Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 5 апреля 2013 г. N 02-06/32-13
Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов после перерыва 05 апреля 2013 года. Текст решения в полном объеме изготовлен 08 апреля 2013 года.
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии;
члены Комиссии;
рассмотрев в присутствии представителей:
заказчика - Управления городского хозяйства городского округа "Город Йошкар-Ола (далее - Управление ГХ ГО "Город Йошкар-Ола", Управление):
в отсутствие представителей заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "Промснаб" (далее - ООО "Промснаб"), надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения жалобы, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;
жалобу ООО "Промснаб" (ул. Я. Эшпая, 126, г. Йошкар-Ола) на положения документации открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования по ул.Луначарского городского округа "Город Йошкар-Ола",
УСТАНОВИЛА:
Управлением городского хозяйства администрации ГО "Город Йошкар-Ола" проводился открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования по ул.Луначарского городского округа "Город Йошкар-Ола".
В Марийское УФАС России 29 марта 2013 года поступила жалоба ООО "Промснаб" на положения документации при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
ООО "Промснаб", в своей жалобе указал, что 13 марта 2013 года на электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования по ул.Луначарского городского округа "Город Йошкар-Ола", проводимого на сайте электронной торговой площадки. Заказчиком данного открытого аукциона является Управление городского хозяйства Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
18 марта 2013 года Заказчик разместил информацию о внесении изменений в аукционную документацию.
Согласно данных изменений Заказчик внес изменения в состав выполняемых работ в подразделе "2. Требования к выполняемым работам и качественным характеристикам материалам, используемым при выполнении работ" Раздела IV. "Технического задания" и в приложение N 2 к муниципальному контракту Раздела 5. "Проект муниципального контракта" и изложил в следующей редакции:
"Состав выполняемых работ:
- механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами мощностью от 210 до 270 л.с. без увлажнения;
- срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 1500-2000 мм, толщина слоя 10 см;
- розлив вяжущих материалов;
- устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси на гранитном щебне с применением укладчиков асфальтобетона;
- устройство покрытия толщиной 5 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа Б, M-II на гранитном щебне, плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/мЗ, с применением укладчиков асфальтобетона".
ООО "Промснаб" полагает, что Заказчик нарушил ч. 3.1. ст. 34 Закона о размещении заказов, так как установленные Заказчиком требования, изложенные в изменениях к аукционной документации, влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Установленное Заказчиком требование является ограничением технических возможностей участников размещения заказа, т.к. данные виды работ можно выполнить другой дорожно-строительной техникой, имеющей, например, 180 л.с. или 310 л.с, а для качественного холодного фрезерования можно успешно применить различные фрезерные установки при ширине барабана от 1000 до 2200 мм., исходя из наличия и доступности дорожно-строительной техники.
Также одним из доводов ООО "Промснаб" являлось, что заказчик, установив в пункте 1 Технического задания требование, что работы должны выполняться в соответствии с техническим заданием, условиями муниципального контракта и в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП, правилами и нормами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации, в строгом соответствии со сводным сметным расчетом стоимости, локальными сметами, схемами автомобильных дорог для производства работ, нарушает права и законные интересы, а также ограничивает технические возможности, участников размещения заказа, в связи с тем, что локальные сметы содержат строгое указание на вид техники (мощность техники, ширину барабана фрезы и т.п.), какую участник размещения заказа может применить при выполнении работ.
ООО "Промснаб" считает, что пункт 2.4. Проекта муниципального контракта "... 2.4. Оплата стоимости Контракта производится Заказчиком в пределах объема бюджетного финансирования (в т.ч. предоставленного в рамках Постановления Правительства Республики Марий Эл от 20.02.2012 N 47 "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Республики Марий Эл"). В случае приостановления бюджетного финансирования оплата выполненных работ Заказчиком не производится..." нарушает нормы Гражданского законодательства РФ. Также в документации не указаны объемы работ.
По существу жалобы ООО "Промснаб" на действия заказчика - Управление городского хозяйства Администрации ГО "Город Йошкар-Ола" при проведении открытого аукциона в электронной форме пояснило следующее.
