевой продукции осуществляется по одной из схем декларирования, установленных настоящим техническим регламентом, по выбору заявителя, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Исходя из вышеизложенного, следует, что декларация выдается на пищевую продукцию.
Кроме того, представление декларации согласно вариантам диет также не может быть некорректным в силу п.3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Объектом закупки являются услуги по организации питания пациентов Заказчика. Приложением N1 к Техническому заданию установлен объем оказываемых услуг с номенклатурой диет.
Следовательно, участник закупки в составе заявки в содержании показателя представляет декларацию о соответствии ТР ТС по объекту закупки (п.3 ч.1 ст.32) в соответствии номенклатурой диет указанной Заказчиком.
Данное установлено в соответствии с требованиями ч.1 ст.32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и позволяют участнику закупки определить весь пакет документов необходимых для подачи заявки.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения, в указанной части жалоба Заявителя является необоснованной.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ч.7 ст.50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Участником закупки ООО "Рамонда" был направлен запрос согласно вышеуказанной норме относительно конкретизации Заказчиком понятия декларации о соответствии техническим регламентам таможенного союза (согласно вариантам диет). Указанным запросом Заявитель просил Заказчика разъяснить согласно каких вариантов диет необходимо представить декларацию, однако Заказчиком разъяснения по предмету запроса даны не были.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России признает в действиях Заказчика нарушение ч.7 ст.50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявителем также оспаривается содержание показателя по п.3.1 и 3.2 критерия "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", а именно, наличие прошедших повышение квалификации (переподготовку) специалистов по профилю оказываемой услуги в штате участника закупки, наличие в штате участника закупки ключевых (в том числе: техник-технолог, повара, товаровед, инженер по технике безопасности) и иных специалистов соответствующего образования, необходимых для оказания своевременной качественной услуги.
В соответствии с п.3,4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
В соответствии с п.2 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Объектом закупки являются услуги по организации питания, следовательно, профилем оказываемой услуги, в рамках данной закупки является оказание услуг питания.
Кроме того, исходя из конкурсной документации, следует, что отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона.
Следовательно, указанные положения документации не ограничивают возможность участия в процедуре закупки и представления своего предложения относительно объекта закупки.
Таким образом, доводы жалобы не находят своего подтверждения, следовательно являются необоснованными.
Рассмотрение указанного в жалобе Заявителя довода под номером N4, Комиссией не проводилось, поскольку Заявитель указал, что претензий к Заказчику по указанному доводу на момент рассмотрения жалобы по существу, не имеется.
2. Заявитель в лице ООО "Фанол" полагает, что наличие у участника закупки декларации о соответствии техническим регламентам таможенного союза (согласно вариантам диет) ограничивает количество участников, поскольку достаточным является указание только декларации о соответствии ГОСТ Р или сертификата ГОСТ Р. В своих доводах ссылается на положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, ссылка на указанную норму Закона о контрактной системе является некорректной, поскольку она регламентирует порядок описания объекта закупки, между тем, им оспариваются критерии оценки, установленные Заказчиком в документации. Требования к критериям оценки в документации регламентируется, в том числе, нормами ст.32,50,53 Закона о контрактной системе.
Представление данных сведений, как было указано выше, не может являться ограничением участников закупки, поскольку не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона. Указанная процедура закупки является конкурсом с ограниченным участием.
Положениями ч.1 ст.32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе прямо предусмотрена обязанность заказчика устанавливать критерии оценки по качеству оказываемых услуг, поскольку при проведении процедуры оценивается не только наилучшее ценовое предложение, но также квалификация участника, качество, и т.д. оказываемых, в данном случае услуг. Кроме того, указанные положения документации не ограничивают возможность участия в процедуре закупки и представления своего предложения в отношении объекта закупки.
Согласно Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 28.12.2010 года N 11017/10 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Учитывая изложенное, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения, следовательно, являются необоснованными.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что выявленные нарушения в действиях Заказчика не повлияют на дальнейший результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого аукциона, Комиссией Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок принято решение предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рамонда" на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием N 0301200046617000154 необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Фанол" на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведении конкурса с ограниченным участием N 0301200046617000154 необоснованной.
3. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.7 ст.50 Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать, поскольку выявленные нарушение не могут повлиять на результаты определения исполнителя.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 10 апреля 2017 г. N ГЗ-162/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2017