Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 сентября 2013 г. N ЭА-659/2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Медскан" на действия Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка специальных средств при нарушениях функций выделения - калоприемников и уроприемников для обеспечения инвалидов в 2013 году" (извещение N0218100003713000211) в части нарушения законодательства о размещении заказов,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком-ГУ-Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка специальных средств при нарушениях функций выделения - калоприемников и уроприемников для обеспечения инвалидов в 2013 году" (извещение N0218100003713000211).
ООО "Медскан" обжалует положения документации об открытом аукционе в электронной форме, которые, по его мнению, не соответствуют действующему законодательству о размещении заказов.
Считает, что требования, установленные Заказчиком в техническом задании аукционной документации, не обусловлены функциональными (потребительскими) свойствами товаров, не являются значительными с точки зрения удобства и практичности для пользователя и делают невозможным поставку продукции производителя "Конватек", существенно ограничивая число производителей, продукция которых может быть предложена к поставке:
- заявленные Заказчиком характеристики кало- и мочеприемников (адгезивные пластины с минимальным размером отверстии 10 мм) не имеют практического значения, поскольку спользуются незначитнльным количеством инвалидов;
- требование о наличии в калоприемнике (позиция 5, 6 пункта 1 технического задания) запорного устройства, позволяющее промывать его не снимая со стомы, существенно ограничивает количество потенциальных участников размещения заказов;
- указанные Заказчиком характеристики калоприемника с оптимальной величиной стартового вырезаемого отверстия (10 мм), не имеют практического значения, поскольку лишь незначительное количество пациентов имеют размер стомы 6-8 мм, для которых необходимо 10 мм отверстие;
- Заказчиком в позиции 5 пункта 1 технического задания установлено требование о наличии "угольного фильтра диаметром не менее 5 см, не требующего активации дополнительными приспособлениями".
Такой продукции на рынке не существует;
- требование о наличии мешков калоприемников и со встроенным, и с клеящимся зажимом, и просто с зажимом, ограничивает количество участников, поскольку существуют помимо указанных зажимов пластиковые зажимы с со способом крепления в виде защелки.
- в техническом задании установлено требование к поставке калоприемника однокомпонентного дренируемого с кольцом из микропористой пленки с фиксацией, выпускаемого одним производителем - Колопласт.
-требование к поставке адгезивных пластин и мешков стомных дренируемых для двухкомпанентного калоприемника и двухкомпонентного уроприемника с фланцем: 40 мм, 50 мм, 60 мм, 80 мм, 90 мм ограничивает количество участников, поскольку помимо указанных размеров существуют уроприемники с фланцем 38, 45, 55, 57, 70, 100 мм.
- Заказчику требуются ножные уроприемники в комплекте с мешками различного объема от 500 мл до 2000 мл с мягкой нетканой подложкой. Однако на рынке существуют мешки объемом 1500 мл и 2000 мл, а также мешки с требуемыми характеристиками, но без мягкой подложки.
- Катетерыдля самокатетеризации различных размеров не менее 45 см для мужчин и длиной не менее 25 см для женщин производятся компанией BBraun (Франция).
- калоприемник двухкомпонентный разъемный с пластиной с прозрачным защитным покрытием, катетеры для самокатетеризации различных размеров, катетеры для самокатетеризации активацию водой, размер по CH от 8 до 22, анальный тампон, набор-мочеприемник, Катетер цефростомический, ирригационную система в наборе производит только одна компания - Колоплас А/С.
-Пояс для калоприемников из трикотажного переплетения хлопка и вискозы.
На рынке производятся пояса из других видов материалов, не влияющих на качество товара.
Включение в документацию требования об организации пунктов выдачи противоречит действующему законодательству о размещении заказов.
Не согласившись с доводами Заявителя, Заказчик представил пояснения, согласно которым:
Заказчиком в технической части документации открытого аукциона в электронной форме предусмотрены изделия с разными характеристиками, способными удовлетворить требования инвалидов в соответствии с рекомендациями специалистов бюро медико-социальной экспертизы и пожеланиями общественных организаций инвалидов.
