Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 октября 2013 г. N 1101
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя Управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела информатизации и контроля рекламы, О.В. Бокаревой, специалиста-эксперта отдела контроля органов государственной власти Красноярского УФАС России (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "ТехноСофт" (660016, г. Красноярск, ул. Гладкова, 4) и ООО "Атис" (660111, г. Красноярск, ул. Пограничников, 105А) на действия муниципального заказчика - Администрации Козульского района (далее - муниципальный заказчик), установила следующее.
В адрес управления 09.10.2013 поступили жалобы ООО "ТехноСофт" и ООО "Атис" на действия муниципального заказчика при размещении заказа путем проведения аукциона в электронной форме "Реконструкция здания под устройство детского сада в п. Козулька, ул. Солнечная, д. 8" (далее по тексту - аукцион в электронной форме) на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения - 0119300009313000108.
Жалобы подготовлены в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и поданы в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалобы были приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес муниципального заказчика и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Муниципальному заказчику было предложено представить в адрес управления пояснения по доводам жалоб.
Существо жалоб: документация об открытом аукционе в электронной форме составлена с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
На заседании по рассмотрению жалоб присутствовали:
- представитель ООО "Атис" А. В. Козлова (доверенность от 10.06.2013);
- глава администрации Козульского района И.В. Кривенков (удостоверение).
Податель жалобы ООО "ТехноСофт" явку своего представителя не обеспечил.
Из содержания жалоб следует, что заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме "Реконструкция здания под устройство детского сада в п. Козулька, ул. Солнечная, д. 8". Документация об открытом аукционе в электронной форме содержит требование о предоставлении участником размещения заказа подтверждения выполнения им за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
При этом, начальная (максимальная) цена контракта составляет 47 457 900, 00 рублей.
Также, техническое задание документации открытого аукциона в электронной форме в разделе 7 "Охранно-пожарная сигнализация" содержит перечень работ по установке и монтажу охранно-пожарной сигнализации, однако, документаций об открытом аукционе в электронной форме не установлено требование о предоставлении соответствующей лицензии у участника размещения заказа.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб представитель ООО "Атис" представил дополнения к жалобе, в соответствии с которыми по мнению подателя жалобы заказчиком были свершены следующие нарушения Закона о размещении заказов:
1. При даче разъяснений по поступившим запросам заказчик не указывает в ответе на запрос предмет запроса, что предусмотрено частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов;
2. Согласно разъяснению на запрос N46077, "Конкретные показатели товаров следует указывать в столбце 4 таблицы "Технические характеристики товара используемого при выполнении работ", что нарушает часть 2 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме";
3. В документации об открытом аукционе в электронной форме в один лот включены товары, технологически и функционально не связные с работами, которые являются предметом аукциона.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб представитель заказчика сообщил следующее. В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация, об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются требования, которые обязательны к участникам размещения заказа. Часть 2 статьи 11 Закона о размещении заказов оговаривает требования к участникам размещения заказа, которые заказчик вправе установить, т. е. закон предполагает установление альтернативного варианта поведения.
Часть 2.1. статьи 11 Закона о размещении заказов предусматривает начальную (максимальную) цену контракта, которая составляет пятьдесят миллионов рублей и более, в данном случае доводы жалобы заказчик считает необоснованными, так как сумма заказа администрации Козульского района по аукционной документации составляет 47 457 900,00 рублей.
Согласно пункту 6 информационной карты открытого аукциона используемые материалы должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Пожарная безопасность при проведении строительных работ должна обеспечиваться в соответствии с требованиями правил противопожарному режиму в Российской Федерации, Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 49) установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на данный период подлежит лицензированию.
Данная норма Федерального закона N 99-ФЗ обязательна для исполнения на всех объектах, помещениях, зданиях и сооружениях, используемых при осуществлении указанной деятельности, вне зависимости от жизненного цикла объекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень работ, составляющих указанную деятельность.
На основании изложенного юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, обязаны иметь соответствующую лицензию МЧС России.
Согласно письму ФАС РФ от 07.07.2011 N ИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11, части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, а также статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В информационной карте заказчика содержатся требования к участникам содержащиеся в пункте 1 части 1 статьи 11 федерального закона о размещении заказа.
Рассмотрев жалобы, документацию об открытом аукционе в электронной форме, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчик совершил действия по размещению муниципального заказа в форме открытого аукциона в электронной форме "Реконструкция здания под устройство детского сада в п. Козулька, ул. Солнечная, д. 8".
