Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 октября 2013 г. N 1086
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля размещения государственного заказа, П.М. Зинкеева, специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "Сибкровля24" на действия муниципального заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Туруханского района (далее - муниципальный заказчик), уполномоченного органа - Администрации Туруханского района (далее - уполномоченный орган), установила следующее.
В адрес управления поступила жалоба ООО "Сибкровля24" на действия муниципального заказчика, уполномоченного органа при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме "Ремонт МКОУ "Верхнеимбатская СОШ" в с. Верхнеимбатск Туруханского района Красноярского края" (далее - аукцион в электронной форме) на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению. Красноярским УФАС России в адрес муниципального заказчика, оператора электронной площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес управления документы, необходимые для рассмотрения жалобы, пояснения по доводам жалобы.
Муниципальный заказчик, уполномоченный орган, ООО "Сибкровля24" не обеспечили явку представителей на рассмотрение жалобы.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Закона о размещении заказов.
Из содержания жалобы следует, что документация об открытом аукционе в электронной форме содержит положения, которые нарушают требования Закона о размещении заказов.
Исходя из условий аукционной документации Заказчик требует выполнение ремонтно-строительных работ во время образовательного процесса в период нахождения учащихся в здании школы, что является нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, так как в разъяснении Заказчика от 26.09.2013 сказано, что ведомостью объемов работ предусмотрены ремонтно-строительные работы во всех помещениях здания школы. При этом здание школы не будет полностью передано Подрядчику для выполнения работ по его капитальному ремонту, а будет разделено на участки, очередность выполнения работ будет согласована между Заказчиком, Подрядчиком и представителем эксплуатирующей организации.
Текстом проекта муниципального контракта нигде не предусмотрено участие третьей стороны - некоей эксплуатирующей организации, с представителем которой подрядчику необходимо будет согласовывать порядок выполнения работ, также как нигде не сказано о процедуре подобных согласований. В то же время согласно пункту 3.2. проекта муниципального контракта одновременно с подписанием контракта подрядчик представляет Заказчику на согласование календарный план выполнения работ, с указанием видов, разделов, этапов выполнения работ, промежуточных сроков и сроков окончания выполнения работ по Контракту. В связи с чем ООО "Сибкровля24" считает установление Заказчиком указанных требований незаконным.
В соответствии с инструкцией Заказчика по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа необходимо указать конкретные показатели (точные технические характеристики), товарный знак (его словесное обозначение, торговое наименование, марку модель, серию) при его наличии, товара, который используется при выполнении работ.
Согласно пункту 22 Ведомости объемов работ необходимо выполнить устройство стяжек: из фанеры в объеме 574,48 м стяжки. Согласно пункту 77 Приложения N1 к техническому заданию к поставке требуется 4,59584 м
фанеры толщиной 5-7 мм. что составляет от 656,55 до 919,17 м2 фанеры, В своем разъяснении от 26.09.201З Заказчик утверждает, что Техническим заданием предусмотрено устройство стяжки из фанеры толщиной 8 мм. Данные противоречия вводят в заблуждение участников размещения заказа, не дают возможности сделать однозначный вывод о том, какой толщины материал должен применять и указывать в составе первой части заявки подрядчик.
Согласно пункту 36 Приложения N1 к техническому заданию Подрядчику необходимо поставить и применить: "Конструкции стальные индивидуальные решетчатые сварные массой до 0,1 т". При этом отсутствует какое-либо описание данных конструкций, нет никаких характеристик ни в Техническом задании, ни в разъяснении Заказчика от 26.09.2013 г. В связи с чем у участников размещения заказа отсутствует возможность составить первую часть заявки согласно инструкции Заказчика, равно как и составить собственное ценовое предложение.
В пунктах 74 и 81 Приложения N1 к техническому заданию Заказчиком указано отрицательное значение объема материального ресурса. Из разъяснений Заказчика от 26.09.2013 г. следует, что указанный в данных пунктах материал на самом деле не требуется к поставке и применению, а указан для того, чтобы не возникло разночтений с локальным сметным расчетом (Обоснование начальной максимальной цены контракта). Данная противоречивая информация вводит в заблуждение участников размещения заказа, не дает возможности сделать однозначный вывод о том, какой материал и с какими характеристиками необходим Заказчику.