В ответ на запрос ГУ-Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в Центр реабилитации стомированных пациентов ФГБУ "ГНЦК" получен ответ от 25.09.2013 года, в котором руководитель Центра реабилитации стомированных пациентов И.А. Калашникова сообщает о практическом значении вырезаемого отверстия (10 мм) (прилагается).
Заказчиком сделаны запросы в адреса известных производителей и получены утвердительные ответы об имеющихся у них аналогичных товарах.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми бюро медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на основании заявлений инвалидов. В соответствие с заявками инвалидов, формируется потребность в технических средствах реабилитации по видам и необходимым размерам. Прописывая конкретные технические характеристики для поставляемых товаров, Заказчик стремится в своих действиях обеспечить инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации для обеспечения эффективности реабилитационного процесса.
Предметом аукциона является поставка специальных средств при нарушениях функций выделения, а не технические требования по их производству, участники размещения заказа имеют возможность:
- выбрать средства реабилитации с заявленными в техническом задании характеристиками из всего ассортимента изделий, предлагаемых производителями мирового рынка и принять участие в аукционе;
- самостоятельно произвести и предложить к поставке товары с требуемыми техническими характеристиками.
Работа Краснодарского регионального отделения Фонда социального
страхования РФ ориентирована в первую очередь на удовлетворение потребностей инвалидов, а значит на закупку товаров, назначение которых в полной мере отвечают их требованиям не только в медицинском, но и социальном аспекте (незаметность использования, устранение неприятного запаха, эстетичность). Формирование требований и условий поставки стомированным пациентам Краснодарского края указанных изделий осуществлялось с привлечением краевых общественных организаций инвалидов, учетом мнений врачей-специалистов краевых учреждений здравоохранения, анализом потребностей в обеспечении техническими средствами реабилитации, проведённым по существующей электронной базе заявок инвалидов.
В калоприемнике (позиция 5, 6 пункта 1 технического задания) предусмотрено запорное устройство, позволяющее промывать его не снимая со стомы.
Данное требование установлено на основании писем производителей: компании Coloplast и фирмы Б. Браун Медикал, в которых указано о наличии аналогичных характеристик у калоприемников.
Требование аукционной документации к поставке (части) калоприемников, стомный мешок которых содержит угольный фильтр, не требующий дополнительной активации, диаметром не менее 5 см и отверстие для выхода газов, обусловлено тем обстоятельством, что наличие угольного фильтра указанного размера позволяет инвалидам, ведущим активный образ жизни, контролировать неприятный запах из мешка в течение суток. Использование мешков с фильтром меньшего диаметра для данной категории людей, приводит к значительному ухудшению качества их жизни.
Калоприемники с угольным фильтром диаметром не менее 5 см производят фирмы Б. Браун Медикал и производства фирмы Hollisten.
выпускающие аналогичные товары.
Заказчик в техническом задании документации предусмотрел продукцию с различными зажимами: с зажимом, со встроенным зажимом, со встроенной застежкой на липучке, с пластиковым зажимом многократного применения, с зажимом многократного применения, с удобным в применении фиксированным пластиковым зажимом на мешке многократного применения.
В техническом задании установлено требование к поставке калоприемника однокомпонентного дренируемого - дренируемого стомного мешка неразъемного из прозрачного многослойного не пропускающего запах полиэтилена, с встроенным зажимом; со встроенной адгезивной пластиной на натуральной гипоаллергеной гидроколлоидной основе, с защитным бумажным покрытием, с кольцом из пленки для дополнительной фиксации. Вырезаемое отверстие адгезивной пластины от 10 мм до 80 мм".
Требование кольца из микропористой пленки отсутствует.
В технической части документации установлено требование о поставке (части продукции) непрозрачных мешков.
