Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 сентября 2013 г. N 660/2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Медскан" на действия Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка специальных средств при нарушениях функций выделения - средств ухода за кожей вокруг стомы для обеспечения инвалидов в 2013 году (извещение N0218100003713000217) в части нарушения законодательства о размещении заказов,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком-ГУ-Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка специальных средств при нарушениях функций выделения - средств ухода за кожей вокруг стомы для обеспечения инвалидов в 2013 году" (извещение N0218100003713000217).
ООО "Медскан" обжалует положения документации об открытом аукционе в электронной форме, которые, по его мнению, не соответствуют действующему законодательству о размещении заказов.
Считает, что требования, указанные в п.п. 1,2,3 раздела 5 технического задания аукционной документации, не обусловлены функциональными (потребительскими) свойствами товаров, не являются значительными с точки зрения удобства и практичности для пользователя и делают невозможным поставку продукции производителя "Конватек", существенно ограничивая число производителей, продукция которых может быть предложена к поставке:
-п.1 требование к упаковке - полоски не менее 6 г каждая, в индивидуальной упаковке;
-п.2 требование к поставке крема защитного в тубе не менее 60 г;
-п.3 требование к поставке очистителя кожи в виде флакона, объемом не менее 180 мл.
Включение в документацию (п.4) требования об организации пунктов выдачи противоречит действующему законодательству о размещении заказов.
Не согласившись с доводами Заявителя, Заказчик представил пояснения, согласно которым:
1.Паста-герметик для защиты и выравнивания кожи в полосках.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N2347-р паста-герметик должна быть объемом не менее 60 г. Указанным Приказом Минтруда предусмотрены 2 варианта выпуска пасты - герметика для защиты и выравнивания кожи - в полосках и в тубе.
Право выбора Заказчиком вида технического средства реабилитации определено в соответствии частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Вид товара определяется индивидуальной программой реабилитации, выдаваемой инвалиду бюро МСЭ.
Требование об индивидуальной упаковке полосок не является ограничением конкуренции, так как по утверждению самого ООО "Медскан" продукцией, удовлетворяющей потребностям Заказчика обладают два производителя средств по уходу за стомой - "Калопласт" и "Холлистер". Вместе с тем, индивидуальная упаковка полосок обеспечивает защиту полосок от высыхания и позволяет сохранять потребительские свойства средств ухода.
2. Крем защитный.
В соответствии с поступившим запросом о разъяснении документации Заказчик пояснил следующее - "техническое задание подготовлено совместно с общественными организациями инвалидов Краснодарского края с учетом индивидуальных особенностей граждан и содержит продукцию, отвечающую техническим характеристикам различных производителей.
Требование о поставке крема защитного в тубах объемом не менее 60 мл обусловлено оптимальным объемом единицы упаковки данного средства ухода, достаточным для использования в течение установленного срока. Поскольку Приказом Минздравсоцразвития России N1666н от 27.12.2011 г. "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" установлен срок пользования кремом защитным (тюбик) не менее 1 месяца (п. 21-20), то есть за 1 единицу изделия, уменьшение объема упаковки средства повлекло бы уменьшение фактического срока его использования.
Уменьшение объема тубы влечет уменьшение объема. Общеизвестно, что ни один тюбик не позволяет извлечь из него 100% объема находящегося в нем вещества. Отсюда следует, что больше количество тюбиков, тем большее его количества не будет использоваться инвалидом по назначению. Кроме того, меньший объем тюбика подвержен более быстрому высыханию.
3. Очиститель для кожи.
Способы использования и эффективность жидкого очистителя кожи, упакованного во флакон и салфетки соответствующего назначения принципиально различны. Жидкий очиститель может быть нанесен на любую поверхность в требуемом количестве и свободно распределен по ней, в то время как салфетка имеет ограниченное и всегда одинаковое количество очистителя, что не позволяет использовать именно то количество очистителя, которое необходимо именно в данный момент, что может привести к нерациональному использованию очистителя. Жидкий очиститель заменяет собой функции предварительной обработки водой и мылом, а салфетки предназначены для удаления остатков адгезивов и пасты, не выполняют защитной функции для ухода за кожей. Кроме того, салфетки, упакованные в пачке, имеют свойство высыхать от частого использования, что может привести к ухудшению их потребительских свойств. Имеет и указанный выше нормативный срок пользования изделием, который составляет не менее 1 месяца за 1 единицу.
