Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 октября 2013 г. N 1110
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссии по рассмотрения жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, специалист-эксперт Н.В. Смирнова, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Грин Сити Проект" на действия Заказчика - КГКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по привязке проекта повторного применения "Детский сад на 270 мест" принадлежащего исполнителю проекта и имеющего положительное заключение государственной экспертизы с модификацией данного проекта до 336 мест и разработке проектной и рабочей документации на инженерное обеспечение объекта (внешние инженерные сети и сооружения электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи) с проведением инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-экологических, инженерно-геологических), получением исходных данных, выполнением кадастровых работ, получением положительного заключения государственной экспертизы по объекту "Детский сад на 270 мест в г.Красноярске, жилой район Славянский" (реестровый номер торгов - 0119200000113004696) (далее - открытый конкурс), установила следующее.
Существо жалобы: утверждение Заказчиком конкурсной документации, противоречащей требованиям законодательства о размещении заказов.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 ФЗ от 21.05.2007 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и подана в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, подателя жалобы, были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Колесник Л.Ю. (доверенность от 18.01.2013);
- представители заказчика Желтухина М.В. (доверенность N 70 от 15.10.2013), Балеева О.В. (доверенность N 51 от 06.05.2013);
- представитель ООО "Грин Сити Проект" Рытвин А.В (доверенность от 17.10.2013);
- представитель ООО "Краевой инжиниринговый центр" Иваньева В.П. (доверенность N 18 от 08.04.2013).
Из поданной жалобы следует, что указанный конкурс проводился Уполномоченным органом и Заказчиком с ущемлением законных прав ООО "Грин Сити Проект", а также с существенными нарушениями норм Закона о размещении заказов по следующим основаниям:
1. В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать: требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
В информационной карте открытого конкурса N 233/13 указаны следующие требования к заявке на участие в конкурсе:
- Заявка на участие в конкурсе (форма N1);
- Анкета участника (форма N2);
- Заполненная таблица предложений (Форма N3);
- Полученная не ранее, чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц);
Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа: - для юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (руководитель).В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника размещения заказа или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
- Копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических
лиц);
- Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации (в соответствии со ст. 46 Федерального Закона от 08.02.1998 г. N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью, в соответствии ст.78-79 Федерального Закона от 26.12. 1995 г. N208-ФЗ "Об акционерных обществах") учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой.
- В соответствии с подпунктом "г" ч.1 п.З ст. 25 Закона о размещении заказов - документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа.
- Копию свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства СРО к видам работ, предусмотренных техническим заданием (приложение N1), (с приложениями);
- Документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение с указанием номера конкурса, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копию такого поручения) на расчетный счет агентства государственного заказа Красноярского края.
В нарушение положений пункта 2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов документацию открытого конкурса N 233/13 не включено требование к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
Также представитель подателя жалобы добавил, что в нарушение требований части 4 статьи 29 Закона о размещении заказов включение пункта 7.3.2. в проект контракта, т.к. пунктом 7.3.2 установлено излишнее требование:
Одновременно с оригиналом банковской гарантии Подрядчик обязан представить Заказчику следующие документы:
- заверенная гарантом копия лицензии на право выдачи банковских гарантий, действующей на дату выдачи гарантии;
- заверенная гарантом выписка-подтверждение по счету 91315 с указанием выданной банковской гарантии;
- документы, удостоверяющие право подписанта подписывать гарантии от лица гаранта (включая, но не ограничиваясь):
- нотариально заверенная копия учредительных документов гаранта;
- заверенная гарантом копия решения (выписки из протокола) уполномоченного органа управления гаранта о назначении (избрании) единоличного исполнительного органа гаранта (в случае если гарантия подписана единоличным исполнительным органом гаранта);
нотариально заверенная копия доверенности либо заверенная надлежащим образом гарантом и печатью гаранта копия доверенности на уполномоченное лицо, действующее от имени гаранта (в случае если гарантия подписана уполномоченным лицом, действующим от имени гаранта на основании доверенности). В случае если в доверенности на право подписи банковской гарантии имеются ограничения, а именно - подписание банковской гарантии осуществляется в рамках решений кредитных комитетов, структурных подразделений или должностных лиц банка, необходимо представление всех поименованных в доверенности решений или, в случае отказа банка от предоставления данных документов, письма от уполномоченного лица банка, что предоставление данной банковской гарантии осуществляется в соответствии с решениями, перечисленными в доверенности.
Представители заказчика возражали относительно доводов представителя подателя жалобы, поскольку конкурсная документация не противоречит требованиям законодательства о размещении заказов, не влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и не нарушает их права.
В техническом задании, которое является одним из разделов конкурсной документации определен исчерпывающий перечень требований к качеству, техническим характеристикам работ, к результату работ, требования к их безопасности, которые являются достаточными для определения соответствия необходимых к выполнению работ потребностям заказчика.
Данные требования отражены в техническом задании в следующих разделах: "Основные технико-экономические показатели проекта повторного применения", "Требования проектной документации", "Объем выполняемых работ", "Срок выполняемых работ".
Требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик, отражены в Форме N3 "таблица предложения участника". Данная форма является обязательной для заполнения участниками размещения заказа и предоставляется в общем томе заявки. В таблице предложения участник размещения заказа указывает точный срок выполнения работ (календарных дней) с момента заключения государственного контракта с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы, стоимость за комплекс выполняемых работ, а так же подтверждает свою готовность выполнить работы в соответствии с требованиями технического задания.
