Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 8 мая 2013 г. N 02-06/65-13
Резолютивная часть решения объявлена на заседании Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов после перерыва 08 мая 2013 года. Текст решения в полном объеме изготовлен 14 мая 2013 года.
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии;
члены Комиссии;
рассмотрев в присутствии представителей:
заказчика - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики Марий Эл (далее - Минстрой РМЭ, Министерство);
заявителя - Общество с ограниченной ответственностью Электротехническая компания "Алми" (далее - ООО ЭТК "Алми");
жалобу ООО ЭТК "Алми" (почтовый адрес: ш. Московское, 52, г. Нижний Новгород, 603028, юр.адрес: пер. Сивашский, 1, г. Нижний Новгород, 603011) на действия заказчика - Минстроя РМЭ при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство объекта: "Строительство общественно-административного здания под многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг",
установила:
Министерством проводился открытый аукцион в электронной форме на строительство объекта: "Строительство общественно-административного здания под многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
В Марийское УФАС России 26 апреля 2013 года поступила жалоба ООО ЭТК "Алми" на действия государственного заказчика при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Заявитель полагает, что предусмотренное аукционной документацией предоставление в составе первой части заявки исключительно согласия участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией не соответствует законодательству о размещении заказов, так как документацией об аукционе на строительство объекта капитального строительства предполагается выполнение всех работ из строительных материалов и товаров исполнителя гражданско-правового договора, и соответственно предмет размещаемого заказа помимо выполнения работ неразрывно связан с поставкой товаров и материалов, предусмотренных проектно-сметной документацией. Также, при отсутствии каких-либо иных требований к поставляемым товарам, проектно-сметной документацией предполагаются к поставке ряд товаров с указанием товарных знаков без указания "или эквивалент" и параметров эквивалентности товаров. Нарушения требований законодательства о размещении заказов, допущенные Министерством, могут привести к тому, что сам заказчик не будет иметь правовых оснований сформировать проект контракта в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов в отношении всех обязательств, предусмотренных документацией.
Также ООО "ЭТК "Алми" в дополнении к жалобе указывает на расхождение сведений о составе проектно-сметной документации и самим составом предоставленной документации, а именно отсутствие в составе документации следующих документов (локальных смет): 02-02-01 "Общестроительные работы ниже отм. 0.000", 02-01-05 "Кровля", 02-01-14 "Индивидуальный тепловой пункт", 02-01-10 "Внутренняя отделка", 02-01-11 "Наружная отделка", 02-01-17 "Кондиционирование", 02-01-22 "Пожарная сигнализация", 02-01-21 "Приобретение и монтаж технологического оборудования, мебели и инвентаря", 02-01-27 "Система охранного телевидения" и другие, при том, что цена указанных материалов, работ и затрат включена в расчет начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу заявителя необоснованной, поддержали письменные объяснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы, указав, что в данном случае Министерством осуществлялось размещение заказа на выполнение работ (пп. 2 ч.4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов), поставка товара при выполнении строительных работ не предусмотрена. Более того, в соответствии с п. 4.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация на строительство объекта "Строительство общественно-административного здания под многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" прошла государственную экспертизу, имеется положительное заключение АУ Республики Марий Эл "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" от 15.04.2013. Проектная документация не содержит указаний на поставку товаров, в том числе товаров с указанием на товарный знак, слов "или эквивалент" и предоставления параметров эквивалентности такого товара, к данному государственному заказу не применяются.
При рассмотрении жалобы в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов Комиссией Марийского УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры размещения заказа. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств и объяснений сторон установлено следующее.
Приказом и.о. обязанности министра строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Марий Эл от 6.04.2013 N274 принято решение об организации процедуры размещения заказа на право заключить государственный контракт на строительство объекта: "Строительство общественно-административного здания под многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на строительство объекта: "Строительство общественно-административного здания под многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" размещено на официальном сайте закупок Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 16.04.2013 (код закупки 0108200002013000021).
Начальная (максимальная) цена контракта 168 666 436,00 руб.
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 07.05.2013, 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе: 13.05.2013.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме на электронной площадке: 16.05.2012.
Документацией об открытом аукционе установлены требования к составу и содержанию заявки. Так, первая часть заявки должна содержать только согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях предусмотренных документацией.
Виды работ и объемы приведены в локальных сметах, имеющихся в составе аукционной документации.
Однако, указанные локальные сметы помимо работ по строительству объекта предусматривают поставку товаров и материалов. Более того, в локальной смете 05-01 "Телефонизация" (п. 9, 15) предусмотрена поставка шкафа настенного 19" (MX-6406-G). Аукционная документация в данной части содержит указание на наименование товара конкретного производителя фирмы MAXYS без сопровождения словами "или эквивалент".
Законом о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 34).
