Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 11 апреля 2017 г. N 01-33/14-2017
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
Р Е Ш Е Н И Е
о нарушении законодательства о контрактной системе
11.04.2017 N 01-33/14-2017 |
г. Нарьян-Мар
Сведения о проверке:
Проведена в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе);
Срок проведения: с 05 апреля 2017 года по 11 апреля 2017 года;
Основание - жалоба ООО "Транс-НАО" шиппинг компани" (далее по тексту - заявитель) на действия заказчика - Муниципального предприятия Заполярного района "Севержилкомсервис" (далее по тексту - МП ЗР СЖКС, заказчик).
Сведения о закупке N 0584300000317000010, на которую поступила жалоба:
Наименование объекта закупки |
Перевозка угля каменного из г. Архангельска в населённые пункты Ненецкого автономного округа |
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Электронный аукцион |
Заказчик и адрес его местонахождения |
Муниципальное предприятие Заполярного района "Севержилкомсервис" 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рыбников, д. 17 "Б" |
Уполномоченный орган и адрес его местонахождения |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
62 689 051 (Шестьдесят два миллиона шестьсот восемьдесят девять тысяч пятьдесят один) рубль 67 копеек |
Дата и время окончания подачи заявок |
10 часов 00 минут (время московское) 10 апреля 2017 года |
Официальный сайт для публикации сведений о закупке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
www.zakupki.gov.ru |
Дата рассмотрения материалов проверки - 11.04.2017.
Рассмотрение проведено Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Комиссия) в составе:
< >,
в присутствии представителя заявителя (по доверенности от 10.04.2017 N б/н). Заказчик (представитель заказчика) отсутствовал, уведомлён своевременно и надлежащим образом.
При проведении проверки и рассмотрении жалобы заявителя, материалов дела N 01-33/14-2017 комиссия
УСТАНОВИЛА:
1). 05.04.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Ненецкое УФАС России) поступила жалоба (вход. N 4028) от заявителя.
В своей жалобе заявитель указал следующее:
ООО "Транс-НАО" шиппинг компани" направило 27.03.2017 запрос на разъяснения положений документации об электронном аукционе. В нарушение норм Закона о контрактной системе заказчик направил разъяснения заявителю не в срок и не в полном объёме.
В аукционной документации не указаны сведения об отражении сведений о пункте назначения передачи груза с отражением адресного ориентира, о базовом пункте перевалки груза (в г. Архангельске), конкретном месте выгрузки груза, о составляющих цены контракта заказчиком (в том числе транспортные расходы).
Классификация услуг указана заказчиком 50.40.19.000 "Услуги по перевозке грузов внутренним водным транспортом", тогда как перевозка угля каменного из г. Архангельска осуществляется судами типа река-море. Заявитель не согласен с данной классификацией.
Условиями проекта договора предусмотрено, что качество оказываемых услуг исполнитель подтверждает определёнными документами, оформленными по правилам Системы сертификации ГОСТ России или декларацией о соответствии, паспортом качества. Перечень документов заказчиком не определён.
Техническое задание и проект договора содержат указание на год добычи угля. Исполнитель не может обеспечить исполнение данного условия. Заявитель также считает, что исполнитель не отвечает за качество перевозимого груза, так груз перевозимый водным транспортом принимается по количеству, а не по качеству.
В техническом задании и проекте договора не содержится указание о сроках и месте передачи товара исполнителю.
В проекте договора не указан поставщик товара.
Проектом договора срок приёмки заказчиком товара указан в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней. Заявитель считает такой срок необоснованно большим.
Заявитель не согласен с перечнем документов, предоставляемых исполнителем заказчику, так как согласно статье 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс ТМ РФ) перевозчик в порту оформляет коносамент или морскую накладную.
Часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе устанавливает, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как установила комиссия, заявителем 27.03.2017 через оператора электронной торговой площадки "Сбербанк-АСТ" (далее по тексту - ЭТП) заказчику был направлен запрос о разъяснениях положений аукционной документации закупки N 0584300000317000010.