Заказчик обусловливает это:
- многочисленными обращениями инвалидов, ведущих активный образ жизни с жалобами на калоприемники, имеющие прозрачную структуру мешка;
- тем фактом, что устройства с применением прозрачных мешком для улучшения контроля со стороны медицинского персонала, применяются, как
показывает практика, в основном в послеоперационный период;
С учётом климатических особенностей Краснодарского края, когда потребителям приходится эксплуатировать эти изделия в условиях жаркого климата, использование прозрачных мешков в условиях высоких температур и повышенной влажности воздуха с эстетической точки зрения не комфортно для инвалидов, не даёт возможности скрывать эти элементы устройств под летней одеждой. Это приводит к значительному ухудшению качества жизни инвалидов.
В техническом задании установлено требование к поставке адгезивных пластин и мешков стомных дренируемых для двухкомпанентного калоприемника и двухкомпонентного уроприемника с фланцем:40 мм, 50 мм, 60 мм, 80 мм, 90 мм.
Указанные размеры обусловлены потребностями стомированных пациентов, определенные в индивидуальных программах реабилитации (прилагаются).
В ответ на запрос ГУ-Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации производители компании BBraun (Франция) и компании Coloplast (Дания) подтвердили наличие соответствующей требованиям документации продукции.
Включение в техническую часть документации характеристик калоприемника двухкомпонентного разъемного с пластиной с прозрачным защитным покрытием обусловлено потребностью стомированного пациента, на основании индивидуальных программам реабилитации (прилагается).
Заказчику требуются ножные уроприемники в комплекте с мешками различного объема от 500 мл до 2000 мл с мягкой нетканой подложкой.
Отсутствие мягкой нетканой подложки у ножных уроприемников ухудшают
качественные характеристики продукции, а именно, во время хождения
стомированного пациента они издают шелестящий звук, шуршат, обращают
внимание людей в помещении и на улице, что доставляет неудобство и смущает пациента.
Кроме того, длительное ношение ножных уроприемников, у которых отсутствует мягкая нетканая подложка, вызывает раздражение кожных покровов, мацерацию кожи, играет значительную роль в удобстве стомированного пациента.
Технические характеристики ножных уроприемников в комплекте с мешками различного объема от 500 мл до 2000 мл с мягкой нетканой подложкой соответствуют техническим характеристикам компании BBraun (Франция) и компании Coloplast (Дания), что подтверждается из ответов на запросы Заказчика.
В 4 заявках участников размещения заказа из 5 поданных на аукцион предложены катетеры для самокатетеризации различных размеров производства компании Coloplast (Дания).
По мнению заказчика, требование к катетерам для самокатетеризации активацию водой не ограничивает конкуренцию.
На основании индивидуальных программам реабилитации (прилагается), заказчиком предусмотрены различные размеры катетеров для самокатетеризации для обеспечения пациентов с задержкой мочи с различными индивидуальными особенностями.
В п. 7 технического задания документации заказчиком указаны характеристики катетеров для самокатетеризации различных размеров не менее 45 см для мужчин и длиной не менее 25 см для женщин, которые производятся компанией BBraun (Франция).
В 4 заявках участников размещения заказа из 5 поданных на аукцион предложены катетеры для самокатетеризации различных размеров производства BBraun (Франция).
На основании индивидуальных программам реабилитации (прилагается), заказчиком предусмотрены различные размеры катетеров для самокатетеризации для обеспечения стомированных пациентов с различными индивидуальными особенностями.
Заказчику требуется анальный тампон.
Требование обосновано индивидуальными программами реабилитации
(прилагается).
В 4 заявках участников размещения заказа из 5 поданных на аукцион предлагаются анальные тампоны производства компании Coloplast (Дания).
На основании писем - ответов на запросы Заказчика, компания BBraun (Франция) и компания Coloplast (Дания) уведомляет заказчика о наличие продукции, полностью соответствующей требованиям документации (прилагаются).
Требование к поставке набора - мочеприемника, предназначенного для однократного применения обусловлена индивидуальными программами реабилитации (прилагается).
В п. 12 технического задания документации заказчиком указаны характеристики катетера нефростомического.
В 5 заявках участников размещения заказа из 5 поданных на аукцион предлагаются требуемые катетеры.
Потребность в ирригационной системе в наборе, обусловлена индивидуальными программами реабилитации (прилагается).
