Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 октября 2013 г. N РЗ-844-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С.Р.,
в присутствии представителей: от комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя - Салженикина Василия Игоревича (доверенность N 08/08-06/1-12776 от 10.10.2013 г.), от комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя - Мещерякова Ольга Владимировна (доверенность N 07/1-751 от 20.02.2013 г.); от ООО "Стройдорконтроль" - Иванова Елена Юрьевна (доверенность N 02/285 от 10.10.2013 года).
Рассмотрев жалобу ООО "Стройдорконтроль" на действия муниципального заказчика - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, конкурсной комиссии комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого конкурса N0321300001113001679 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройдорконтроль" на действия муниципального заказчика - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, конкурсной комиссии комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого конкурса N 0321300001113001679 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе.
Заявитель считает, что действия заказчика при формировании документации не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
По мнению заявителя жалобы, в Ставропольском крае норматив отчислений на содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) установлен в размере 2,8 % от объемов подрядных работ согласно Распоряжения Правительства Ставропольского края от 30.03.2005 N 90-рп. В то время как заказчиком указан норматив отчислений на осуществление строительного контроля в размере 1,93 % от стоимости подрядных работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 о порядке проведения строительного контроля. В вышеуказанных документах регламентирован различный порядок и процедура оказываемых исполнителем услуг по строительному контролю или техническому надзору, размер компенсации затрат Исполнителя на их осуществление и т.д. Таким образом, конкурсная документация содержит противоречивые положения, что в свою очередь нарушает нормы и требования Закона N 94-ФЗ.
В п.п. 2 п. 11.1 Информационной карты Заказчик установил требование о предоставлении контрактов по критерию "Квалификация участника конкурса" как по выполнению функций строительного контроля, так и по выполнению технического надзора в интересах конкретного участника. Таким образом, заказчик своими действиями создает конкретному участнику торгов преимущественные условия участия в торгах, ограничивает доступ на товарный рынок и устраняет с него других хозяйствующих субъектов.
Также ООО "Стройдорконтроль" указал на нарушение муниципальным заказчиком требований ч. 2,4 ст. 22, ч. 4 ст. 16 Закона N 94-ФЗ и пп. 2,4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Представитель уполномоченного органа пояснила следующее:
Все процедуры по размещению вышеуказанного заказа были проведены в соответствии с требованиями главы 2 Закона N 94-ФЗ. Действия уполномоченного органа - комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о размещении заказов.
27.09.2013 г. на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0321300001113001679 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе (в редакции N 3 от 27.09.2013).
В извещении о проведении открытого конкурса были установлены дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе 21 октября 2013 года 11 час. 00 мин.
Уполномоченный орган - комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя - считает жалобу ООО "Стройдорконтроль" необоснованной, а свои действия по размещению вышеуказанного заказа полностью соответствующими требованиям Закона N 94-ФЗ.
Представитель муниципального заказчика пояснил следующее:
В соответствии с Распоряжением Правительства Ставропольского края от 30 марта 2005 года N 90-рп оно применимо к органам исполнительной власти Ставропольского края, являющимся государственными заказчиками строек и объектов дорожного хозяйства для государственных нужд Ставропольского края и не применимо к органам местного самоуправления, к муниципальным заказчикам, действующих для муниципальных нужд города Ставрополя.
На основании вышеизложенного и ввиду отсутствия в городе Ставрополе какого-либо норматива применимого для муниципальных заказчиков, а именно порядка расчета затрат на строительных контроль (технический надзор) нами в расчеты производились на основании Постановления Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 468. Что не противоречит действующему законодательству.
Заказчик считает свои действия по размещению данного заказа и при формировании документации открытого конкурса соответствующими требованиям главы 2 Закона N 94-ФЗ, а жалобу ООО "Стройдорконтроль" необоснованной.
В материалы дела представлены возражения заказчика и уполномоченного органа по всем доводам, изложенным в жалобе.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со статьей 17 Закона N 94-ФЗ заказов внеплановую проверку размещения заказа установила, что:
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 21 Закона N 94-ФЗ).
Так, муниципальным заказчиком - комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя была разработана и утверждена конкурсная документация на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе, которая была размещена на официальном сайте в редакции N 3 27.09.2013 года.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 21 Закона N 94-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса должен быть указан предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и кратких характеристик такого товара, таких работ, услуг.
Согласно извещению проведения открытого конкурса N0321300001113001679, предметом указанного конкурса является: оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе.