Ссылка Заказчика на локальный сметный расчет в Разъяснении от 26.09.2013 г вносит противоречия в аукционную документацию, чем дополнительно вводит в заблуждение участников размещения заказа.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, информационной карте аукциона и проекта Муниципального контракта срок выполнения работ составляет 80 дней со дня подписания Муниципального контракта.
В соответствии с требованиями части 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.
Дата проведения аукциона - 13.09.2013 г.
Таким образом, в случае, если работы не будут выполнены досрочно, окончание работ придется на начало 2014 года.
Согласно пункту 2.4. проекта муниципального контракта Заказчик оплачивает подрядчику стоимость выполненных и принятых работ по мере поступления бюджетных средств. Согласно пункту 4.4. проекта муниципального контракта окончательная оплата осуществляется в течение 30 банковских дней после подписания Акта сдачи выполненных работ (Форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), исходя из лимита имеющегося в бюджете целевого финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ операции по исполнению бюджета текущего финансового года завершаются 31 декабря.
В соответствии с частью 3 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Таким образом, подрядчику для того, чтобы получить оплату за выполненные работы, необходимо весь объем работ, предусмотренный муниципальным контрактом, выполнить досрочно. Вышеуказанные условия нарушают права участников размещения заказа и ведут к необоснованному ограничению конкуренции.
Муниципальным заказчиком, уполномоченным органом были представлены пояснения, исходя из которых документация об аукционе в электронной форме соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку размещения заказа, ознакомившись с письменными пояснениями и материалами, представленными на рассмотрение жалобы, Комиссия установила следующее.
Уполномоченным органом совершены действия по размещению заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 указанной статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар форме должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
В соответствии с запросом, участнику размещения заказа необходимы разъяснения о возможности полной передачи объекта (школы) Подрядчику для выполнения ремонтных работ в соответствии с нормативной документацией с целью ограничения доступа посторонних лиц на строительную площадку для соблюдения техники безопасности.
В соответствии с разъяснениями Заказчика от 26.09.2013 действия по передаче объекта не могут быть выполнены, в связи с тем обстоятельством, что объект отсутствует в оперативном управлении Заказчика. Объект будет разделен на участки, очередность выполнения работ будет согласована между Заказчиком, Подрядчиком и представителем эксплуатирующей организации.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что указанное разъяснение не может свидетельствовать о проведении Заказчиком ремонтно-строительных работ в период нахождения учащихся в здании школы. Требование Заказчика о проведении ремонтных работ в присутствии обучающихся не установлено аукционной документацией.
Таким образом, данный довод подателя жалобы необоснован.
Согласно пункту 3.2. проекта муниципального контракта одновременно с подписанием контракта подрядчик представляет Заказчику на согласование календарный план выполнения работ с указанием видов, разделов, этапов выполнения работ, промежуточных сроков и сроков окончания выполнения работ по Контракту.
Вместе с тем, разъяснения Заказчика содержат следующее положение: "Объект будет разделен на участки, очередность выполнения работ будет согласована между Заказчиком, Подрядчиком и представителем эксплуатирующей организации".
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что проектом муниципального контракта не предусмотрено участие эксплуатирующей организации как третьей стороны, в том числе при передаче подрядчиком Заказчику на согласование календарного плана выполнения работ с указанием этапов и сроков выполнения работ.
Таким образом, в нарушение требований части 5 статьи 41.7, данное разъяснение изменяет суть проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации.
Согласно пункту 2.4. проекта муниципального контракта Заказчик оплачивает подрядчику стоимость выполненных и принятых работ по мере поступления бюджетных средств. Согласно пункту 4.4. проекта муниципального контракта окончательная оплата осуществляется в течение 30 банковских дней после подписания Акта сдачи выполненных работ (Форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3), исходя из лимита имеющегося в бюджете целевого финансирования.
Указанные положения не противоречат требованиям Закона о размещении заказов.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки части участнику размещения заказа в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме необходимо предоставить документ в электронной форме, в котором участник выражает согласие на выполнение работ на условиях предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме (в соответствии с требованиями технического задания), а так же в отношении материалов, приведенных в таблице Приложение N 1 технического задания.
