Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 октября 2013 г. N 1147
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела по контролю за размещением государственного заказа, Д.С. Кислицына, специалиста-эксперта контрольного отдела, рассмотрев жалобу Красноярского филиала СОАО "ВСК" (далее - Заявитель), на действия Заказчика - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок "Оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее по тексту - запрос котировок), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Красноярского филиала СОАО "ВСК" на государственного заказчика при проведении запроса котировок.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес государственного заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Государственному заказчику, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрение жалобы явились:
- представитель Заказчика - Коряков Юрий Михайлович (доверенность от 25.10.2013);
Красноярский филиал СОАО "ВСК" явку своего представителя не обеспечил.
Существо жалобы: неверный выбор способа размещения заказа.
В жалобе СОАО "ВСК" указано следующее: 15.10.2013 ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Красноярскому краю" объявил Запрос котировок на право заключить контракт по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
СОАО "ВСК" считает, что указанная процедура размещения заказа, в виде запроса котировок не может быть применена в указанном случае.
Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг соответственно, производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявка заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 статьи 42 Закона о размещении заказов в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и главой 5 Закона о размещении заказов.
Запрос котировок, в конкретном случае - выбора страховщика по страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте - не обеспечивает выбора конкурентного товара.
Страховой тариф по договору обязательного страхования, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии" утверждены базовые страховые тарифы.
Таким образом, определение победителя путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников стаховых тарифов и предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
В своих возражениях на жалобу Заказчик пояснил следующее.
ФГБУ "Управление "Красноярскмелиоводхоз"", разместило заказ путем запроса котировок цен на право заключения государственного контракта по оказанию услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на защитной дамбе Тубинской оросительной системы Минусинского района Красноярского края с начальной (максимальной) ценой контракта 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
В соответствии со статьей 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Для проведения закупки Заказчик, в соответствии со статьей 42 Закона о размещении заказов, вправе осуществлять размещение заказов путем запроса котировок, если цена государственного контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, что и было сделано. Требования, к котировочной заявке изложенные в извещении размещены в соответствии со статьей 44 Закона о размещении заказов.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В силу статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых, в соответствии с настоящим законом страховой суммы и страхового тарифа.
Страховой тариф по договору обязательного страхования, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии" (далее - Постановление).
Помимо базовой ставки страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, на которую ссылается податель жалобы и которая по его мнению должна быть одинаковая у всех подавших заявки, согласно Раздела 2 Постановления, в зависимости от уровня безопасности опасного объекта, страховщики вправе применять понижающий коэффициент. В этом же разделе приведены интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта.
На момент поступления жалобы от СОАО "ВСК", в адрес единой комиссии ФГБУ "Управление "Красноярскмелиоводхоз" по размещению заказов для государственных нужд, направлено десять заявок на участие в закупке с различными предложениями по цене контракта. Некоторые участники в своих заявках на участие в запросе котировок учитывают понижающий коэффициент и понижают цену контракта, а другие предлагают базовую ставку.
На основании изложенного, ФГБУ "Управление "Красноярскмелиоводхоз" считает жалобу СОАО "ВСК" необоснованной.
Рассмотрев жалобу, извещение о проведении запроса котировок, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Государственным заказчиком были совершены действия по размещению государственного заказа путем проведения запроса котировок.
Согласно Извещению о проведении запроса котировок предметом контракта является "Оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
Согласно части 1 статьи 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Частью 2 статьи 42 Закона о размещении заказов Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.
Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно, производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 Закона о размещении заказов.
Особенностью проведения размещения заказа в виде запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта.
Как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, и при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую его цену.
Невозможно определить победителя также только по времени подачи заявки (когда победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов запроса котировок. Таким образом, определение победителя путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и соответственно предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 N 808 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии" в Разделе 2 установлены коэффициенты к базовым ставкам страховых тарифов. Интервалы возможных значений коэффициента к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от уровня безопасности опасного объекта.
Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших устанавливается равным единице на период до 31 декабря 2014 г. включительно.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о несоответствии избранного учреждением способа размещения заказа специфике данного вида услуг - оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Таким образом, в силу положений Закона о размещении заказов к данному виду услуг не применимо проведение размещения заказа путем запроса котировок, поскольку определить победителя запроса котировок в данном случае не представляется возможным.
Таким образом, государственным заказчиком, при размещении заказа путем запроса котировок нарушена статья 10 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь, частями 4, 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, пунктами 3.41, 3.42 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу СОАО "ВСК" обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушившим требования статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", прав и законных интересов участников размещения заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов путем изменения способа размещения заказа в виде конкурса.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица Заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 октября 2013 г. N 1147
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2013