Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 марта 2013 г. N ГЗ-216/13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Заместитель председателя Комиссии - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Шакирьянова А.А.;
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа - Литвинов М.В.;
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа - Аширмаметов Р.Р.
в присутствии представителей:
Заказчик: Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан
- Нухов Руслан Абузарович (по доверенности)
Заявитель: ЗАО "НПО АСТА"
- Чубатов Алексей Владимирович (по доверенности)
- Цибров Дмитрий Александрович (по доверенности)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - Башкортостанское УФАС России) 22.03.2013 года (вх. N 4256) поступила жалоба от ЗАО "НПО АСТА" (далее - Заявитель) на действия заказчика в лице Государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при размещении заказа N 0101200008112009086 "Открытый аукцион в электронной форме N4193з на право заключения государственного контракта на поставку аппаратов автоматического плазмафереза".
По мнению ЗАО "НПО АСТА", Заказчик нарушил Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), необоснованно и в нарушение требований Закона о размещении заказов отказывается от заключения государственного контракта, а именно:
10.12.2012 г. ЗАО "НПО АСТА" обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на действия Заказчика при размещении заказа N 0101200008112009086 на право заключения контракта на поставку аппаратов автоматического плазмафереза.
Решением УФАС России по Республике Башкортостан от 17.12.2012 г. N ГЗ-1059/12 жалоба ЗАО "НПО АСТА" на действия Заказчика при размещении заказа N 0101200008112009086 была признана обоснованной. В действиях Государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан признано нарушение ч. 6 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
04.03.2013 г. ЗАО "НПО АСТА" получило для подписания проект контракта. 05.03.2013 г. Заказчику был отправлен протокол разногласий. 11.03.2013 г. ЗАО "НПО АСТА" был повторно получен для подписания проект контракта в прежней редакции, в связи с чем, ЗАО "НПО АСТА" повторно направили 13.03.2013 г. протокол разногласий. Основанием для направления протоколов разногласий послужило то, что в результате незаконного отказа в подписании государственного контракта и последующего обжалования отказа, стало невозможно соблюсти предусмотренные в государственном контракте сроки его исполнения, сроки оплаты товара и сроки действия контракта.
Так, п. 3.3. контракта предусматривалось, что оплата Оборудования производится безналичным расчетом в срок до 25.12.2012 г.; п. 3.4 предусматривал поставку оборудования не позднее 20.12.2012 г.; а п. 13.2 устанавливал, что контракт действует до 25.12.2012 г. Учитывая, что контракт подписывается, и будет исполняться в 2013 г., он содержит неисполнимые условия его действия, поставки и оплаты.
Все протоколы разногласий были оставлены без рассмотрения, а 18.03.2013 г. ЗАО "НПО АСТА" в третий раз получили проект государственного контракта для подписания.
Подписание его в неизменном виде, с заведомо неисполнимыми сроками повлечет возможность злоупотребления со стороны Заказчика его правами и наступление неблагоприятных последствий для ЗАО "НПО АСТА", кроме того подписание государственного контракта с прошедшими, не возможными к исполнению сроками исполнения, являет собой нарушение положений Закона о размещении заказов. Так, в соответствие с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона. Согласно п.9 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Извещение о размещении аукциона также содержит требование о предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта в сумме 2 862 000.рублей, "Срок действия банковской гарантии должен устанавливаться с учетом установленного срока действия контракта и оканчиваться не ранее данного срока" (п. 9.3 Документации аукциона). Таким образом, остается неясным вопрос о сроке на который должно быть представлено обеспечение исполнения государственного контракта, что также является нарушением требований Закона о размещении заказов.
Таким образом, не смотря на наличие предписания антимонопольного органа, нарушенные права ЗАО "НПО АСТА" не восстановлены, а нарушения, допущенные государственным заказчиком не устранены и продолжаются до сих пор, отказ от подписания протокола разногласий к государственному контракту, является нарушением Закона о размещении заказов.
Информация о поступлении жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о размещении заказов размещена на официальном сайте Российской Федерации.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением от 26.03.2013 года исх. N 7/3171 о приостановлении процедуры размещения заказа до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по открытому аукциону в электронной форме извещение N 0101200008112009086 "Открытый аукцион в электронной форме N4193з на право заключения государственного контракта на поставку аппаратов автоматического плазмафереза".
