Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 30 сентября 2013 г. N 390/04-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Приморское УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
заместитель руководителя;
Члены комиссии:
начальник отдела контроля размещения заказов;
специалист 1 разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев жалобу ЗАО "Макс",
в присутствии:
от Заявителя: представители по доверенности;
от Заказчика: представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ЗАО "Макс" на действия котировочной комиссии заказчика - Краевого государственного специализированного бюджетного учреждения "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" (далее - котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0320200014713000012) (далее - запрос котировок).
По мнению заявителя, котировочная комиссия допустила нарушения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), так как нарушила порядок рассмотрения котировочных заявок
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, участвующих в рассмотрении жалобы, сопоставив их с фактическими документами и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в сети "Интернет" размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств (ОСАГО).
Частью 2 статьи 10 Закона N 94-ФЗ установлено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 94-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 94-ФЗ решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 42 Закона N 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно, производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 Закона N 94-ФЗ.
При этом в соответствии со статьей 1 указанного закона его целями являются цели обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, нормы Закона N 94-ФЗ в их системной связи позволяют сделать вывод о том, что избранный заказчиком способ размещения заказа должен удовлетворять возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги), что обеспечивается конкурсными процедурами.
Запрос котировок в конкретном случае выбора страховщика и услуги по обязательному страхованию владельцев транспортных средств, выполнение этих задач не обеспечивает.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40 - ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом N 40 - ФЗ, и является публичным.
Законом N 40-ФЗ определено, что порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.
В силу статьи 8 Закона N 40-ФЗ государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" утверждены базовые страховые тарифы.
Особенностью проведения размещения заказа в виде запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта.
Однако, как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций страховщиков, и при таких обстоятельствах, а именно запросом котировок невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта самую низкую его цену.
Невозможно определить победителя также только по времени подачи заявки (когда победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов запроса котировок. Таким образом, определение победителя путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и соответственно предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям Закона N 94-ФЗ.
Следовательно, заказчик, приняв решение о размещении заказа на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств (ОСАГО) путем запроса котировок цен не в соответствии с требованиями Закон N 94-ФЗ, допустил нарушение части 2 и части 3 статьи 10 Закона N 94-ФЗ.
Тем самым доводы заявителя о нарушении котировочной комиссией требований Закона N 94-ФЗ при проведении запроса котировок не могут быть признаны обоснованными, т. к. заказчик принял неправомерное решение о размещении заказа на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств (ОСАГО) путем запроса котировок цен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 17, 60 Закона N 94-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Макс" на действия котировочной комиссии заказчика - Краевого государственного специализированного бюджетного учреждения "Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов" (далее - котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0320200014713000012) необоснованной.
2. Признать по результатам внеплановой проверки, что заказчик при проведении открытого аукциона допустил нарушение:
- части 2 Закона N 94-ФЗ, т. к. не разместил заказ заказа на оказание услуг по страхованию автотранспортных средств (ОСАГО) путем проведения открытого конкурса;
- части 3 статьи 10 Закона N 94-ФЗ, т. к. заказчик принял решение о способе размещения заказа не в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений допущенных заказчиком при проведении запроса котировок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 30 сентября 2013 г. N 390/04-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2013