Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 октября 2013 г. N 854
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколов Е.А.
специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С.Р.
специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
от комитета СК по государственному заказу - Закревской Н.Г.;
от министерства дорожного хозяйства СК - Яковлева Ю.Н.
от ООО "Стройдорконтроль" - Ивановой Е.Ю.
Рассмотрев жалобу, ООО "Стройдорконтроль" на действия государственного заказчика министерство дорожного хозяйства по факту размещения заказа путем проведения открытого конкурса N 0121200002813002609 на оказание услуг по выполнению функций строительного контроля при выполнении работ по ремонту автомобильной дороги Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское, км 64+926 - км 67+126,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба от ООО "Стройдорконтроль" на действия государственного заказчика министерство дорожного хозяйства по факту размещения заказа путем проведения открытого конкурса N 0121200002813002609 на оказание услуг по выполнению функций строительного контроля при выполнении работ по ремонту автомобильной дороги Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское, км 64+926 - км 67+126.
По мнению заявителя жалобы, сформированная и утверждённая документация не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов, что ограничивает возможность подачи заявки для участия в аукционе.
15.10.2013 г. в ходе заседания Комиссии по контролю в сфере размещения заказов представитель комитета СК по государственному заказу поддержала доводы, указанные в письменных объяснениях.
Представители государственного заказчика полностью поддержала доводы, указанные в своих письменных объяснениях, считает, что сформированная аукционная документация на оказание услуг по выполнению функций строительного контроля при выполнении работ по ремонту автомобильной дороги была сформирована в соответствии с требованием Законодательства о размещении заказов.
Комиссия выслушав, доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку открытого аукциона в электронной форме N 0121200002813002609, установила следующее:
1. 03.10.2013 г. комитетом СК по государственному заказу по обращению министерства дорожного СК было объявлено размещение государственного заказа на оказание услуг по выполнению функций строительного контроля при выполнении работ по ремонту автомобильной дороги Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское, км 64+926 - км 67+126.
Информация о размещении заказа была размещена не официальном сайте в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.
Частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов установлено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В соответствии с частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии в случае, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о размещении заказов под участником размещения заказа понимается лицо, претендующее на заключение государственного или муниципального контракта. Однако положения Закона о размещении заказов не указывают на формы такого интереса лица к заключению контракта.
Воспользовавшись своим правом ООО "Стройдорконтроль" обжаловали действия министерства дорожного хозяйства СК, по формированию и утверждению аукционной документации в Ставропольское УФАС России.
После исследования предоставленных на рассмотрение дела заказчиком документов, Ставропольским УФАС России принято решение признать жалобу ООО "Стройдорконтроль" необоснованной по следующему основанию.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов установлено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Государственным заказчиком - министерством дорожного хозяйства Ставропольского края была разработана и утверждена конкурсная документация на оказание услуг по выполнению функций строительного контроля при выполнении работ по ремонту автомобильной дороги Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское, км 64+926 - км 67+126.
Технический надзор (технадзор) - это комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения точного соблюдения определяемых проектом стоимости, сроков, объемов и качества производимых работ и строительных материалов.
Основными задачами технического надзора является: контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе качества строительно-монтажных работ, соответствия стоимости строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий (объектов) утвержденным в установленном порядке проектам и сметам (Постановление Госстроя СССР от 02.02.1988 N 16 "Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре").
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (ст. 53, "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков, которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Технический надзор заказчика - по сути, устаревшее название строительного контроля.
Министерство дорожного хозяйства СК в техническом задании и в проекте контракта конкурсной документации установило обязанности исполнителя услуг по строительному контролю (техническому надзору) из 18 пунктов, включающие в себя как положения, предусмотренные "Положением о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре", так и положения, предусмотренные "Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 468.
Одной из функций уполномоченного органа, осуществляющего контроль в сфере размещения заказов, состоит в определении соответствия совершенных действий при размещении заказов нормам законодательства о размещении заказов.
Следует отметить тот факт, что заявителем жалобы в материалы дела не представлено ни одного доказательства, о том, что конкурсная документация спорного конкурса свидетельствует об ограничении права на подачу заявки ООО "Стройдорконтроль" для участия в конкурсе, а так же сформирована с нарушением конкретных норм и требований Закона о размещении заказов.
Таким образом, заказчиком при определении названия конкурса требования Закона о размещении заказов нарушено не было.
2. В своей жалобе ООО "Стройдорконтроль" указывает, что заказчик в расчете начальной максимальной цены контракта неправильно указал норматив отчислений от общей стоимости подрядных работ (2,8 % (с НДС 3,304%)), поскольку согласно Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 г. N468 должен был указать норматив отчислений в размере 2,14 %.
Комиссия Ставропольского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов с таким доводом заявителя не согласно, считает его несостоятельным.
Из пункта 1 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 г. N468 следует, что Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Как установлено комиссией, финансирование объекта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское, км 64+926 - км 67+126 осуществлялось из бюджета Ставропольского края (дорожный фонд Ставропольского края), в связи, с чем ссылка заявителя жалобы на указание заказчиком в качестве норматива отчислений от общей стоимости подрядных работ в размере 2,14 %, согласно Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 г. N468 в данном случае не применима.
Кроме того, Комиссией установлено, что на уровне Ставропольского края, Правительством СК было принято Распоряжение от 30 марта 2005 г. N 90-рп, согласно которого определены нормативы расходов заказчика финансируемых за счет средств бюджета Ставропольского края, где норматив отчислений на указанные цели установлен в размере 2,8 процента (без НДС).
Так же следует отметить и тот факт, что установление заказчиком в конкурсной документации в качестве норматива отчислений в размере 2,8 %, не ограничивает права ООО "Стройдорконтроль" для подачи заявки на участие в конкурсе с целью заключения контракта.
Комиссия Ставропольского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, считает, что при установлении заказчиком требования к оценке заявок не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
Так, пунктом 1.4 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Пунктом 1.1 частью 4 предусмотрено, что критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, заказчик в качестве одного из критерия установил в пункте 2.1 раздела 12 (Критерии и порядок оценки заявок) опыт оказания услуг по выполнению функций технического надзора согласно требованиям нее противоречащим Закону о размещению заказов. Количество заключенных договоров позволяет заказчику судить о наличии опыта соответствующей деятельности, что необходимо для надлежащего исполнения государственного контракта.
Комиссией Ставропольского УФАС России не принимается довод заявителя жалобы о том, что документация сформирована под одного производителя, поскольку только один хозяйствующий субъект в Ставропольском крае может исполнить контракт, поскольку это является лишь домыслами заявителя, Обществом не представлено не одного доказательства, что документация прописана под одного производителя, кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов. Таким образом участвовать в конкурсе могут не только организации находящиеся на территории Ставропольского края, а все желающие с любого субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы и проведения в порядке статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки в действиях государственного заказчика - министерства дорожного хозяйства СК при формировании конкурсной документации вышеуказанного конкурса, нарушений действующего Законодательства о размещении заказов не установлено.
Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4, 5 статьи 57, и на основании статьи 17, статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО "Стройдорконтроль" на действия государственного заказчика министерство дорожного хозяйства по факту размещения заказа путем проведения открытого конкурса N 0121200002813002609 на оказание услуг по выполнению функций строительного контроля при выполнении работ по ремонту автомобильной дороги Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское, км 64+926 - км 67+126 - не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председатель комиссии Г.В. Золина
Н.Г. Дацко
Члены комиссии Е.А. Соколов
И.Ю. Неботова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 октября 2013 г. N 854
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2013