Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 октября 2013 г. N РЗ-875-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколов Е.А.
специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
в присутствии представителей:
от уполномоченного органа - комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя- Мещеряковой О.В.;
от муниципального заказчика - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя- Салженикина В.И.
от ООО "Стройдорконтроль" - на рассмотрение жалобы не прибыл,
Рассмотрев жалобу, ООО "Стройдорконтроль" на действия муниципального заказчика - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, конкурсной комиссии комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого конкурса N 0321300001113001679 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба от ООО "Стройдорконтроль" на действия муниципального заказчика - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, конкурсной комиссии комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого конкурса N 0321300001113001679 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе.
Заявитель считает, что действия заказчика при формировании документации не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
21.10.2013 г. в ходе заседания Комиссии по контролю в сфере размещения заказов представитель уполномоченного органа- комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя представил письменные объяснения и пояснил, что комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя обратился в комитет с просьбой организовать и провести открытый конкурс на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе.
Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru 05.09.2013 г.
Представитель муниципального заказчика полностью поддержала доводы, указанные в своих письменных объяснениях, считает, что сформированная конкурсная документация на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе была сформирована в соответствии с требованием Законодательства о размещении заказов.
Комиссия выслушав, доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку открытого конкурса N 0321300001113001679, установила следующее:
1. 27.09.2013 г. комитетом муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по обращению муниципального заказчика- - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя было объявлено размещение муниципального заказа на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе.
Информация о размещении заказа была размещена не официальном сайте в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.
После исследования предоставленных на рассмотрение дела заказчиком документов, Ставропольским УФАС России принято решение признать жалобу ООО "Стройдорконтроль" необоснованной по следующему основанию.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов установлено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Муниципальным заказчиком - комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя была разработана и утверждена конкурсная документация на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе, которая была размещена на официальном сайте в редакции N 3 27.09.2013 года.
Из совокупности указанных норм Закона N 94-ФЗ следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Закон о размещении заказов является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнении и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
Из положений ст. 22 Закона N 94-ФЗ следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении в конкурсной документации соответствующих требований к оказываемым работам, выполняемым услугам.
Согласно извещению проведения открытого конкурса N0321300001113001679, предметом указанного конкурса является: оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе.
Технический надзор (технадзор) - это комплекс экспертно-проверочных мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения точного соблюдения определяемых проектом стоимости, сроков, объемов и качества производимых работ и строительных материалов.
Основными задачами технического надзора является: контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, в том числе качества строительно-монтажных работ, соответствия стоимости строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий (объектов) утвержденным в установленном порядке проектам и сметам (Постановление Госстроя СССР от 02.02.1988 N 16 "Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре").
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (ст. 53, "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков, которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Технический надзор заказчика - по сути, устаревшее название строительного контроля.
Министерство дорожного хозяйства СК в техническом задании и в проекте контракта конкурсной документации установило обязанности исполнителя услуг по строительному контролю (техническому надзору) из 18 пунктов, включающие в себя как положения, предусмотренные "Положением о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре", так и положения, предусмотренные "Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 468.
Одной из функций уполномоченного органа, осуществляющего контроль в сфере размещения заказов, состоит в определении соответствия совершенных действий при размещении заказов нормам законодательства о размещении заказов.
Следует отметить тот факт, что заявителем жалобы в материалы дела не представлено ни одного доказательства, о том, что конкурсная документация спорного конкурса свидетельствует об ограничении права на подачу заявки ООО "Стройдорконтроль" для участия в конкурсе, а так же сформирована с нарушением конкретных норм и требований Закона о размещении заказов.
Таким образом, заказчиком при определении названия конкурса требования Закона о размещении заказов нарушено не было.
2. В своей жалобе ООО "Стройдорконтроль" указывает, что положения конкурсной документации открытого конкурса N 0321300001113001679 являются незаконными и нарушают требования ст. 22 Закона о размещении заказов, а именно, согласно п.п. 15 п. 2 Технического задания конкурсной документации заказчиком установлено требование к участникам конкурса "о проведении испытаний дорожного покрытия автомобильной дороги на сопротивление колееобразованию путем имитации проезда колеса автомобиля при нагрузке 700Н по ОДМ 218.3.017- 2011 с составлением соответствующих протоколов испытаний".
Комиссия Ставропольского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов с таким доводом заявителя не согласно, считает его несостоятельным, поскольку:
В соответствии с Отраслевым дорожным методическим документом ОДМ 218.3.017-2011 устанавливающим положения по составу работ и порядку проведения строительного контроля, основными задачами при осуществлении строительного контроля за выполнением работ в дорожном хозяйстве являются, в том числе, оценка соответствия качества строительства, реконструкции или капитального ремонта проектным требованиям, в том числе проведение контрольных измерений и испытании сотовых конструкций, а также применяемых материалов и изделий. В состав работ по строительному контролю входит: входной контроль соответствия применяемых материалов, конструкций и изделий требованиям рабочей документации; контроль качества выполняемых дорожно-строительных работ в объемах, определенных техническим заданием заказчика, в том числе входной и операционный контроль соответствия применяемых в соответствии с утвержденной рабочей документацией дорожно-строительных материалов, изделий и готовых конструкций.
Таким образом, строительный контроль представляет собой комплекс мероприятий, лабораторный контроль качества дорожных работ является одним из мероприятий строительного контроля, его этапом, конечной целью которого является определение соответствия дорожно-строительных материалов, изделий и готовых конструкций установленным требованиям, что оказывает влияние на безопасность законченного строительством объекта. Результаты лабораторного контроля также определяют безопасность конечного результата работ - объекта строительства.
Кроме того, какого-либо иного документа, регламентирующего и устанавливающего положения по составу работ и порядку проведения строительного контроля на автомобильных дорогах регионального, а также местного значения, не существует, что не исключает применения данного документа по аналогии.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы и проведения в порядке статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки в действиях муниципального заказчика - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя при формировании конкурсной документации вышеуказанного конкурса, нарушений действующего Законодательства о размещении заказов не установлено.
Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4, 5 статьи 57, и на основании статьи 17, статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО "Стройдорконтроль" на действия муниципального заказчика - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, конкурсной комиссии комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого конкурса N 0321300001113001679 на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по реконструкции проспекта Кулакова от улицы Октябрьская до улицы Коломийцева в городе Ставрополе- необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Н.Г. Дацко
Е.А. Соколов
И.Ю. Неботова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 октября 2013 г. N РЗ-875-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2013