Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 октября 2013 г. N 06-555/13т
изготовлено в полном объеме 07 октября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Кырбасова В.П. -начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Евсеевой А.С. - государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СибБиоМед" (далее - ООО "СибБиоМед",заявитель): получено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя;
от уполномоченного органа и Единой комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ РС(Я), уполномоченный орган, Единая комиссия):Тогуллаева Е.А. (представителя по доверенности);
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Поликлиника N 1"(далее - заказчик):получено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заказчика,
рассмотрев жалобу ООО "СибБиоМед" на действия Единой комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов (шприцы) (извещение N 0116200007913003672), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
25 сентября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СибБиоМед" на действия Единой комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов (шприцы) (извещение N 0116200007913003672).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 02 октября 2013 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "СибБиоМед" оглашена в полном объеме.
Заявитель обжалует действия Единой комиссии в части отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0116200007913003672-1 от 17 сентября 2013 года участнику размещения заказа с порядковым номером 3 отказано в допуске к участию в открытом аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и подпункта "б" пункта 5.1.5. аукционной документации. Заявка содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, при этом на электронной площадке установлено требование о предоставлении преференции.
Указывает, что заявка ООО "СибБиоМед" по позиции 6 содержала наименование страны производителя - Россия, при заполнении формы на электронной площадке выбрана подходящая позиция согласно представленной заявке, а именно: "Поставка включает товар российского и (или) белорусского и иностранного происхождения, где товар российского и (или) белорусского менее 50% стоимости всех предложенных товаров", так как заявка содержала только одну позицию российского происхождения.
Просит провести процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме заново.
Представитель Уполномоченного органав ходе рассмотрения дела пояснил следующее.
В соответствии с пунктом 5.1.5. части 1 "Общие положения о проведении открытого аукциона в электронной форме" если применение национального режима установлено Информационной картой, участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе, если:
А) первая часть заявки на участие в аукционе не содержит сведений о стране происхождения товара, предлагаемого к поставке;
Б) первая часть заявки на участие в аукционе содержит предложения к поставке товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь, и на электронной площадке установлено требование о предоставлении преференции.
Заявителем были предложены к поставке товары, происходящие из Германии, Австрии, России и установлено требование о предоставлении преференции.
Просит признать жалобу необоснованной.
Заказчиком предоставлено письменное пояснение по жалобе ООО "СибБиоМед", согласно которому Единой комиссии было направлено экспертное заключение заказчика, все первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме были признаны соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
04 сентября 2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка"www.roseltorg.ruуполномоченным органом размещены извещение N 0116200007913003672о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов (шприцы), а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 099 941,67 рублей.
17 сентября 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007913003672-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (13 сентября 2013 года в 09:00 по местному времени) поступило 9 (девять) заявок от участников размещения заказа с порядковыми номерами заявок 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Единая комиссия приняла решение допустить к участию в открытом аукционе в электронной форме участников размещения заказа с порядковыми номерами заявок 2, 4, 5, 6, 8, отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участникам размещения заказа с порядковыми номерами заявок 1, 3, 7, 9.
20 сентября 2013 года проведен открытый аукцион в электронной форме. Предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом (ранжированные по мере возрастания):
- 692 733,00 рублей предложение о цене контракта участника с порядковым номером 2 (ООО "Росмед ДВ");
- 698 400,29 рублей предложение о цене контракта участника с порядковым номером 5 (ООО "Медцентр");
- 747 900,00 рублей предложение о цене контракта участника с порядковым номером 4 (ООО Торговый дом "ЧЭТП");
- 797 400,00 рублей предложение о цене контракта участника с порядковым номером 6 (ООО "Оникс").
24 сентября 2013 года состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме и подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007913003672-2, размещенный на официальном сайте 25 сентября 2013 года.
Согласно указанному протоколу вторые части заявок участников размещения заказа с порядковыми номерами заявок 2, 5, 4, 6 признаны соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации.
Общество с ограниченной ответственностью "Росмед ДВ" признано победителем открытого аукциона в электронной форме.
На момент рассмотрения жалобы по существу государственныйконтракт не заключен.
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СибБиоМед"обоснованнойпо следующим основаниям.
Заявитель обжалует действия Единой комиссии в части отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0116200007913003672-1 от 17 сентября 2013 года участнику размещения заказа с порядковым номером 3 отказано в допуске к участию в открытом аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и подпункта "б" пункта 5.1.5. аукционной документации. Заявка содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, при этом на электронной площадке установлено требование о предоставлении преференции.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В ходе рассмотрения дела представитель Единой комиссии уполномоченного органа пояснил, что ООО "СибБиоМед" было отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ предусмотрено содержание первой и второй частей аукционной заявки. Требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 названной статьи документов и сведений, не допускается (часть 7 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ).
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ (часть 1 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ).
Законом N 94-ФЗ определен закрытый перечень документов и сведений для представления в составе первой и второй частей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в связи с чем отказ в допуске к участию в открытом аукционе является правомерным лишь тогда, когда сведения, предоставленные в составе первой части заявки, оговоренные в части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе.
Предметом открытого аукциона согласно извещению о его проведении является поставка расходных материалов (шприцы).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Из материалов дела установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме ООО "СибБиоМед" соответствует требованиям, предъявляемым к первым частям заявок Законом о размещении заказов, а также Части 3 "Техническое задание" аукционной документации, которой, согласно аукционной документации, должны соответствовать сведения, предоставляемые в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Иные требования к сведениям, предоставляемым в составе первых частей заявок, Законом о размещении заказов не установлены. Следовательно, отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме ООО "СибБиоМед" на основании пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов неправомерен.
