Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 24 октября 2013 г. N 288-10/13
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов рассмотрев в порядке статьи 60 Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Автобаза Управления делами Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания" (далее Заказчик) при размещении заказа на поставку автомобиля легкового, согласно техническому заданию (открытый аукцион в электронной форме N0310200000313000933) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
18 октября 2013 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" (далее - Заявитель) о нарушении Заказчиком при проведении Аукциона Закона о размещении заказов.
Заявитель считает, что Заказчик утвердил аукционную документацию, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов.
В жалобе Заявитель указал, что Заказчик включил в документацию об открытом аукционе к электронной форме товары с указанием конкретных показателей в характеристиках товара, не имеющих допустимого диапазона величин; установил товарные знакои (торговых трок/моделей) без сопровождения словами "или эквивалентов в нарушение ч.1, п.1 ч.4 ст. 41,6, ч.3, ч.3,1 ст.34 Закона о размещении заказов, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Так, согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии п.1 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме, наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта. Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к. размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Также, в соответствии ч.3 ст.34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства ми группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знай", и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случае" размещения заказов на доставки запасных частей и расходных материалов к машинам и, оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.3,1 ст.34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В Техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме, Заказчиком, уполномоченным органам указываются конкретные показатели в характеристиках товара не имеющие допустимого диапазона величин, данные характеристики в совокупности характерны лишь одной марке (модели) автомобиля.
Так же, Заявитель указывает на то, что установленное Заказчиком требование к мощности двигателя (кВт/л.с.) в техническом задании, не соответствует техническим характеристикам Nissan Patrol на официальном сайте Ниссан в России. Кроме того, Заказчиком заявлены характеристики к автомобилю не имеющие функциональной и жизненной потребности, например: максимальная скорость - не менее 210 км/ч, в то время как допустимая максимальная скорость на дорогах Российской Федерации не более 130 км/ч.
В Техническом задании документации об открытом аукционе в электронной форме, Заказчиком указываются определенные товарные знаки (торговые марки/модели) без сопровождения словами "или эквивалент", а именно:
- аудио-система премиум - класса BOSE, 13 динамиков.
Вышеуказанные действия Заказчика противоречат действующему законодательству, ограничивают допуск к участию в торгах и нарушают законные нрава я интересы участников размещения заказа.
Так, согласно п.6.1 ч.З ст.41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены дота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.19.1 Закона о размещении заказов, документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно ч.3 ст.19.1 Закона о размещении заказов, размещение на официальном сайте документации об открытом аукционе в электронной форме, в которой указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований этой статьи.
В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, в документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В нарушение п.6.1 ч.3 ст.41.6, ч.2, ч.3 ст.19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В объяснении по существу жалобы Заказчик указал, что Государственное казенное учреждение "Автобаза Управления делами Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания" подало заявку в Управление Республики Северная Осетия-Алания по размещению заказов для государственных нужд на проведение Аукциона.
Согласно статье 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара, к размерам, упаковке, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Техническое задание, размещенное на сайте содержало вышеприведенные требования, максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик) товара и показатели, значения которых не могут изменяться.
С доводами жалобы не согласны, так как доказательств утверждения о том, что техническое задание на поставку автомобилей содержит требования к товару, влекущее ограничение предложений эквивалентных товаров, не приведено.
Ограничения положениями аукционной документации количества участников Аукциона не допущено, поскольку в России существует широкий круг реализаторов автотранспортных средств.
В объяснении по существу жалобы Управление Республики Северная Осетия-Алания по размещению заказов для государственных нужд указало, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по размещению заказов для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденном Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 N 55 (ред. от 09.07.2010) Управление, как уполномоченный орган получил заявку от государственного заказчика - Государственное казенное учреждение "Автобаза Управления делами Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания", на поставку автомобиля легкового.
Заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены (п.3.1. Порядка взаимодействия).
11 октября 2013 года да на официальном сайте было размещено извещение, аукционная документация, техническое задание (извещение N 0310200000313000933).
Согласно статье 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Также документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент".
Техническое задание, размещенное на сайте содержало требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика без указания на товарные знаки (модели) необходимого автомобиля, ввиду чего не сопровождалась словами "или эквивалент".
В соответствии со ст. 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки участника размещения заказа должна содержать согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме.
Аудио-систему премиум- класса BOSE является дополнительной опцией к автомобилю, поставка которой не является предметом контракта. Кроме того, Заказчиком указаны характеристики вышеприведенной аудиосистемы (13 динамиков, музыкальный сервер с жестким диском, проигрыватель DVD, разъем для подключения iPod) которые определяют эквивалентность заявленной системы.
Кроме того, Заказчиком были проведены маркетинговые исследования рынка, на основании которых была определена начальная цена контракта, что отражено в аукционной документации. Документы (графический материал), подтверждающие проведенные исследования хранятся вместе с документацией о торгах Заказчика.
С доводами жалобы не согласны, т.к. ограничения количества участников размещения заказа положениями аукционной документации не допущено, поскольку в России существует широкий круг реализаторов автотранспортных средств.
Изучив представленные материалы, руководствуясь частью 5 статьи 17 и статьей 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России провела внеплановую проверку размещения заказа и пришла к следующим выводам:
1. 11 октября 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов были размещены извещение N0310200000313000933 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку автомобилей легковых и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 20 октября 2013 года уполномоченным специалистом Управления РСО-Алания (далее - Документация об аукционе) на основании Заявки N54 от 03.10.2013 года на организацию размещения государственного заказа, утвержденной Управлением делами Главы и Правительства РСО-Алания и направленной в Управление РСО-Алания в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по размещению заказов для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденном Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 N 55 (ред. от 09.07.2010).
Согласно части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара, к размерам, упаковке, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Пунктом 17 Документации об аукционе установлено, что требования к автомобилям установлены в техническом задании, приложенном к Документации об аукционе.
Жалоба Заявителя содержит два взаимоисключающих довода: о том, что характеристики, указанные в Техническом задании, в совокупности характерны лишь одной марке (модели) автомобиля - Nissan Patrol и что установленное Заказчиком требование к мощности двигателя (кВт/л.с.) не соответствует техническим характеристикам Nissan Patrol.
При этом, доказательств того, что характеристики, указанные в Техническом задании, в совокупности характерны лишь одной марке (модели) автомобиля - Nissan Patrol, Заявитель не представил.
То есть, требования к качеству автомобилям, указанные в Техническом задании, соответствуют требованиям части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. Согласно ч.2 ст.19.1 Закона о размещении заказов, документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
При этом, согласно ч.3 ст.19.1 Закона о размещении заказов, размещение на официальном сайте документации об открытом аукционе в электронной форме, в которой указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
Документация об аукционе содержит информацию о том, что обоснованием начальной (максимальной) цены контракта является маркетинговое исследование рынка. При этом, исследованию подлежали такие сайты, как: www.autonet.ru, www.avito.ru, www.auto.ru.
3. В соответствии с ч.1 статьи 41.6 и ч.3 ст.34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знай", и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случае" размещения заказов на доставки запасных частей и расходных материалов к машинам и, оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Однако, Документация об аукционе не содержит указаний на товарные знаки товаров.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 57 и 60 Закона о размещении заказов и Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России N498 от 24.07.2012 года, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Автобаза Управления делами Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания" (далее Заказчик) при размещении заказа на поставку автомобиля легкового, согласно техническому заданию (открытый аукцион в электронной форме N0310200000313000933).
Согласно части 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 24 октября 2013 г. N 288-10/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2013