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быт указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значение которых не могут изменяться.
Также следует отметить, что документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки (часть 3 статьи 34). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
По смыслу приведенных норм, в случае указания в аукционной документации на товарный знак с употреблением словосочетания "эквивалент" заказчик обязан установить в этой документации показатели, технические характеристики и другие параметры в целях определения эквивалентности в отношении товара или оборудования, необходимого ему.
Более того, пунктом 1 части 3 статьи 41.6 94-ФЗ установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме, в том числе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 41.8 Закона первая часть заявки при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Таким образом, в совокупности приведенных норм, законодатель обязывает заказчика при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, установить требования к техническим характеристикам товара, работ, услуг, что в свою очередь, предоставит возможность участникам размещения заказа определить технические характеристики товара, необходимого для выполнения работ, оказания услуг, соответствующих потребностям заказчика.
В документации об открытом аукционе в электронной форме на строительство вышеуказанного объекта не указаны требования, предъявляемые к техническим характеристикам товара, работ, услуг, что не позволяет участникам размещения заказа определить технические характеристики товара, необходимого для выполнения работ, оказания услуг, соответствующих потребностям заказчика и является нарушением части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Также, указание на наименование товара конкретного производителя без сопровождения словами "или эквивалент" и указания параметров эквивалентности товара является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, в техническом задании на строительство объекта (часть III аукционной документации) установлено, что работы должны проводится в соответствии с проектом, разработанным ОАО "Марийскгражданпроект-Базовый территориальный проектный институт", виды и объемы работ приведены в локальных сметах, имеющихся в составе аукционной документации.
Однако, как установлено на заседании Комиссии, подтверждается материалами дела и не оспаривается представителями заказчика, в составе аукционной документации, размещенной на официальном сайте, отсутствует часть локальных смет, а именно локальные сметы: 02-01-01 "Общестроительные работы ниже отм. 0.000"; 02-01-02 "Монолитный железобетонный каркас здания"; 02-01-03 "Стены"; 02-01-04 "Перекрытия"; 02-01-05 "Кровля"; 02-01-06 "Проемы"; 02-01-07 "Перегородки"; 02-01-08 "Лестницы"; 02-01-09 "Полы"; 02-01-10 "Внутренняя отделка"; 02-01-11 "Наружная отделка"; 02-01-12 "Разные работы"; 02-01-13 "Отопление"; 02-01-14 "Индивидуальный тепловой пункт"; 02-01-15 "Теплоснабжение приточных установок"; 02-01-16 "Вентиляция"; 02-01-17 "Кондиционирование"; 02-01-18 "Внутренние сети водопровода и канализации"; 02-01-19 "Силовое электрооборудование"; 02-01-20 "Электроосвещение"; 02-01-21 "Слаботочные устройства (телефонизация)";02-01-22 "Пожарная сигнализация"; 02-01-23 "Приобретение и монтаж лифтов"; 02-01-24 "Приобретение технологического оборудования"; 02-01-25 "Устройство и разработка подкрановых путей"; 02-01-26 "Перебазировка башенного краса",02-01-27 "Система охранного телевидения"; 02-01-28 "Система охранной и тревожной сигнализации" на общую сумму 104 444 449,00 руб.
Согласно письму ФАС России от 23 июля 2010 г. NИА/23610 в соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании изложенного, в целях надлежащего соблюдения части 2 статьи 22, части 2 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
Неразмещение проектно-сметной документации на официальном сайте в полном объеме является основанием для обязательной выдачи предписания о внесении изменений в соответствующую документацию о торгах, а также нарушением части 2 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, согласно которой документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, заказ приостановлен до рассмотрения жалобы по существу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 9 ст. 17, ч. 1, 2, 4 ст. 57, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭТК "Алми" на действия государственного заказчика - Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ нарушения ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях заказчика - Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ нарушение ч. 2 ст. 41.7 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях заказчика - Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ нарушение ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
5. Выдать заказчику - Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ предписание:
- об отмене протокола рассмотрения первых частей заявок N1 от 08.05.2013, протокола подведения итогов аукциона N2 от 08.05.2013;
- о внесении изменений в документацию открытого аукциона в электронной форме на строительство объекта "Строительство общественно-административного здания под многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", в части установления требований к техническим характеристикам товаров, материалов, необходимых для выполнения работ, соответствующих проектно-сметной документации и потребностям заказчика;
- о размещении проектно-сметной документации на строительство объекта "Строительство общественно-административного здания под многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" на официальном сайте в полном объеме;
- Заказчику - Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" (http://www. sberbank-ast.ru ) обеспечить возврат заявок участникам размещения заказа;
- продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на строительство объекта "Строительство общественно-административного здания под многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
6. Передать материалы дела N 02-06/65-13 соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 8 мая 2013 г. N 02-06/65-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2013