Указанным Приказом Минтруда предусмотрены 2 варианты выпуска очистителя для кожи - в салфетках (не менее 30 шт.) и во флаконе (не менее 180 мл.) Право выбора вида технического средства реабилитации определено в соответствии частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Кроме того, указанная продукция определяется индивидуальной программой реабилитации, выдаваемой инвалиду бюро МСЭ. В связи с тем, что подбор типа средств при нарушении функции выделения строго индивидуален, а также с целью удовлетворения нужд большего количества инвалидов, имеющих разные анатомические особенности, заказчиком были установлены определенные требования к товару.
4. Предметом размещения заказа является поставка специальных средств при нарушениях функций выделения - средств ухода за кожей вокруг стомы для обеспечения инвалидов в 2013 году. Указание на то, что предметом аукциона является поставка TCP в адрес инвалида является несостоятельным, поскольку не отвечает действительности и документации Заказчика. Поставка на условиях DDP определена "Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс" - "поставка с оплатой пошлины" означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности с момента предоставления товара в согласованном пункте в стране ввоза. Таким образом, согласованным местом может быть как место жительства инвалида, так и пункт выдачи.
Заказчиком определено, что передача Товара Получателям осуществляется в соответствии с их выбором:
- по месту нахождения пунктов приема, организованных Поставщиком, в день обращения Получателя;
- по месту нахождения Получателя в течение 15 (пятнадцати) дней с момента получения направленных списков Получателей от филиалов Заказчика.
В соответствии с обращениями инвалидов Заказчик, наряду с поставкой товара по месту жительства получателя предусмотрел в документации пункты выдачи товара.
Заказчиком представлено:
- документация об аукционе,
-извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме,
-письменные пояснения по существу жалобы ООО "Медскан".
Изучив представленные материалы, Комиссия провела внеплановую проверку открытого аукциона в электронной форме "Поставка специальных средств при нарушениях функций выделения - средств ухода за кожей вокруг стомы для обеспечения инвалидов в 2013 году" (извещение N0218100003713000217) и пришла к следующим выводам.
На официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка специальных средств при нарушениях функций выделения - средств ухода за кожей вокруг стомы для обеспечения инвалидов в 2013 году (извещение N0218100003713000217).
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 701 100,00 руб.
Заказчик - ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (ч.1 ст.34 Закона о размещении заказов).
П. 1) ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказа установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Законом о размещении заказов Заказчику представлено право, закупать требуемые товары и устанавливать исчерпывающий перечень существенных для него характеристик поставляемого товара, в том числе к упаковке.
Требуемая продукция определяется индивидуальной программой реабилитации, выдаваемой инвалиду бюро МСЭ. С целью удовлетворения нужд большего количества инвалидов, имеющих разные анатомические особенности, Заказчиком были установлены определенные требования к товару.
Требования к функциональным и качественным характеристикам товара установлены Заказчиком в технической части документации об аукционе в электронной форме с указанием характеристик, используемых для определения соответствия потребностям заказчика, сопровождающихся словами "не более", "не менее").
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с ч.2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Техническое задание подготовлено совместно с общественными организациями инвалидов Краснодарского края с учетом индивидуальных особенностей граждан и содержит требования к продукции, соответствующей техническим характеристикам различных производителей.
Из положений документации об открытом аукционе в электронной форме не следует, что конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия. В техническом задании указание на производителя отсутствует.
Согласно аукционной документации передача товара Получателям осуществляется в соответствии с их выбором:
- по месту нахождения пунктов приема, организованных Поставщиком, в день обращения Получателя;
- по месту нахождения Получателя в течение 15 (пятнадцати) дней с момента получения направленных списков Получателей от филиалов Заказчика.
В разделе 3 "Требование к заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме, ее содержанию и составу" не установлено требование об обязательном наличии пунктов приема у поставщика.
На заседании Комиссии представителем Заказчика заявлено, что организация пунктов приема является рекомендацией, а не обязательным требованием к участнику размещения заказа.
На участие в открытом аукционе в электронной форме поступило 5 заявок участников размещения заказа.
В соответствии с ч.2 ст.58 Закона о размещении заказа участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.
Документального подтверждения ограничения количества участников размещения заказа, Заявителем не представлено.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,2,3 ст.57 и на основании ч.5, ст.17, ч.6 ст.60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Медскан" необоснованной.
2. Отменить приостановление размещения заказа (извещение N0218100003713000217).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 сентября 2013 г. N 660/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2013