Аукционной документацией предусматривается, что в случае приостановления бюджетного финансирования оплата выполненных работ Заказчиком не производится.
Указанное положение не противоречит нормам законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статьи 41.6. Закона о размещении заказов аукционная документация среди прочих должна содержать сведения:
-об источнике финансирования заказа (требование исполнено в документации указано, что оплата выполненных работ осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа "Город Йошкар-Ола", состоящих из распределенных субсидий, выделенных из бюджета Республики Марий Эл на условиях софинансирования, и средств бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" в следующем порядке:
- 95% от цены контракта, указанной в п.2.1 настоящего контракта, оплачивается за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;
- -5% от цены контракта указанной в п.2.1 настоящего контракта, оплачивается за счет средств бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола").
-о порядке формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)(требование исполнено в документации муниципального Контракта, которое включает в себя: все затраты Исполнителя, в том числе затраты на страхование, уплату налогов, в том числе НДС, все пошлины, сборы и иные обязательные платежи, включает в себя стоимость материалов, необходимых для выполнения работ, оборудования и механизмов, транспортные расходы, уборку и вывоз мусора, испытательные работы компенсацию издержек, вознаграждение и иных непредвиденных расходов);
-о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг (требовани документации указано: оплата производится после приемки всех выполненных работ на основании актов Ф-2 (КС-2 акт приемки работ) и Ф-3 (КС-3 справка стоимости выполненных работ) и предоставленных Исполнителем счета-фактуры, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика по мере поступления денежных средств. Оплата стоимости Контракта производится Заказчиком в пределах бюджетного финансирования, предоставленного в рамках постановления Правительства Республики Марий Эл от 20.02.2012 N47 "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Республики Марий Эл". В случае приостановления бюджетного финансирования выполненных работ Заказчиком не производится.
Источником финансирования контракта являются распределенные субсидии, выделенные из бюджета Республики Марий Эл на условиях софинансирования, и средства бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола".
Порядок расходования средств дорожного фонда, предоставляемых в виде субсидий регулируется постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20.02.2012 N47 "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Республики Марий Эл", положениями соглашения, между администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" и Мипромтрансом РМЭ и предусматривают возможность одностороннего приостановления финансирования. В случае приостановления финансирования Заказчик, действующий в рамках доведенных до него лимитов, не имеет возможности произвести оплату, в связи с чем, в целях представления полной информации для участника размещения заказа и для подрядчика в последующем в текст контракта включено обжалуемое положение, устанавливающее порядок оплаты в случае приостановления финансирования.
Также Управление городского хозяйства пояснило, что во исполнение подпункта 1 пункта 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов заказчик изложил требования к качеству услуг, техническим характеристикам оборудования позволяющего достичь надлежащего качества, требования к результатам выполнений работы.
Вид работы установлен в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 20 июня 2011 г. N165 "Об утверждении отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог", разделом 2 которого предусмотрены следующие виды работ по содержанию дорожного покрытия:
Механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами:
01-02-001-01 - мощностью менее 210 л. с. без увлажнения;
01-02-001-02 - мощностью менее 210 л.с. с увлажнением;
01-02-001-03 - мощностью от 210 до 270 л.с. без увлажнения;
01-02-001-04 - мощностью от 210 до 270 л.с. с увлажнением.
Таким образом, приказ Минтранса не предусматривает для очистки дорожного покрытия применение комбинированных дорожных машин мощностью свыше 270 л.с.
Механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами включает в себя следующий состав работ:
для норм 1,3:
01. Очистка покрытия одним проходом по одному следу. 02. Развороты в конце участка.
для норм 2, 4:
1. Очистка покрытия одним проходом по одному следу. 02. Развороты в конце участка. 03. Наполнение цистерны водой.
При утверждении перечня работ в рамках технической документации Заказчиком в качестве способа очистки покрытия избрана механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами мощностью от 210 до 270 л.с. без увлажнения, поскольку до проведения ремонтных работ дорожное полотно должно быть качественно очищено от грязи и пыли. Мощность комбинированной дорожной машины напрямую влияет на качество очистки дорожного покрытия, поскольку мощность прямо влияет на силу всасывания.