В силу п.п. г) п. 1) ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
В п. 11.1 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" Раздела I.3 Информационная карта конкурса установлено следующее требование "Опыт оказания услуг по выполнению функций строительного контроля (технического надзора) подтверждается количеством заключенных и исполненных контрактов (договоров) по выполнению функций строительного контроля (технического надзора) при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и сооружений на них за последние 3 года (необходимо представить копии контрактов (договоров) к ним актов оказанных услуг, заверенные надлежащим образом, за период 2010-2012 годы (к оценке принимаются контракты (договоры) ценой не менее 400 000 рублей каждый)".
Таким образом, вышеуказанное требование о наличии опыта оказания услуг по выполнению функций строительного контроля (технического надзора) не противоречит предмету данного открытого конкурса, что в свою очередь, не является нарушением требований Закона N 94-ФЗ исходя из следующего:
В соответствии со статьей 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона N 94-ФЗ следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Закон о размещении заказов является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнении и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
Из положений ст. 22 Закона N 94-ФЗ следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении в котировочной документации соответствующих требований к оказываемым работам, выполняемым услугам.
Муниципальным заказчиком - комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя в соответствии с требованиями статьи 22 Закона N 94-ФЗ была разработана документация об открытом конкурсе, исходя из имеющейся потребности в оказании услуг строительного контроля (технического надзора). Причем, требование о наличии опыта работ по выполнению функций строительного контроля (технического надзора) не противоречат предмету размещаемого заказа.
Согласно п. 4.4 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания (ч. 1,2 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ).
В своей жалобе ООО "Стройдорконтроль" указывает, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчику надлежало руководствоваться Распоряжением Правительства Ставропольского края от 30.03.2005 N 90-рп и установить норматив отчислений на содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) в размере 2,8 % от объемов подрядных работ.
Согласно п. 1 Распоряжения Правительства Ставропольского края от 30.03.2005 N 90-рп утвержден норматив отчислений на цели компенсации затрат государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Дирекция строящихся автомобильных дорог", связанных с осуществлением функций заказчика-застройщика строек и объектов для государственных нужд Ставропольского края, финансируемых за счет средств бюджета Ставропольского края в размере 2,8 процента (без НДС) от объемов государственных инвестиций, предусмотренных на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и сооружений на них, аварийно-восстановительные работы, а также объектов производственного и непроизводственного назначения в бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год.
Данное распоряжение принято в отношении компенсации издержек определенному хозяйствующему субъекту ГУП "Дирекция строящихся автомобильных дорог", финансируемых за счет средств бюджета Ставропольского края для государственных нужд Ставропольского края. Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя является муниципальным заказчиком.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком - комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя было применено Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 о порядке проведения строительного контроля, согласно которого установлен Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета. Заказчиком установлен вышеуказанный норматив в размере 1,93 процентов при стоимости строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. от 30 до 50 млн. рублей. (Расчетная стоимость без учета затрат на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) определена в сумме - 395 028 756 рублей).
Таким образом, для заказчиков города Ставрополя и Ставропольского края, финансируемых за счет средств краевого и городского бюджетов, норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства законодательно не установлен. В связи с чем, муниципальным заказчиком - комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя при отсутствии нормы права, регулирующей вышеуказанные общественные отношения в части применения норматива расходов заказчика на осуществление строительного контроля, было применено Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 о порядке проведения строительного контроля и указанный в нем норматив расходов в размере 1,93 процентов по аналогии.
В жалобе ООО "Стройдорконтроль" не указано какому именно нормативно-правовому документу или иному акту не соответствует сформированная заказчиком документация в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Антимонопольные требования к торгам определены статьей 17 Закон N 135-ФЗ. Пунктами 2 и 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации и нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Заявителем жалобы - ООО "Стройдорконтроль" в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующего о том, что конкурсная документация размещаемого заказа ограничивает права ООО "Стройдорконтроль" на подачу заявки для участия в конкурсе, ведет к ущемлению прав участников размещения заказа и подтверждающие, что участие в конкурсе могут принять определенные хозяйствующие субъекты.
Таким образом, муниципальным заказчиком комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя при формировании конкурсной документации не созданы преимущественные условия участия в торгах определенным участникам размещения заказа, не созданы какие-либо препятствия для доступа к участию в торгах, не ограничена конкуренция между участниками открытого конкурса.
Комиссия, оценив представленные доказательства, пришла к выводу о том, что заказчиком выполнены положения ст. 19.1 и ст. 22 Закона N 94-ФЗ и ст. 17 Закона N 135-ФЗ.
Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях муниципального заказчика - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя нарушения положений, норм и требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при формировании аукционной документации по доводам, изложенным в жалобе, не установлены.
Комиссия, руководствуясь ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройдорконтроль" на действия муниципального заказчика - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, конкурсной комиссии комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого конкурса N0321300001113001679 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Н.Г. Дацко
С.Р. Хамирзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 октября 2013 г. N РЗ-844-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2013