Столбец 2 "Наименование и комплекс выполняемых работ" таблицы предложения содержит следующую формулировку "Выполнение работ по привязке проекта повторного применения "Детский сад на 270 мест" принадлежащего исполнителю проекта и имеющего положительное заключение государственной экспертизы с модификацией данного проекта до 336 мест и разработке проектной и рабочей документации на инженерное обеспечение объекта (внешние инженерные сети и сооружения электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи) с проведением инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-экологических, инженерно-геологических), получением исходных данных, выполнением кадастровых работ, получением положительного заключения государственной экспертизы по объекту "Детский сад на 270 мест в г.Красноярске, жилой район Славянский", согласно техническому заданию (приложение N1)". Соответственно техническое задание является приложением к таблице предложения и содержит описательную часть качественных характеристик требуемых к выполнению работ.
Для определения соответствия необходимых к выполнению работ потребностям заказчика, данная информация является исчерпывающей и заказчик не устанавливает дополнительные требования.
Государственным заказчиком совершены действия по проведению совместных торгов путем проведения открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по привязке проекта повторного применения "Детский сад на 270 мест" принадлежащего исполнителю проекта и имеющего положительное заключение государственной экспертизы с модификацией данного проекта до 336 мест и разработке проектной и рабочей документации на инженерное обеспечение объекта (внешние инженерные сети и сооружения электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи) с проведением инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-экологических, инженерно-геологических), получением исходных данных, выполнением кадастровых работ, получением положительного заключения государственной экспертизы по объекту "Детский сад на 270 мест в г.Красноярске, жилой район Славянский".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с техническим заданием документации об аукционе в электронной форме предметом контракта являются проектные работы, результатом которых является проектно-сметная документация, а её соответствие нормативам оценивает государственная экспертиза.
Комиссия по рассмотрению жалобы, изучив представленные документы, установила следующее.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Согласно требованиям статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Закона о размещении заказов заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе, в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с учетом ограничений, установленных законодательством.
Требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, которые являются предметом данного конкурса, их количественных и качественных характеристик, отражены в Форме N3 "таблица предложения участника". Данная форма является обязательной для заполнения участниками размещения заказа и предоставляется в общем томе заявки. В таблице предложения участник размещения заказа указывает точный срок выполнения работ (календарных дней) с момента заключения государственного контракта с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы, стоимость за комплекс выполняемых работ, а так же подтверждает свою готовность выполнить работы в соответствии с требованиями технического задания.
На основании изложенного комиссия пришла к выводу о том, что требование к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик, является необязательным, так как установление заказчиком дополнительных требований к товару в конкурсной документации, могло привести к ограничению количества участников размещения заказа.
Так же комиссия поясняет, что предметом контракта являются проектные работы, результатом которых является проектно-сметная документация, в связи с чем участнику размещения заказа необходимо дать только согласие в соответствии с требованиями конкурсной документации на выполнение указанных работ.
Так же довод подателя жалобы о том, что пункт 7.3.2. проекта контракта противоречит требованиям ч. 4 ст. 29 Закона о размещении заказов в части установления требования о предоставлении дополнительных документов об обеспечении исполнения контракта, комиссия по рассмотрению жалобы считает необоснованным, так как представление указанных в пункте 7.3.2. проекта контракта документов является дополнительным гарантом безопасности при заключении государственного контракта, и не запрещено Законом о размещении заказов, направлено на защиту интересов государственного заказчика, а также расходуемых им бюджетных средств от недобросовестных участников размещения заказа.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона о размещении заказов контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией.
Данная статья не содержит прямого указания на запрет установления требований к победителю торгов, по предоставлению дополнительных документов, позволяющих заказчику проверить достоверность выданной банковской гарантии.
Согласно требованиям статьи 29 Закона о размещении заказов, не установлено запретов на перечень документов, подтверждающих подлинность банковской гарантии, и содержит возможность заключения контракта только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии.
Требования к участникам размещения заказа установлены разделом "Требования к участникам размещения заказа" Информационной карты и такие требования не противоречат части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П на счете N 91315 учитываются обязательства кредитной организации по выданным гарантиям и поручительствам за третьих лиц, предусматривающим исполнение обязательств в денежной форме. В случае если банковская гарантия легитимна в строке счета N 91315 будет отражена операция банка по выдаче гарантии на сумму принятых на себя обязательств, таким образом, предоставление выписки по данному счету является подтверждением, того что гарантия обеспечена реальными деньгами, которые фигурируют в бухгалтерской отчетности.
Аналогичная позиция по данному вопросу была изложена в определении Высшего арбитражного суда РФ N ВАС-14231/12 от 12.11.2012.
Также на заседании комиссии, представитель подателя жалобы представил дополнения к поданной жалобе, где указал, что Заказчик необоснованно включил в техническое задание требование о том, что участник размещения заказа при заключении государственного контракта предоставляет заказчику заверенную копию положительного заключения государственной экспертизы проекта повторного применения подлежащего привязке" Детский сад на 270 мест"".
По мнению ООО "Грин Сити проект" данное требование нарушает требования части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, так как конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
С данным доводом комиссия Красноярского УФАС не согласна, так как согласно части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.
Таким образом комиссией установлено, что установление Заказчиком указанного требования при заключении государственного контракта не нарушает права и законные интересы подателя жалобы, а так же не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
С учетом указанных обстоятельств Комиссией по рассмотрению жалобы не усматривает в действиях заказчика нарушений статьи 22 Закона о размещении заказов, то есть утверждение конкурсной документации не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "Грин Сити Проект" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Н.В. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 октября 2013 г. N 1110
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2013