Для очистки покрытий комбинированными дорожными машинами без увлажнения на практике применяются подметально-уборочные машины, такие как КО-326 (мощность двигателя л/с 230), КО-326-Ю (мощность двигателя 210 л/с); КО- 318А(мощность двигателя 210 л/с), МВП-5012-01 (мощность 225 л/с).
Письмом от 04.04.2013 ООО "Дорпроект", осуществлявшее разработку сметной документации на запрос Заказчика о причинах указания в видах работ механизированной очистки покрытий комбинированными дорожными машинами мощностью от 210 до 270 л.с. без увлажнения, пояснило, что применение менее мощной техники приведет к снижению качества очистки поверхности дорожного покрытия, что негативно скажется на результате выполненных работ.
В соответствии со статьей 41.6. Закона о размещении заказов заказчик вправе установить требования к качеству выполняемых работ, в том числе и путем указания на материалы и оборудование, используемое для их производства.(Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика).
По мнению Заказчика, учитывая то обстоятельство, что включение в состав аукционной документации в перечень видов работ "Механизированной очистки покрытий комбинированными дорожными машинами мощностью от 210 до 270 л.с. без увлажнения" соответствует видам работ, установленным Приказом Минтранса РФ от 20 июня 2011 г. N65, а "смягчение" требований к мощности машин повлечет ухудшение качества выполненных работ, его действия не нарушают требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и не устанавливают ограничений для участников размещения заказов.
В состав работ заказчиком включен вид работ "Срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 2000 мм, толщина слоя 10 см".
Вид работ использован Заказчиком в соответствии с ГЭСН 2703009, раздел подготовка существующих оснований и покрытий под черные щебеночные (гравийные) и асфальтобетонные покрытия (при реконструкции), которым предусматриваются следующие виды работ по срезке поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования:
Срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 1000 мм, толщина слоя:
27-03-009-1 5 см
27-03-009-2 10 см
Срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 2000 мм, толщина слоя:
27-03-009-3 5 см
27-03-009-4 10 см
При утверждении перечня работ в рамках технической документации Заказчиком в качестве способа срезки поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 2000 мм, поскольку использование установки холодного фрезерования шириной барабана 1500 -2000 мм позволяет уменьшить неровности срезаемой поверхности, поскольку срез производится одновременно на большой площади, а не отдельными картами.
Письмом от 04.04.2013 ООО "Дорпроект", осуществлявшее разработку сметной документации на запрос Заказчика о причинах указания в видах работ срезки поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 2000 мм, толщина слоя 10 см, пояснило, что применение установки холодного фрезерования меньшей шириной барабана приведет к возникновению неровности срезаемой поверхности, что влечет уменьшение качества выполненных работ. Применение установки холодного фрезерования шириной барабана более 2000 мм не предусмотрено. Кроме того, производство ремонтных работ должно осуществляться на половине проезжей части при движении транспорта на другой, что ограничивает допустимую ширину барабана используемой установки.
Также заказчик пояснил, что на территории Республики Марий Эл осуществляет деятельность по ремонту дорог большое количество организаций, имеющих оборудование, указанное в техническом задании.
Относительно доводов жалобы о том, что заказчик неправомерно требует выполнения работ в соответствии с сводным сметным расчетом стоимости, локальными сметами, Управление городского хозяйство пояснило следующее.
Положение указанного пункта соответствует части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Также представитель Заказчика пояснил, что работы, указанные в аукционной документации требуют срочного выполнения, так как после зимнего периода дороги имеют неровности с повреждениями дорожного полотна, что создает аварийную обстановку в городе. Также Заказчик указал, что из-за неудовлетворительных дорожных условий руководство ГИБДД просит принять срочные меры по ремонту дорог.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры размещения заказа. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств и объяснений сторон установлено следующее.
Приказом руководителя Управления городского хозяйства принято решение о размещении заказа в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования по ул.Луначарского городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - аукцион по ремонту дорог).
