Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 октября 2013 г. N 06-590/13т
изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А.- главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Сиб" (далее - ООО "Фарм-Сиб", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ РС (Я), уполномоченный орган): Федорова А.И. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Фарм-Сиб" на действия единой комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств (извещение N 0116200007913003941), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
2 октября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Фарм-Сиб" на действия единой комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 9 октября 2013 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела по существу, жалоба ООО "Фарм-Сиб" оглашена в полном объеме.
Из содержания жалобы следует, что заявителю отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании следующего: "в связи с тем, что первая часть заявки на участие в аукционе содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства и на электронной площадке установлено требование о предоставлении преференций".
Приказом Министерства экономического развития РФ N21 от 17.04.13 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" регулируется предоставление преференций участникам, предложившим к поставке товар отечественного производства. Данная преференция применяется на стадии заключения контракта. Предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства в первой части заявки участника не может быть основанием для отказа в допуске заявки до участия в аукционе. В первой части заявки ООО "Фарм-Сиб" предложен лекарственный препарат, происходящий из иностранного государства, страна происхождения товара указана в первой части заявки. Препаратов, страной происхождения которых является Российская Федерация или Республика Беларусь в заявке нет. На электронной торговой площадке в разделе "Сведения о поставляемых товарах" первой части заявки ООО "Фарм-Сиб" указано: "Осуществляется поставка товаров иностранного происхождения". ООО "Фарм-Сиб" не претендовало на предоставление преференций в данном аукционе.
Таким образом, считает, что заявка поданная заявителем соответствует требованиям части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, отказ в допуске на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов неправомерен.
Просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного органа в ходе рассмотрения дела с жалобой не согласилась и пояснила следующее.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ (часть 1 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ). Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (часть 4 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с п. 5.1.5. части 1 "Общие положения о проведении открытого аукциона в электронной форме", если применение национального режима установлено в Информационной карте, участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе, если:
а) первая часть заявки на участие в аукционе не содержит сведений о стране происхождения товара, предлагаемого к поставке;
б) первая часть заявки на участие в аукционе содержит предложения к поставке товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением, товаров происходящих из Республики Беларусь, и на электронной площадке установлено требование о предоставлении преференции.
Согласно п.1.11.3 части 1 "Общие положения о проведении открытого аукциона в электронной форме" условие о применении национального режима указывается в информационной карте. Так, в части 2 "Информационная карта" в п.14 установлено применение такового.
Часть 3 "Техническое задание" содержит следующее относительно товара, требуемого к поставке:
- МНН Цимевен, лиофилизат для приготовления раствора для инфузий 500 мг, флаконы 10 мл.-пачки картонные, количество 25, производитель - США.
На момент окончания приема заявок от оператора электронной площадки были получены 3 заявки, под порядковыми номерами 1, 2, 3.
Аукционная комиссия, рассмотрев представленные заявки не допустила к участию в открытом аукционе в электронной форме участников под порядковыми номерами 1, 2, 3 на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и подпункта б) пункта 5.1.5 документации об открытом аукционе в электронной форме, так как заявки данных участников размещения заказа содержат предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, при этом на электронной площадке установлено требование о предоставлении преференции.
Заявителем (участник под N 2) были предложен к поставке товар, происходящий из США и установлено требование о предоставлении преференции.
Просят признать жалобу ООО "Фарм-Сиб" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующие в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
18 сентября 2013 года на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://www.roseltorg.ru уполномоченным органом размещены извещение N 0116200007913003941 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств, а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 47 784 рубля 50 копеек.
1 октября 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007913003941-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (26 сентября 2013 года в 09:00 по местному времени) поступило 3 (три) заявки от участников размещения заказа с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3.
Единая комиссия приняла решение отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме всем участникам размещения заказа. Аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Фарм-Сиб" обоснованной по следующим основаниям.
Заявитель обжалует действия Единой комиссии в части отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0116200007913003941-1 от 1 октября 2013 года участнику размещения заказа с порядковым номером 1 отказано в допуске к участию в открытом аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и подпункта "б" пункта 5.1.5. аукционной документации. Заявка содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, при этом на электронной площадке установлено требование о предоставлении преференции.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ предусмотрено содержание первой и второй частей аукционной заявки. Требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 названной статьи документов и сведений, не допускается (часть 7 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ).
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ (часть 1 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ).
Законом N 94-ФЗ определен закрытый перечень документов и сведений для представления в составе первой и второй частей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в связи с чем отказ в допуске к участию в открытом аукционе является правомерным лишь тогда, когда сведения, предоставленные в составе первой части заявки, оговоренные в части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе.
Предметом открытого аукциона согласно извещению о его проведении является поставка лекарственных средств, причем техническое задание аукционной документации не содержит товарных знаков поставляемых товаров.
Таким образом, применяется подпункт "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов: первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Из материалов дела установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме ООО "Фарм-Сиб" соответствует требованиям, предъявляемым к первым частям заявок Законом о размещении заказов, а также Части 3 "Техническое задание" аукционной документации, которой, согласно аукционной документации, должны соответствовать сведения, предоставляемые в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Иные требования к сведениям, предоставляемым в составе первых частей заявок, Законом о размещении заказов не установлены.
