Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 27 сентября 2013 г. N 05-05-06/140-13
Резолютивная часть решения объявлена 24.09.2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.09.2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии О.М. Долгих - руководитель Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;
Хураган Н.И. - государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Хайын С.С. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (далее - ГКУ РТ "Госстройзаказ"):
- "_" - "_";
от уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Тыва:
- "_" - "_",
в отсутствии надлежащем образом извещенного подателя жалобы - ООО "Стандарт",
в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв с 12 часов 00 минут 24.09.2013 года до 18 часов 00 минут 24.09.2013 года в связи с необходимостью изучения дополнительно представленных государственным заказчиком - ГКУ РТ "Госстройзаказ" документов,
рассмотрев жалобу (вх. N 4967 от 18.09.2013 года) ООО "Стандарт" ("_") на действия государственного заказчика - ГКУ РТ "Госстройзаказ" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413001173 на право заключения государственного контракта на строительство объекта "Котельная с тепловыми сетями в поселке Хову-Аксы" и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам ООО "Стандарт" государственным заказчиком - ГКУ РТ "Госстройзаказ" 29.08.2013 года на торговой площадке в сети интернет РТС-тендер размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413001173 на строительство объекта "Котельная с тепловыми сетями в поселке Хову-Аксы" начальная (максимальная) цена контракта 84 517 697 рублей.
В то же время на официальном сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru под реестровым номеров N 081220000213000058 зарегистрирован государственный контракт от 13.09.2013 года N 52, предметом которого является строительство объекта "Котельная с тепловыми сетями в поселке Хову-Аксы", заключенного между ГКУ РТ "Госстройзаказ" и Государственным бюджетным учреждением Республики Тыва "Управление капитального строительства" (далее - ГБУ РТ "УКС"). Государственный контракт N 52 заключен на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) на сумму 87 926 439 рублей.
В ходе рассмотрения жалобы, представитель государственного заказчика - ГКУ РТ "Госстройзаказ" пояснил, что извещение о проведении открытого аукциона размещено 28.08.2013 года, а государственный контракт заключен 13.09.2013 года. До приема заявок оставалось 3-2 календарных дня. Отменить аукцион в связи с заключением государственного контракта не могли в связи со сложившимися обстоятельствами. Государственный контракт заключили на основании постановления Правительства Республики Тыва от 02.09.2013 года "О наделении Государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства" полномочиями по осуществлению работ (предоставлению услуг) по строительству, ремонту, устранению последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса Республики Тыва".
Представитель уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Тыва пояснил, что он не был в курсе о заключении государственного контракта. На основании заявки государственного заказчика уполномоченный орган разместил на сайте в сети Интернет извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на строительство объекта "Котельная с тепловыми сетями в поселке Хову-Аксы".
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую камеральную проверку открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413001173 на право заключения государственного контракта на строительство объекта "Котельная с тепловыми сетями в поселке Хову-Аксы", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством финансов Республики Тыва на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 29.08.2013 года размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413001173 на право заключения государственного контракта на строительство объекта "Котельная с тепловыми сетями в поселке Хову-Аксы", начальная (максимальная) цена контракта - 84 517 697,00,00 рублей.
Документация об открытом аукционе в электронной форме N 0312200002413001173 утверждена приказом ГКУ РТ "Госстройзаказ" от 24.08.2013 года N 66.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 16.09.2013 года до окончания срока подачи заявок подано 2 заявки на участие, которые аукционной комиссией допущены к участию в открытом аукционе в электронной форме N 0312200002413001173.
Согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413001173 от 20.09.2013 года в открытом аукционе участвовали обе заявки. Победила заявка N 2, предложив ценовое предложение в размере 79 024 046,68 рублей.
Комиссией Тывинского УФАС России в результате анализа информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru установлено, что ГКУ РТ "Госстройзаказ", руководствуясь пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов и в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 02.09.2013 г. N 539 заключило государственный контракт N 52 от 13.09.2013 г. с ГБУ РТ "УКС" на строительство объекта "Котельная с тепловыми сетями в поселке Хов-Аксы".
Постановлением Правительства Республики Тыва от 02.09.2013 г. N 539 в целях предотвращения стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшения их опасности и ликвидации их последствий на территории Республики Тыва ГБУ РТ "УКС" наделено полномочиями по строительству ремонту, устранению последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса Республики Тыва, находящихся в Республиканской собственности (котельные, обеспечивающие централизованное теплоснабжение в городском округе "Город Ак-Доваурак", городском поселении "Город Шагонар", сельских поселениях "Сумон Хову-Аксы", "Сумон Чаа-Холь").
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 названного Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (статья 5 Закона о размещении заказов).
Из статьи 10 Закона о размещении заказов следует, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, заказ размещается без проведения торгов у единственного поставщика только в случае, если соответствующие работы, услуги могут осуществляться (оказываться) исключительно подведомственными органами исполнительной власти государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями в соответствии с их полномочиями. Данная норма не может рассматриваться как предоставляющая государственному бюджетному учреждению исключительное право исполнения государственного контракта в тех случаях, когда существует конкурентный рынок товаров (работ, услуг).
Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (статья 8 Закона о размещении заказов).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации - виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает в качестве лиц, правомочных выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. При этом законодательного закрепления исключительных полномочий по осуществлению подобных работ за органом исполнительной власти или подведомственным ему учреждениями законом не установлено.
В соответствии с имеющейся у Тывинского УФАС России информацией саморегулируемой организации некоммерческое партнерство Объединение строителей Хакасии (письмо от 08.02.2013 г. N 53) членнами указанной организации имеющими допуск к работам оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства имеют 71 хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории Республики Тыва без учета лиц которые в соответствие с требованиями статьи 8 Закона о размещении заказов могут принять участие в торгах вне зависимости от места осуществления деятельности при соблюдении условий предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, у Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" отсутствовали правовые основания заключать государственный контракт от 13.09.2013 г. N 52 в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. Кроме того, исключительные полномочия Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Управление капитального строительства" по строительству ремонту, устранению последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса Республики Тыва, находящихся в Республиканской собственности (котельные, обеспечивающие централизованное теплоснабжение в городском округе "Город Ак-Доваурак", городском поселении "Город Шагонар", сельских поселениях "Сумон Хову-Аксы", "Сумон Чаа-Холь" Уставом указанного учреждения не предусмотрены.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки открытого аукциона в электронной форме N 0312200002413001173 Тывинским УФАС России установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 41.6 Заказа о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Заказа о размещении заказов требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В техническом задании аукционной документации установлены требования к товарам, используемых при выполнении работ, с указанием максимальных и (или) минимальных показателей товаров.
Так, например, в пункте 27 технического задания аукционной документации указаны максимальные и (или) минимальные требования к параметрам компенсатора, например, проход условный BxL 400*600 мм ( 20).
В пункте 43 технического задания аукционной документации указаны максимальные и (или) минимальные требования к размерам муллитокремнеземистого рулонного материала: (мм) длина 5 000 - 15 000 100, ширина 600 - 1 400
20, толщина 20
5.
Согласно пояснениям представителя государственного заказчика знак "" означает минимальные и максимальные показатели, и установлены в аукционной документации в целях определения значения эквивалентности товаров.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Таким образом, участник размещения заказа должен дать согласие и указать конкретные показатели товаров, предлагаемых для использования в выполнении работ, соответствующие значениям аукционной документации с указанием товарного знака или его отсутствие.
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что участник размещения заказа N 1 по нескольким пунктам указал в техническом задании максимальные и (или) минимальные показатели товаров, установленные в аукционной документации. Так, например, в пункте 27 заявки N 1 указаны параметры прохода условного: BxL 400*600 мм ( 20) и др., в пункте 43 длина 5 000 -
100, ширина 600
20, толщина 20
5, что не соответствует требованиям аукционной документации в части указания конкретных параметров предлагаемого к использованию товара. Также в пунктах 908 и 928 заявки N 1 указывается размеры рулонного материала без указания конкретных параметров: длина 5000 - 15 0000
100 и др.
В заявке N 2 в нескольких пунктах указаны не конкретные предложения по характеристикам предлагаемого для использования товара, так например, в пункте 51 заявки предлагается привод ПТБ-1200 (редуктор) с частотой вращения электродвигателя (об/мин) 75 и 1500 (включит.) вместо требуемой частоты вращения электродвигателя (об/мин) от 75 до 1500.
Также в заявках N 1, 2 в нескольких пунктах не указаны товарные знаки предлагаемых для использования товаров. Так, например, в пунктах 27 в заявках 1, 2 предлагается компенсатор ПГВУ, однако не указывается товарный знак предлагаемого товара или его отсутствие. Подобные несоответствия выявлены в пункте 43 заявок N 1, 2: "Муллитокремнеземистый рулонный материал", и в пункте 48 заявок N 1, 2: "Вентилятор дутьевой" и др.
Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
В заявке N 1 в нескольких пунктах предлагается конкретный товар, однако сопровождается словами "или эквивалент", так например, в пункте 908 указано: "Муллитокремнеземистый рулонный материал марки МКРР-130 или эквивалент", в пункте 920: "Заполнитель шамотный ЗШБУ фр. 0-5 или эквивалент".
В силу части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, в результате рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0312200002413001173 участники размещения заказа с N 1, 2 аукционной комиссией необоснованно допущены к участию в открытом аукционе в электронной форме.
На основании изложенного, руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498 Комиссия Тывинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Государственного казенное учреждение Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушившим пункт 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части неправомерного заключения государственного контракта N 52 от 13.09.2013 г. с Государственным бюджетным учреждением РТ "Управление капитального строительства"
3. По результатам проведенной внеплановой камеральной проверки признать в действиях аукционной комиссии государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Госстройзаказ" нарушение части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в части необоснованного допуска к участию в открытом аукционе в электронной форме N 0312200002413001173 заявок участников размещения заказа N 1 и N 2.
4. Выдать государственному заказчику и аукционной комиссии государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ", Оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Председатель Комиссии О.М. Долгих
Члены Комиссии Ф.А. Хаджиев
Н.И. Хураган
С.С. Хайын
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 27 сентября 2013 г. N 05-05-06/140-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2013