Производство ирригационной системы в наборе налажено как компанией Coloplast (Дания), так и компанией BBraun (Франция), что подтверждается письмами - ответами на запросы заказчика.
Заказчик определил в документации, что передача товара Получателям
осуществляется в соответствии с их выбором по следующим причинам:
- инвалидам удобнее получить товар в день обращения, чем ждать 15 дней с
момента получения списков получателей Поставщиком,
- инвалид не находится дома на протяжении всех суток;
- инвалид может не иметь самостоятельной возможности получить специальные средства ввиду тех или иных причин (ампутация конечностей, тяжелая болезнь и др.) в отсутствие лиц, их обслуживающих;
- возможность получения консультации по использованию продукции;
- отсутствие анонимности при получении специальных средств на дому,
В соответствии с приведенными ниже факторами и обращениями инвалидов Заказчик, наряду с поставкой товара по месту жительства получателя, предусмотрел в документации пункты выдачи товара.
ООО "Медскан", являясь поставщиком, а не производителем специальных средств при нарушении функций выделения, имеет возможность приобрести указанную продукцию у любого производителя.
Заказчиком представлено:
- документация об аукционе,
-извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме,
-письменные пояснения по существу жалобы ООО "Медскан".
Изучив представленные материалы, Комиссия провела внеплановую проверку открытого аукциона в электронной форме "Поставка специальных средств при нарушениях функций выделения - калоприемников и уроприемников для обеспечения инвалидов в 2013 году" (извещение N0218100003713000211) и пришла к следующим выводам.
На официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка специальных средств при нарушениях функций выделения - калоприемников и уроприемников для обеспечения инвалидов в 2013 году" (извещение N0218100003713000211).
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 701 100,00 руб.
Заказчик - ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (ч.1 ст.34 Закона о размещении заказов).
П. 1) ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказа установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Законом о размещении заказов Заказчику представлено право, закупать требуемые товары и устанавливать исчерпывающий перечень существенных для него характеристик поставляемого товара, в том числе к упаковке.
Требуемая продукция определяется индивидуальной программой реабилитации, выдаваемой инвалиду бюро МСЭ. С целью удовлетворения нужд большего количества инвалидов, имеющих разные анатомические особенности, Заказчиком были установлены определенные требования к товару.
Требования к функциональным и качественным характеристикам товара установлены Заказчиком в технической части документации об аукционе в электронной форме с указанием характеристик, используемых для определения соответствия потребностям заказчика, сопровождающихся словами "не более", "не менее").
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с ч.2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Техническое задание подготовлено совместно с общественными организациями инвалидов Краснодарского края с учетом индивидуальных особенностей граждан и содержит требования к продукции, соответствующей техническим характеристикам различных производителей.
Из положений документации об открытом аукционе в электронной форме не следует, что конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия. В техническом задании указание на производителя отсутствует.
На заседании Комиссии Заказчиком представлена переписка с производителями ООО "Колопласт" и B Braun, а также с ФГБУ "Государственный научный центр колопроктология" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
На участие в открытом аукционе в электронной форме было подано пять заявок, четыре заявки допущены к участию в аукционе.
Согласно аукционной документации передача товара Получателям осуществляется в соответствии с их выбором:
- по месту нахождения пунктов приема, организованных Поставщиком, в день обращения Получателя;
- по месту нахождения Получателя в течение 15 (пятнадцати) дней с момента получения направленных списков Получателей от филиалов Заказчика.
В разделе 3 "Требование к заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме, ее содержанию и составу" не установлено требование об обязательном наличии пунктов приема у поставщика.
На заседании Комиссии представителем Заказчика заявлено, что организация пунктов приема является рекомендацией, а не обязательным требованием к участнику размещения заказа.
В соответствии с ч.2 ст.58 Закона о размещении заказа участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.
Документального подтверждения ограничения количества участников размещения заказа, Заявителем не представлено.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,2,3 ст.57 и на основании ч.5, ст.17, ч.6 ст.60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Медскан" необоснованной.
2. Отменить приостановление размещения заказа (извещение N0218100003713000211).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 сентября 2013 г. N ЭА-659/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2013