04.04.2017 (исход. N 1414-01) заказчик направил заявителю такие разъяснения и произвёл размещение указанных разъяснений на ЭТП.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчик произвёл размещение разъяснений положений аукционной документации в ЕИС только 04.04.2017, то есть на четыре рабочих дня позже установленного частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе срока, а именно нарушил сроки размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении аукциона более чем на два рабочих дня, за что частью 1.1. статьи 7.30. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.
В размещённых заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее по тексту - ЕИС) разъяснениях, отсутствует описание предмета запроса, что нарушает положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, то есть в действиях заказчика усматриваются нарушения, предусмотренные частью 1.4. статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с положениями документации об аукционе данные об отражении сведений о пункте назначения передачи груза с отражением адресного ориентира указаны следующим образом - город Архангельск, место, указанное заказчиком. Конкретный адрес места передачи угля доводится исполнителю по результатам определения поставщика каменного угля для нужд МП ЗР СЖКС в 2017 году. Как следует из пояснений заказчика на жалобу (исход. N 1464-01 от 10.04.2017) (вход. Ненецкого УФАС России от 10.04.2017 N 4068), конкретное место выгрузки угля каменного определено заказчиком как населённый пункт без указания координат выгрузки (широты и долготы) в связи с возможным изменением в период летней навигации речной обстановки.
Доводы заявителя о включении в цену контракта в том числе расходов на доставку железнодорожным транспортом не нашли своего подтверждения, так как заказчиком своевременно и в полном объёме в составе аукционной документации было размещено обоснование начальной (максимальной) цены договора, выполненное в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе заявитель как участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
Не получив разъяснений от заказчика, удовлетворяющих заявителя, заявитель имел возможность направить новый запрос о разъяснениях положений документации в адрес заказчика с уточняющими вопросами. Заявитель данным правом не воспользовался.
Заказчиком в соответствии с "Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (далее по тексту - ОКПД2) выбран код для оказания услуг 50.40.19.000 "Услуги по перевозке грузов внутренним водным транспортом".
В ходе рассмотрения дела комиссия установила, что согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - Кодекс ВВТ РФ):
- внутренний водный транспорт Российской Федерации представляет собой один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;
- судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля;
- судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
- судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям
Статьёй 2 Кодекса ТМ РФ определено, что под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием в том числе судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии.
Кодексом ТМ РФ устанавливает, что его правила распространяются в том числе на суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
Функционал ЕИС позволяет при объявлении закупки вводить несколько значений кодов ОКПД2.
Следовательно, заказчик имел возможность кроме кода 50.40.19.000 "Услуги по перевозке грузов внутренним водным транспортом" внести данные кода 50.20.15.120 "Услуги по каботажным перевозкам морскими судами сухих сыпучих грузов" при размещении аукционной документации.
Данный довод жалобы заявителя признаётся комиссией обоснованным, но действия заказчика не привели к ограничению числа потенциальных участников закупки.
Разделом 11 "Качество услуг" проекта договора предусмотрено, что качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям Кодекса ВВТ РФ, ГОСТ N 19433-88, ГОСТ N 26319-84, подтверждаться определёнными документами, оформленными по правилам Системы сертификации ГОСТ России или декларацией о соответствии, паспортом качества. Предметный перечень предоставляемых участниками закупки документов заказчиком не определён.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Не указав предметный перечень документов заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 Закона контрактной системе, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьёй 7.30. КоАП РФ.
Установив в техническом задании аукционной документации требование к перевозимому товару - "Год добычи - 2017" заказчик нарушил положения:
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, определяющего, что документация о проведении аукциона кроме информации указанной в извещении о проведении такого аукциона должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по её заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
- пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, устанавливающего, что вторые части заявок на участие в электронном аукционе должны содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Документы на товар передаются исполнителю при погрузке товара и поступают заказчику при приёмке товара в пункте (-ах) выгрузки.