На заседание Комиссии Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, представитель Заказчика не согласился с доводами заявителя и сообщил, что Предписание по делу N ГЗ-1059/12 от 17.12.2012 г. Заказчиком исполнено, а в соответствии с Законом о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
Комиссия Башкортостанского УФАС России изучив и рассмотрев представленные материалы дела по проведению открытого аукциона и проведя внеплановую проверку в соответствии ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов и п.3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2012 N 25073) установила следующее:
04.03.2013 г. Заказчиком в адрес Заявителя направлен проект контракта, в том числе со следующими условиями: действие контракта распространяется на 2012 год, оплата производится до 25.12.2012 г. и срок поставки товара, являющегося предметом аукциона, не позднее 20.12.2012 г.
05.03.2013 г. ЗАО "НПО АСТА" направило в адрес Заказчика протокол разногласий с предложением внести изменения в государственный контракт, а именно сроки его исполнения, сроки оплаты товара и сроки действия контракта.
11.03.2013 г. был повторно получен для подписания проект контракта в прежней редакции 2012 года, в связи с чем, ЗАО "НПО АСТА" повторно направили 13.03.2013 г. протокол разногласий.
Согласно ч. 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отношения, связанные с заключением государственного контракта по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о размещении заказов государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно статье 527 ГК РФ для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 настоящей статьи, частью 26.1 статьи 65 настоящего Федерального закона.
Таким образом, отказываясь от подписания протокола разногласий, Государственное казенное учреждение Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан соблюдало нормы закона, установленные ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, Комиссия Башкортостанского УФАС России считает, что жалоба ЗАО "НПО АСТА" необоснованна.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России было заявлено о наличии потребности Заказчика в поставке товара, являющегося предметом аукциона, и о наличии лимитов бюджетных обязательств на оплату в 2013 году поставки товара, являющегося предметом Аукциона.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона о размещении заказов заказ признается размещенным со дня заключения контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России констатирует факт нарушения части 4 статьи 9 Закона о размещении заказов, по ряду объективных причин не зависящих от Заказчика и Заявителя, так как государственный контракт на момент рассмотрения жалобы подписан не был, а у Заказчика отсутствовали правовые основания изменять проект государственного контракта размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, проанализировав представленную информацию, документы и материалы, воспользовавшись данными сети Интернет, а так же представленными Заявителем, Заказчиком документами, установила:
29 октября 2012 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0101200008112009086 "Открытый аукцион в электронной форме N4193з на право заключения государственного контракта на поставку аппаратов автоматического плазмафереза".
Согласно протокола подведения итогов аукциона N 0101200008112009086-3 от 29.11.2012 г. ЗАО "НПО АСТА" было признано победителем аукциона в электронной форме на поставку аппаратов для автоматического плазмафереза. Следовательно, согласно части 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов минимальный срок заключения контракта по аукциону - 10.12.2012 г.
Вместе с тем, согласно пункту 3.4 проекта государственного контракта предусматривал поставку оборудования не позднее 20.12.2012 г., таким образом, Заказчиком в документации об аукционе изначально предполагалось, что срок поставки товара будет не более 10 дней, со дня подписания государственного контракта.
Пункт 3.4 проекта государственного контракта предусматривал, что оплата производится безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в срок не позднее 25 декабря 2012 г.
- 90% - по факту поставки Оборудования, с даты подписания Акта приема- передачи Оборудования в упаковочных местах и после подписания товарной накладной (Унифицированной формы Торг N 12).
- 10% - по факту выполнения пуско-наладочных работ Оборудования, после подписания Акта ввода в эксплуатацию Оборудования и осуществления инструктажа.
Таким образом, п. 3.4 проекта государственного контракта предусматривал, что оплата производится не позднее 5 дней со дня окончания установленного срока поставки оборудования.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России установила из анализа документов и сведений, содержащихся в материалах дела, что Заказчику необходимо актуализировать сроки действия контракта и сроки оплаты поставляемого товара.
Комиссией Башкортостанского УФАС России, в целях защиты прав и законных интересов Заказчика и Заявителя, а также в связи с тем, что у Заказчика имеется потребность в поставке товара, являющегося предметом аукциона и наличие лимитов бюджетных обязательств на оплату в 2013 году поставки товара, являющегося предметом аукциона, а вместе с тем имеется факт нарушения части 4 статьи 9 Закона о размещении заказов, по ряду причин, не зависящих от Заказчика и Заявителя, Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение выдать предписание, об устранений нарушений Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "НПО АСТА" на действия заказчика в лице Государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при размещении заказа N 0101200008112009086 "Открытый аукцион в электронной форме N4193з на право заключения государственного контракта на поставку аппаратов автоматического плазмафереза" необоснованной.
2. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Шакирьянова А.А.
Члены комиссии Литвинов М.В.
Аширмаметов Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 марта 2013 г. N ГЗ-216/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2013