В соответствии с пунктами 74, 81 Приложения N1 к техническому заданию Заказчиком указано отрицательное значение объема материального ресурса.
74 |
Плиты древесноволокнистые сухого способа производства группы А, твердые марки ТС-400 толщиной 5 мм или эквивалент |
1000 м2 |
-0,586 |
81 |
Доски для покрытия полов со шпунтом и гребнем из древесины антисептированные тип ДП-27 толщиной 27 мм, шириной без гребня от 100 до 140 мм |
м3 |
-41,074 |
Из разъяснений Заказчика от 26.09.2013 г. следует, что указанный в данных пунктах материал не требуется к поставке и применению, а указан для того, чтобы не возникло разночтений с локальным сметным расчетом, являющимся обоснованием начальной (максимальной) цены контракта. Это связано с тем обстоятельством, что в базе данных программного комплекса "Гранд- Смета" отсутствует комплекс работ по устройству стяжек из фанеры, а также по устройству деревянных полов толщиной боле 44 мм, были применены расценки по устройству стяжек из плит древесно-волокнистых, по устройству деревянных полов толщиной 36 мм (пункт 25 ЛСР) с заменой материального ресурса (отрицательный объем).
Указанные разъяснения являются правомерными.
Согласно пункту 36 Приложения N1 к техническому заданию Подрядчику необходимо поставить и применить: "Конструкции стальные индивидуальные решетчатые сварные массой до 0,1 т".
В разъяснении Заказчиком указывается, что данные конструкции используются для выполнения работ, установленных пунктом 139 технического задания. В связи с тем, что в базе данных программного комплекса "Гранд-Смета" отсутствует ряд современного оборудования и материалов, в единичных расценках на выполнение работ по монтажу, присутствуют материальные ресурсы такого рода. При выполнении работ по установке оборудования указанного в пункте 139 Технического заданию допускается использование эквивалентных материальных ресурсов.
В приложении N 1 к техническому заданию по пункту N139 указаны следующие сведения о товаре, используемом при выполнении работ:
139 |
Арматура трубопроводная фланцевая |
шт. |
17 |
К указанному товару, используемому при выполнении работ Заказчиком не установлены какие-либо значения, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара.
Таким образом, разъяснение заказчика о допустимости использования эквивалентных товаров является несостоятельным, поскольку сведения о наименовании и количестве товара не позволяют участнику размещения заказа определить товар, соответствующий потребностям заказчика, его эквивалентность.
Отсутствие указанных значений является нарушением требований части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 22 ведомости объемов работ необходимо выполнить устройство стяжек: из фанеры в объеме 574,48 м стяжки. Согласно пункту 77 Приложения N1 к техническому заданию к поставке требуется 4,59584 м
фанеры толщиной 5-7 мм, что составляет от 656,55 до 919,17 м2 фанеры.
26.09.201З заказчиком даны разъяснения следующего содержания: "Техническим заданием предусмотрено устройство стяжки из фанеры, толщиной 8 мм. Нетрудно разделить объем на площадь, для того чтобы определить толщину. В приложении 1 технического задания указана ссылка на эквивалентность в т. ч. и по толщине".
Комиссия Красноярского УФАС России делает вывод об изменении требований к показателям материала, используемого при выполнении работ, установленных аукционной документацией, (толщина: 5-7 мм) разъяснением Заказчика.
Дополнительно Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что вывод Заказчика об установлении показателя "толщина", как определяющего эквивалентность поставляемого товара не является соответствующим Закону о размещении заказов, так как данный показатель может быть установлен для определения соответствия предлагаемого товара потребностям Заказчика.
В соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком нарушены требования статей 41.6, 41.7 Закона о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях муниципального заказчика присутствуют нарушения требований Закона о размещении заказов, действиями муниципального заказчика нарушены права и законные интересы общества, участников размещения заказа.
На основании изложенного, в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки и руководствуясь, частями 4, 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Сибкровля24" частично обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика нарушившим требования статей 41.6, 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов на основаниях выводов, изложенных в решении.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица муниципального заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П. М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 октября 2013 г. N 1086
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2013