Комиссия приходит к выводу, что заказчик указав в техническом задании требования к товару - "Год добычи - 2017" установил излишние требования к исполнителю, тем самым нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, за что частью 4 статьи 7.30. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Довод заявителя о том, что проект договора не содержит условия о сроках и месте передачи груза, не предусматривает обязанность заказчика передать груз в установленный срок, а следовательно это влечёт ухудшение положения заявителя как участника закупки и в неравное с заказчиком условия комиссия отклоняет по следующим основаниям.
В статье 3 Закона о контрактной системе даны определения следующих понятий:
Заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Необоснованное преимущество заказчика по отношению к участнику не может быть получено, так как заказчик не принимает участие в проведении закупки как участник закупки и по своей правовой природе функции и полномочия сторон организующих и участвующих в проведении закупки различны.
Заявитель указывает в своей жалобе, что некоторые положения аукционной документации ему сложно оспаривать у заказчика в силу особенностей заключения договора, и в частности в связи запретом на проведение предварительных переговоров между сторонами.
Часть 1 статьи 46 Закона о контрактной системе содержит указание, что проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения.
Данный довод жалобы не нашёл своего подтверждения при рассмотрении дела.
Комиссией также указано заявителю о недопустимости в дальнейшем ведения предварительных переговоров с заказчиком после публикации извещения о проведении закупки и до определения её победителя. Заявитель вправе совершать только действия, предусмотренные частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, то есть направлять заказчику запросы о разъяснении положений документации закупки.
При рассмотрении довода жалобы заявителя о том, что в проекте договора (пункты 4.1.; 4.2.; 12.1.) содержатся обязательства заказчика по отношению к поставщику и соответственно поставщика к заказчику, представителем заказчика даны пояснения о том, что в ходе подготовки аукционной документации была допущена опечатка в тексте проекта контракта. Представитель заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Довод жалобы заявителя о том, что поставщик в проекте контракта не поименован комиссией отклоняется, так как гражданские и хозяйственные правоотношения заказчика и поставщика не являются предметом договора перевозки и для исполнителя по контракту являются обязательствами третьих лиц, не имеющих отношения к обязательствам сторон по договору перевозки и на его исполнение не влияют.
Заказчик установил в пункте 5.1. проекта договора, что приёмка поставленного товара в местах, указанных в приложении N 1 к проекту договора осуществляется представителем заказчика в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней с даты поставки товара в присутствии представителя исполнителя.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (её результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объёма требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приёмки.
Статьёй 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Как следует из пояснений заказчика, установив срок приёмки товара в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней заказчик не указал на то, что приёмка будет начнётся только на пятнадцатый день или будет длится весь установленный срок. Заказчик данной закупкой ставит цель не только обеспечить своевременный завоз каменного угля в населённые пункты Ненецкого АО, но и осуществить добросовестную приёмку товара по количеству и качеству. В зависимости от объёма завозимого топлива приёмка может быть осуществлена значительно раньше пятнадцати дней. У заказчика отсутствуют намерения безосновательно задерживать суда исполнителя в пунктах погрузки-выгрузки товара.
Данные пояснения также содержаться в ответе на запрос положений аукционной документации, размещённом заказчиком 29.03.2017 (исход. N 1368-01) в ЕИС.
Довод признан комиссией несостоятельным.
На основании изложенного выше, руководствуясь статьёй 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя обоснованной частично.
2. Признать в действиях заказчика нарушение:
- пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к участникам закупки, непредусмотренным Законом о контрактной системе;
- части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении аукциона более чем на два рабочих дня;
- части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка дачи разъяснения аукционной документации
3. Заказчику выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Данное решение может быть обжаловано в постоянное судебное представительство Арбитражного суда Архангельской области в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 11 апреля 2017 г. N 01-33/14-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2017