Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 октября 2013 г. N 253
рассмотрев жалобу ООО "Сумма технологий" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на приобретение и поставка материальных запасов (картриджи) у субъектов малого предпринимательства,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Сумма технологий" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на приобретение и поставку материальных запасов (картриджи) у субъектов малого предпринимательства.
Суть жалобы сводится к тому, что, по мнению заявителя, заказчиком при рассмотрении котировочной заявки нарушена норма Закона о размещении заказов (основание отклонения: в котировочной заявке, представленной по электронной почте, присутствует сертификат корневого центра, не зарегистрированный в подсистеме удостоверяющих центров, размещенных на сайте http://www.reestr-pki.ru).
По мнению заявителя, ключ, которым подписана котировочная заявка, выпущен удостоверяющим центром ООО "Компания "Тензор". В реестровой записи на Портале уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи содержится информация о действующем на текущий момент сертификате ключа подписи, выпущенном удостоверяющим центром Министерства связи и массовых коммуникаций с уникальным серийным номером.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение с реестровым номером 0322200002313000034 опубликовано на Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг 23.09.2013 года.
Предмет заказа - приобретение и поставка материальных запасов (картриджи) у субъектов малого предпринимательства.
Заказчик - КГКУ "Центр занятости населения города Хабаровска".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 162 300 (сто шестьдесят две тысячи триста) рублей 60 копеек.
Источник финансирования заказа: краевой бюджет.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок: 30.09.2013 в 09:00 (время местное заказчика).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 30.09.2013, к сроку окончания подачи котировочных заявок представлено 7 (семь) котировочных заявок:
- ООО "СЛК" допущен к участию в запросе котировок, предложение о цене контракта 135 000 (сто тридцать пять тысяч) рублей 00 копеек;
- ООО "Апогей" допущен к участию в запросе котировок, предложение о цене контракта 147 425 (сто сорок семь тысяч четыреста двадцать пять) рублей 00 копеек;
- ООО "ВЕЛ" допущен к участию в запросе котировок, предложение о цене контракта 152 921 (сто пятьдесят две тысячи девятьсот двадцать один) рубль 19 копеек;
- ООО "Перспектива" допущен к участию в запросе котировок, предложение о цене контракта 119 900 (сто девятнадцать тысяч девятьсот) рублей 00 копеек;
- ООО "Технополис" допущен к участию в запросе котировок, предложение о цене контракта 120 060 (сто двадцать тысяч шестьдесят) рублей 00 копеек;
- ООО "Принт-Сервис" отказано в допуске к участию в запросе котировок (основание - котировочная заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок; в котировочной заявке, предоставленной по электронной почте присутствует сертификат корневого центра, не зарегистрированный в подсистеме удостоверяющих центров размещенных на сайте http://www.reestr-pki.ru), предложение о цене контракта 127 539 (сто двадцать семь тысяч пятьсот тридцать девять) тысяч 00 копеек;
- ООО "Сумма технологий" отказано в допуске к участию в запросе котировок (основание - котировочная заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок; в котировочной заявке, предоставленной по электронной почте присутствует сертификат корневого центра, не зарегистрированный в подсистеме удостоверяющих центров размещенных на сайте http://www.reestr-pki.ru), предложение о цене контракта 99 400 (девяносто девять тысяч четыреста) рублей 00 копеек.
К рассмотрению дела заказчиком КГКУ "Центр занятости населения города Хабаровска" представлен отзыв, из которого следует.
В приложении 3 запроса котировок указано, что для подачи заявки в форме электронного документа участники размещения заказа должны использовать полученный в удостоверяющем центре сертификат ключа ЭЦП, который должен быть подписан уполномоченным лицом удостоверяющего центра, сертификат ключа подписи которого, в свою очередь, должен быть включен в Единый государственный реестр сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров, который опубликован на сайте http://www.reestr-pki.ru/.
Электронное письмо ООО "Сумма технологий" содержит два сертификата и котировочную заявку в формате Microsoft Word. При открытии данной заявки и ее просмотре сообщается "отсутствует доверие к корневому сертификату цепочки" и "документ содержит недействительные подписи". При просмотре электронной подписи сообщается "ненадежный сертификат; сертификат, который использовался для подписи, выдан центром сертификации, не входящим в список надежных центров сертификации".
На сайте http://www.reestr-pki.ru удостоверяющего центра ООО "Компания "Тензор" г.Ярославль содержится информация о двух сертификатах TENSORCA1 со сроком действия с 19.10.2011 по 19.10.2016 и TENSORCA2 со сроком действия с 02.11.2007 по 02.11.2012.