Извещение о проведении аукциона по ремонту дорог и аукционная документация утверждены руководителем правления городского хозяйства и размещены на официальном сайте закупок Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 18.03.2013 (код закупки 080800000213000002).
Начальная (максимальная) цена контракта 12 274 360 рублей 00 копеек
Электронная площадка для проведения аукциона - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" www.sberbank-ast.ru.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 03.04.2013.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе: 05.04.2013.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме на электронной площадке: 08.04.2013.
согласно пункту 3.2.2 аукционной документации 3первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующее:
-согласие Участника размещения заказа на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, соответствующие требованиям Технического задания (РАЗДЕЛ IV настоящей документации) и на условиях, предусмотренных настоящей документацией.
Пунктом 4 Информационной карты аукционной документации определено, что работы должны выполняться в соответствии с техническим заданием, условиями муниципального контракта и в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП, правилами и нормами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации, в строгом соответствии со сметной документацией.
Раздел 2 Технического задания устанавливает требования к выполняемым работам и качественным характеристикам материалам, используемым при выполнении работ, в котором указан состав выполняемых работ, это:
- механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами мощностью от 210 до 270 л.с. без увлаженения;
- срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий методом холодного фрезерования при ширине барабана фрезы 1500-2000 мм, толщина слоя 10 см;
- розлив вяжущих материалов;
- устройство выравнивающего слоя из асфальтобетнной смеси на гранитном щебне с применением укладчиков асфальтобетона;
- устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа Б, М-II на гранитном щебне, плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/м3, с примененмем укладчиков асфальтобетона.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Как пояснил ООО "Промснаб", а также представитель ОАО "Марий Эл Дорстрой" (в рамках рассмотрения жалоб по аналогичным аукционам) работы, указанные в техническом задании, возможно выполнить техникой, обладающей иными характеристиками, а именно по мощности и ширине барабана фрезы, не ухудшая качество выполняемых работ, и, соблюдая технологию производства.
Таким образом, установление требования о выполнении работ дорожными машинами мощностью от 210 до 270 л.с., а также требования к ширине барабана фрезы (установлено документацией1500-2000 мм) противоречит нормам, установленным Законом о размещении заказов, в частности, части 2.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Комиссия Марийского УФАС России также пришла к выводу о нарушении заказчиком положений статьи 9 Закона о размещении заказов ввиду следующего.
Пунктом 2.4. проекта муниципального контракта предусмотрено, что в случае приостановления бюджетного финансирования оплата выполненных работ Заказчиком не производится.
Пунктом 11.3. проекта муниципального контракта предусматривается право Заказчика отказаться от исполнения настоящего Контракта в одностороннем порядке, без дополнительного согласования с Подрядчиком.
Согласно пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов определено, что законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов расторжение государственного контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Указанное положение Закона о размещении заказов ограничивает право заказчика в выборе способов расторжения муниципального контракта, предоставляя ему право расторжения контракта только путем соглашения сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Закон о размещении заказов является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, установление в проекте муниципального контракта возможности одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта противоречит части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
В остальной части доводы ООО "Промснаб" о нарушении в аукционной документации Закона о размещении заказов не нашли своего отражения.
Для участия в аукционе по ремонту дорог поступило более одной заявки, что указывает на то, что выявленные нарушения не ограничили число участников размещения заказов.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, заказ приостановлен до рассмотрения жалобы по существу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 9 ст. 17, ч. 1, 2, 4 ст. 57, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Промснаб" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Управления городского хозяйства Администрации городского округа "город Йошкар-Ола" нарушение ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления требований о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования.
3. Признать в действиях заказчика - Управления городского хозяйства Администрации городского округа "город Йошкар-Ола" нарушение части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов в части установления возможности в пунктах 2.4, 11.3 проекта муниципального контракта одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта.
5. Выдать муниципальному заказчику - Управлению городского хозяйства Администрации городского округа "город Йошкар-Ола" предписание.
6. Передать материалы дела N 02-06/32-13 соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 5 апреля 2013 г. N 02-06/32-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2013