По статье 41.1 Закона о размещении заказов под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном настоящей главой.
На основании части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов, а именно: документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.
Часть 1 статьи 11 Закона о размещении заказов устанавливает требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа
На основании части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
По части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
На основании части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ предприниматель или юридическое лицо должно предоставить свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении таких работ. При этом, перечень видов работ предусмотрен Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - приказ Минрегиона).
Анализ документации открытого аукциона в электронной форме показал, что информационная карта аукциона в электронной форме устанавливает требование о предоставлении подтверждения участниками размещения заказа выполнения за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) лишь при установлении такого требования заказчиком в документации. Документация об открытом аукционе в электронной форме такого требования к участникам размещения заказа не содержит, соответственно, предоставление документов, предусмотренных частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, не установлено.
Информационной картой открытого аукциона в электронной форме установлено требование о предоставлении участником размещения заказа свидетельств на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией. При этом, среди прочего, указан и пункт 33 приказа Минрегиона - работы по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в соответствии с частью 3.1. статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ. Также, проектом муниципального контракта предусмотрено, что подрядчик вправе выполнить работы, являющиеся предметом контракта, лично или с привлечением субподрядной организации. Соответственно, в случае привлечения субподрядной организации, генеральному подрядчику достаточно наличия свидетельства, предусмотренного 33 пунктом приказа Минрегиона, а в свою очередь подрядчик, непосредственно выполняющий работ, обязан иметь свидетельства для всех тех видов работ, предусмотренных техническим заданием, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Соответственно, отсутствие лицензии на осуществление охранно-пожарной деятельности в требованиях к участнику размещения заказа в составе аукционной документации, на отсутствие которой ссылается податель жалобы, не является нарушением требования Закона о размещения заказа, поскольку в соответствии с проектом контракта работы могут быть выполнены с привлечением субподрядных организаций (в таком случае генеральному подрядчику достаточно свидетельства саморегулируемой организации, предусмотренного пунктом 33 приказа Минрегиона).
По части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте. По мнению подателя жалобы в тексте ответа на запросы не указан их предмет, что осложняет понимание смысла ответа участникам размещения заказа.
Проанализировав размещенные на официальном сайте ответы на запросы, можно сделать вывод, что они содержат предмет запроса (о предоставлении проектной и локально сметной документации, о предоставлении начальной (максимальной) цены контракта и др.), соответственно, нарушения части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов не усматривается.
Также, податели жалоб ссылаются на разъяснение документации об открытом аукционе в электронной форме: "Конкретные показатели товаров следует указывать в четвертом столбце таблицы "Технические характеристики товаров" в приложении 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме". По мнению подателей жалоб, указанное разъяснение является требованием к оформлению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. По мнению Комиссии Красноярского УФАС данное разъяснение носит рекомендательный характер и не обязывает участников размещения заказа составлять заявки непосредственно в соответствии с указанным разъяснением, в связи с этим Комиссия Красноярского УФАС считает данный довод подателей жалоб необоснованным.
Документация об открытом аукционе в электронной форме содержит с составе одного лота товары и работы технологически и функционально не связанные между собой (выполнение реконструкции здания и оборудование, необходимое для приготовления пищи). По мнению подателей жалоб наличие в одном лоте таких требований является нарушением требований законодательства (статьи 4.6 Закона о размещении заказов), что ведет к ограничению круга участников.
Наличие в одном лоте товаров и работ технологически и функционально не связанных между собой обусловлено наличием проекта, в соответствии с которым должна выполняться реконструкция. Указанный проект предусматривает выполнение определенного вида работ и установку определенного вида оборудования, работы, проводимые по реконструкции здания не могут быть выполнены не в соответствии с проектом. Соответственно, включение в один лот работ и товаров технологически и функционально не связанных между собой необходимо ввиду выполнения работ в соответствии с утвержденным проектом.
Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что документация об открытом аукционе в электронной форме не противоречит требованиям, установленным статьей 41.6 Закона о размещении заказов, а также не нарушает прав и законных интересов участников размещения заказа.
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 6 статьи 60, Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.37 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобы ООО "ТехноСофт" и ООО "Атис" необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
О.В. Бокарева |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Бокарева Ольга Владимировна
2112598
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 октября 2013 г. N 1101
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2013