Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 октября 2013 г. N 06-592/13Т
изготовлено в полном объеме 18 октября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу, в отсутствие сторон дела (представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей), гр. М.Н. Дьяконова на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Город Среднеколымск" Среднеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - администрация) при проведении запроса котировок на выполнение работ по укреплению стен и подпорке перекрытий в многоквартирном доме (извещение N 0116300042713000008), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
у с т а н о в и л а:
8 октября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба гр. М.Н. Дьяконова на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Город Среднеколымск" Среднеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении запроса котировок на выполнение работ по укреплению стен и подпорке перекрытий в многоквартирном доме.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте Российской Федерации размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 15 октября 2013 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба М.Н. Дьяконова оглашена в полном объеме.
Заявитель указывает, что в нарушение части 5.1 статьи 16 Закона N 94-ФЗ заказчиком размещен заказ вне плана-графика. Заказчик разместил заказ на выполнение одноименных работ путем запроса котировок в течение одного квартала на сумму более 500 тысяч рублей.
Заказчик представил письменное пояснение, из сути которого следует, что:
В извещении N 0116300042713000009 о проведении запроса котировок указаны 2 кода классификации товаров, работ, услуг - 3150030 Осветительное оборудование, 4530013 Устройство опор ЛЭП, линий промышленного и городского транспорта, связи, радиофикации и телекоммуникации. Причем, по первому коду работы являются основными, а второй код, лишь дополнительным. Таким образом, нарушение части 3 статьи 42 Закона о размещении заказов отсутствует.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
1 октября 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение N 0116300042713000008 о проведении запроса котировок на выполнение работ по укреплению стен и подпорке перекрытий в многоквартирном доме.
Максимальная цена муниципального контракта составила 410 687,00 рублей.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещения заказов в части подписания муниципального контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу М.Н. Дьяконова считает необоснованной по следующим основаниям.
Из содержания жалобы гр. М.Н. Дьяконова следует, что в нарушение части 5.1 статьи 16 Закона N 94-ФЗ заказчиком размещен заказ вне плана-графика.
Довод заявителя о не размещении на официальном сайте плана-графика и проведении открытого аукциона вне плана-графика, что ограничивает участие в размещении заказа, признан необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. <_>
В соответствии с частью 2 статьи 58 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В случае, если указанные действия (бездействия) заказчика ущемляют права и законные интересы конкретного участника торгов, заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в размещении заказа. На это, в частности, указывает положение части 2 статьи 58 Закона о размещении заказов.
Между тем, жалоба Заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника размещения заказа - М.Н.Дьяконова. Заявитель не представил сведения или документы, позволяющие антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в размещении заказа.
Кроме того, довод Заявителя о том, что заказчик разместил заказ на выполнение одноименных работ путем запроса котировок в течение одного квартала на сумму более 500 тысяч рублей также не может быть признан обоснованным, поскольку указанные действия не ущемляют права и законные интересы конкретного участника торгов.
При этом, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что жалоба М.Н.Дьяконова поступила в антимонопольный орган 8 октября 2013 года, срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок согласно извещению - 11 октября 2013 года, до 09 часов 00 минут.
Таким образом, участник размещения заказа М.Н.Дьяконов ознакомился с извещением о проведении запроса котировок и, соответственно, мог подать заявку на участие в данном размещении заказа.
В ходе внеплановой проверки установлены следующие нарушения Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 5.1 статьи 16 Закона N 94-ФЗ заказчики, уполномоченные органы размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме, установленным нормативным правовым актом, указанным в части 7 настоящей статьи.
Из материалов дела установлено, что план-график размещения заказов на 2013 год муниципальным заказчиком на официальном сайте не размещен, что является нарушением части 5.1 статьи 16 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме либо без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 42 Закона о размещении заказов установлено, что заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем проведения запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена муниципального контракта не превышает пятисот тысяч рублей. Согласно части 3 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Как усматривается из материалов дела, 1 октября 2013 г. администрацией на официальном сайте размещено извещение N 0116300042713000008 о проведении запроса котировок на выполнение работ по укреплению стен и подпорке перекрытий в многоквартирном доме. Максимальная цена контракта 410 687, 00 рублей.
1 октября 2013 г. администрацией на официальном сайте размещено извещение N 0116300042713000009 о проведении запроса котировок на выполнение работ по строительству линии электропередач уличного освещения и монтажу осветительного оборудования в г.Среднеколымск. Максимальная цена контракта 247 150,00 рублей.
Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" ОКДП 4530000 Услуги по монтажу оборудования, ОКДП 4540000 Услуги по завершению строительства относится к одноименной группе 4500000 Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
С учетом вышеизложенного, положений частей 2, 3 статьи 10, части 3 статьи 42 Закона о размещении заказов, размещение заказа на выполнение одноименных работ (4500000 Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек) путем запроса котировок в течение одного квартала на общую сумму 657 837, 00 рублей не допускается, а возможно, только путем проведения торгов. Следовательно, администрация в течение квартала осуществила размещение заказа путем запроса котировок на выполнение работ, входящих в одну группу номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, на общую сумму, превышающую 500 000 рублей.
Таким образом, заказчиком нарушены положения частей 2, 3 статьи 10, части 2 статьи 42 Закона о размещении заказов.
В статье 44 Закона о размещении заказов установлены требования, предъявляемые к содержанию котировочной заявки. Котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Таким образом, перечень требований предъявляемых к содержанию котировочной заявки, установленных в ст. 44 Закона о размещении заказов, является исчерпывающим.
Материалами дела установлено, что заказчиком в приложении N 1 к извещению о проведении запроса котировок установлено требование:
Заявка на участие, которую представляет участник размещения заказа в соответствии с настоящей документацией, должна быть подготовлена по форме и содержать следующее:
- сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписку или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса (Под надлежащим образом, заверенным переводом документов, понимается перевод документов, который должен быть заверен нотариально либо процедурой консульской легализации).
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (доверенность, заверенную должным образом, или иной документ, свидетельствующий о том, что лицо, подписывающее заявку, имеет полномочия подписать заявку и иные документы, и что конкурсная заявка в этом случае имеет обязательную силу для участника размещения заказа. В случае если заявка подписывается первым лицом компании, вместо доверенности предоставляется должным образом заверенная копия решения органа управления компании и (или) собственника о назначении первого лица (приказ, решение собрания учредителей и т.д.));
- документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в торгах:
г) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, в том числе копии действующих лицензий (если деятельность лицензируется);
д) документы подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию обладания участником исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением государственного контракта Заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, и это требование указано в Информационной карте;
- предложение о цене, объеме, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках выполняемых работ и иные предложения об условиях исполнения государственного контракта (по форме);
- копии документов, подтверждающих соответствие работ требованиям документации (информация о других выполненных работах и т.д.).
В приложении N 3 к извещению о проведении запроса котировок установлено следующее требование:
Требования к выполнению работ:
Наличие свидетельства о допуске к видам работ, наличие Страхования гражданской ответственности в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 23.06.2010) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В пункте 3 приложения N 4 к извещению о проведении запроса котировок установлено следующее требование:
3. Документы и сведения, предоставляемые для участия в запросе котировок:
3.3. Свидетельство о государственной регистрации (нотариально заверенная копия);
3.4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная копия);
3.6. Полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запросе котировок выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридического лица);
3.7. Полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запросе котировок выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя);
3.8. Копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);
3.10. Копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, в том числе копии действующих лицензий (если деятельность лицензируется);
3.12. Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям документации;
Следовательно, заказчиком нарушены требования, установленные в ст. 44 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 7.1 статьи 47 Закона о размещении заказов контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.
Из материалов дела установлено, что извещение о проведении запроса котировок содержит следующее положение: "срок подписания муниципального контракта победителем в проведении запроса котировок: не ранее чем через 7 (семь) дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 7 (семь) дней со дня подписания указанного протокола, по цене предложенной Победителем (но не превышающей максимальную цену контракта) и на условиях указанных в извещении о запросе котировок цен и котировочной заявке Победителя".
Таким образом, заказчиком нарушено положение части 7.1 статьи 47 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона о размещении заказов котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Следовательно, участник размещения заказа вправе подать котировочную заявку как в письменной форме, так и в форме электронного документа. Причем, отсутствие технических средств и возможностей для бесперебойного получения почты по электронному адресу не может ограничивать способ подачи котировочной заявки. Заказчик нарушил пункт 3 статьи 43 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и ла:
1. Признать жалобу М.Н. Дьяконова на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Город Среднеколымск" Среднеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) необоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - администрацию муниципального образования "Город Среднеколымск" Среднеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) нарушившим части 2, 3 статьи 10, часть 5.1 статьи 16, часть 2 статьи 42, пункт 3 статьи 43, статью 44, часть 7.1 статьи 47 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать муниципальному заказчику - администрации муниципального образования "Город Среднеколымск" Среднеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.В. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 октября 2013 г. N 06-592/13Т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2013