Кроме того, по смыслу части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, все сведения, предоставляемые участником размещения заказа в составе заявки, по умолчанию принимаются как достоверные, поскольку, в соответствии с частью 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Как видно из вышеуказанных положений Закона N 94-ФЗ, законодателем предусмотрена обязанность заказчика/аукционной комиссии отказать в допуске участнику размещения заказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, в случае установления факта предоставления недостоверных сведений, в том числе, о характеристиках и стране происхождения товара. При этом инициирование проверки достоверности сведений, указанных в первой части заявки, осуществляется уполномоченным органом/аукционной комиссией на добровольной основе.
Таким образом, Уполномоченный орган обязан отказать участнику размещения заказа при установлении факта предоставления таким участником заведомо ложных сведений о предлагаемом товаре. При этом, факт предоставления ложных сведений должен быть установлен до принятия уполномоченным органом соответствующего решения об отказе.
Поскольку добросовестность участника размещения заказа презюмируется, факт недостоверности сведений о характеристиках товара должен быть основан на неоспоримых доказательствах ложности сведений, указанных участником размещения заказа в первой части заявки. В качестве таких доказательств должна выступать информация, объективность и достоверность которой не подлежит сомнению.
Из анализа указанных норм и аукционной документации, следует, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения, относительно предлагаемого к поставке товара, с указанием его характеристик и страны происхождения товара.
Из материалов дела следует, что Уполномоченным органом факт предоставления недостоверных сведений в первой части заявки ООО "Фарм-Сиб" относительно поставляемого товара не установлен, доказательств не представлено.
Следовательно, отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме ООО "Фарм-Сиб" на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов неправомерен.
Также из материалов дела установлено, что в соответствии с приказом Минэкономразвития от 17 апреля 2013 года N 211, в аукционной документации была установлена преференция в отношении товаров российского/белорусского происхождения в размере 15%.
Согласно подпункту "б" пункта 5.1.5. части 1 "Общие положения о проведении открытого аукциона в электронной форме" содержит следующее положение: если применение национального режима установлено Информационной картой, участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе, если первая часть заявки на участие в аукционе содержит предложения к поставке товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь, и на электронной площадке установлено требование о предоставлении преференции.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по указанному основанию является неправомерным, поскольку:
1) Фактическим основанием предоставления преференции, которым должен руководствоваться заказчик, является предоставление в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме сведений о стране происхождения товара предлагаемого к поставке. На основании указанных сведений, руководствуясь законодательством о размещении заказов, делается вывод о предоставлении преференции участнику размещения заказа. При этом на стадии заключения контракта участнику размещения заказа, предложившему товар российского (белорусского) происхождения предоставляются преференции в размере 15 %. Отсутствие или наличие галочки в окне "Претендуем на преференцию" на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" www.roseltorg.ru, не может являться основанием для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
На это, в частности, указывает также положение пункта 7 Приказа Минэкономразвития от 17 апреля 2013 года N 211, согласно которому для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации об аукционе требование об указании (декларировании) участником конкурса (участником аукциона) в заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара, а также требование о том, что в случае, если в заявке на участие в аукционе участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе.
2) В соответствии с пунктом 3 Приказа Минэкономразвития от 17 апреля 2013 года N 211, при размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса или аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме (далее - аукцион), участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 5 настоящего приказа.
Исходя из смысла указанной нормы, следует, что преференции в отношении цены контракта в размере 15% предоставляются участникам размещения заказа, если в их заявках на участие в открытом аукционе в электронной форме содержатся предложения о поставке товаров российского (белорусского) происхождения, то есть в заявке указана страна происхождения товара - Россия (Белоруссия).
3) Законодательством о размещении заказов, а также Приказом Минэкономразвития от 17 апреля 2013 года N 211 не установлено указанное в подпункте "б" пункта 5.1.5. части 1 "Общие положения о проведении открытого аукциона в электронной форме" основание для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Напротив, нормы о составе и содержании сведений, предоставляемых в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе (ч. 4 ст. 41.8) и нормы об основаниях отказа в допуске к участию в открытом аукционе (ч. 4 ст. 41.9) имеют исчерпывающих характер, требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения не допускается (ч. 7 ст. 41.8), отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 также не допускается (ч. 5 ст. 41.9).
Основанием отказа в допуске участнику размещения заказа установленное Приказом Минэкономразвития от 17 апреля 2013 года N 211, является лишь не указание в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме страны происхождения поставляемого товара.
Уполномоченный орган, заказчик при составлении аукционной документации не правомочен устанавливать основания для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, не предусмотренные действующим законодательством о размещении заказов.
Комиссии при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме должны руководствоваться только теми положениями аукционной документации, которые не противоречат нормам законодательства о размещении заказов.
Таким образом, Уполномоченным органом нарушены часть 7 статьи 41.8, часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в части установления неправомерного основания для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участникам размещения заказа в аукционной документации.
Учитывая вышеизложенное, Единая комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме ООО "Фарм-Сиб", нарушив часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
В ходе внеплановой проверки выявлено следующее нарушение законодательства о размещении заказов.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0116200007913003941-1 от 1 октября 2013 года участникам размещения заказа с порядковыми номерами 1, 3 отказано в допуске к участию в открытом аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и подпункта "б" пункта 5.1.5. аукционной документации. Заявка содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, при этом на электронной площадке установлено требование о предоставлении преференции.
Как было установлено ранее, отказ по указанным основаниям неправомерен. Таким образом, Единая комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участникам размещения заказа N 1, 3, нарушив часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Сиб" обоснованной.
2. Признать Единую комиссию уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившей часть 4, часть 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Признать уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим часть 7 статьи 41.8, часть 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать Единой комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, указанные в предписании уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении предписания
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.В. Алексеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 октября 2013 г. N 06-590/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2013