Также из материалов дела установлено, что в соответствии с приказом Минэкономразвития от 17 апреля 2013 года N 211, в аукционной документации была установлена преференция в отношении товаров российского/белорусского происхождения в размере 15%.
Согласно подпункту "б" пункта 5.1.5. части 1 "Общие положения о проведении открытого аукциона в электронной форме" содержит следующее положение: если применение национального режима установлено Информационной картой, участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе, если первая часть заявки на участие в аукционе содержит предложения к поставке товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь, и на электронной площадке установлено требование о предоставлении преференции.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по указанному основанию является неправомерным, поскольку:
1) Отсутствие или наличие галочки в окне "Претендуем на преференцию" на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" www.roseltorg.ru, не может являться основанием для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме. Фактическим основанием предоставления преференции, которым должен руководствоваться заказчик, является предоставление в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме сведений о стране происхождения товара предлагаемого к поставке. На основании указанных сведений, руководствуясь законодательством о размещении заказов, делается вывод о предоставлении преференции участнику размещения заказа.
На это, в частности, указывает также положение пункта 7 Приказа Минэкономразвития от 17 апреля 2013 года N 211, согласно которому для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации об аукционе требование об указании (декларировании) участником конкурса (участником аукциона) в заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара, а также требование о том, что в случае, если в заявке на участие в аукционе участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе.
2) В соответствии с пунктом 3 Приказа Минэкономразвития от 17 апреля 2013 года N 211, при размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса или аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме (далее - аукцион), участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 5 настоящего приказа.
Исходя из смысла указанной нормы, преференции в отношении цены контракта в размере 15% предоставляются участникам размещения заказа, если их заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме содержат предложения о поставке товаров российского (белорусского) происхождения, то есть в заявке содержится указание на страну происхождения товара - Россия (Белоруссия).
При этом, соотношение товаров российского (белорусского) происхождения и товаров иностранного происхождения, при котором преференции не предоставляются, установлено в подпункте "д" пункта 6 Приказа Минэкономразвития от 17 апреля 2013 года N 211: При размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса, аукциона порядок, установленный пунктами 3 - 5 настоящего приказа, не применяется в случаях, если в рамках одного конкурса (лота) или аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает к поставке товары российского и (или) белорусского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров российского и (или) белорусского происхождения составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров. Соответствие сведений, содержащихся в первой части заявки ООО "СибБиоМед" указанному положению уполномоченным органом не установлено.
В иных пропорциях соотношение товаров российского (белорусского) происхождения и товаров иностранного происхождения, исходя из положений Приказа, допускается, следовательно преференции предоставляются.
Материалами дела установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме ООО "СибБиоМед" содержит следующие наименования стран-производителей товара, предлагаемого к поставке: Германия, Австрия, Россия.
Поскольку первая часть заявки ООО "СибБиоМед" содержит предложение о поставке товара российского происхождения, указанный участник размещения заказа вправе претендовать на предоставление преференции.
3) Законодательством о размещении заказов не установлено указанное в подпункте "б" пункта 5.1.5. части 1 "Общие положения о проведении открытого аукциона в электронной форме" основание для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Напротив, нормы о составе и содержании сведений, предоставляемых в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе (ч. 4 ст. 41.8) и нормы об основаниях отказа в допуске к участию в открытом аукционе (ч. 4 ст. 41.9) имеют исчерпывающих характер, требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения не допускается (ч. 7 ст. 41.8), отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 также не допускается (ч. 5 ст. 41.9).
Комиссии должны руководствоваться при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме только теми положениями аукционной документации, которые не противоречат нормам законодательства о размещении заказов.
Уполномоченный орган, заказчик при составлении аукционной документации не правомочен устанавливать основания для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, не предусмотренные действующим законодательством о размещении заказов.
Учитывая вышеизложенное, Единая комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме ООО "СибБиоМед".
Жалоба ООО "СибБиоМед" признана обоснованной.
В ходе внеплановой проверки выявлено следующее нарушение законодательства о размещении заказов.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0116200007913003672-1 от 17 сентября 2013 года участник размещения заказа с порядковым номером 8допущен к участию в открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с позицией 2 части 3 "Техническое задание" аукционной документации необходимо поставить шприц одноразовый стер, 5 мл с иглой (07*40) в количестве 60000 штук.
Из материалов дела установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе участника размещения заказа с порядковым номером заявки 8 содержит следующее предложение к поставке по позиции 2: "Шприц одноразовый стер, 5 мл с иглой (07*40), количество - 5000.
Поскольку количество предлагаемого к поставке товара не соответствует количеству товара, указанному в аукционной документации, Единая комиссия неправомерно допустила участника размещения заказа с порядковым номером заявки 8 к участию в открытом аукционе в электронной форме, чем нарушила положение пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибБиоМед"на действия Единой комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку расходных материалов (шприцы) (извещение N 0116200007913003672)обоснованной.
2. Признать Единую комиссию уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившей часть 4 статьи 41.9, часть 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Единой комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, указанные в предписании уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении предписания
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: М.Н. Петухова
А.С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 октября 2013 г. N 06-555/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2013