ООО "Сумма технологий" подписало заявку сертификатом TENSORCA3 со сроком действия с 04.07.2012 по 04.07.2017, которого нет в списке доверенных удостоверяющих центров на сайте http://www.reestr-pki.ru.
На основании вышеизложенного, котировочная комиссия заказчика приняла решение об отказе в допуске к участию в запросе котировок.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве.
При проведении проверки доводов, изложенных в жалобе, Комиссией Хабаровского УФАС установлено.
Согласно п. 1, 3 ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать следующие сведения:
- наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
- форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Согласно ч. 2 ст. 46 Закона о размещении заказов, котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи), электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Следовательно, под котировочной заявкой, подаваемой в форме электронного документа, следует понимать документ, в котором информация представлена в электронной форме, содержащий электронную подпись.
Информация, представленная в электронной форме, а также документы на бумажном носителе, заверенные печатью и преобразованные в электронную форму (отсканированные заявки), не содержащие электронной подписи, не могут признаваться электронными документами.
30.09.2013 на электронный адрес заказчика zakupki@wiseman.khv.ru подана котировочная заявка ООО "Сумма технологий" посредством электронного документооборота, содержащая в себе электронную подпись генерального директора ООО "Сумма технологий" ***************.
Согласно представленной на CD-диске котировочной заявке ООО "Сумма технологий", электронная подпись, выдана Удостоверяющим центром ООО "Компания "Тензор" (срок действия с 26.03.2013 по 26.03.2014, серийный номер 3C 49 93 F6 00 00 00 00 4A EF, издатель сертификата TENZORCA3).
В рамках внеплановой проверки 03.10.2013 в адрес ООО "Компания "Тензор" направлен запрос с целью получения информации о выпущенном сертификате ключа на пользователя ***** (директор ООО "Сумма технологии").
Согласно представленной ООО "Компания "Тензор" информации (копии Сертификата ключа проверки электронной подписи), Удостоверяющим центром ООО "Компания "Тензор" (TENZORCA3) выпущен сертификат электронной подписи на владельца ********** (срок действия с 26.03.2013 по 26.03.2014, серийный номер 3C 49 93 F6 00 00 00 00 4A EF).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России делает вывод о подаче котировочной заявки ООО "Сумма технологий" в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
Довод заказчика о том, что котировочная комиссия при рассмотрении поступивших котировочных заявок руководствовалась информацией, полученной с сайта http://www.reestr-pki.ru, целю которого является подтверждение подлинности сертификата ключа.
Информация о сертификате TENZORCA3 в списке надежных центров сертификации отсутствовала Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняется, поскольку документов, подтверждающих наделение сайта http://www.reestr-pki.ru полномочиями ведения Единого государственного реестра сертификатов ключей подписей, уполномоченных лиц Удостоверяющих центров, не представлено.
Кроме того, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что указанный заказчиком сайт http://www.reestr-pki.ru входит в подсистему удостоверяющих центров. Согласно утвержденному приказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 23.03.2009 N 1, подсистема удостоверяющих центров общероссийского государственного информационного центра предназначена для оказания государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи, позволяющей однозначно определить (идентифицировать) правомочность уполномоченных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих информационное взаимодействие, дату и время осуществления информационного взаимодействия, а также гарантировать целостность, неизменность и идентичность информации, отправленной одним участником информационного взаимодействия и полученной другим участником информационного взаимодействия.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 N 976 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи", утверждено, что Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи, в функции которого также входит ведение реестр выданных и аннулированных уполномоченным федеральным органом квалифицированных сертификатов, порядок формирования и ведения реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также предоставления информации из таких реестров.
При проведении мониторинга Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что согласно данным официального сайта http://e-trust.gosuslugi.ru/ (Портал уполномоченного федерального органа в области использования электронной подписи), информация об Удостоверяющем центре ООО "Компания "Тензор" (TENZORCA3), идентификатор ключа FA3116E88C30384EB9DEA7551D9E8349839E0D0A присутствует и совпадает с данными, направленными в ответе на запрос Хабаровского УФАС России (письмо от 03.10.2013 N б/н).
Согласно ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, котировочная комиссия заказчика КГКУ "Центр занятости населения города Хабаровска" при рассмотрении котировочной заявки ООО "Сумма технологий" нарушила требование ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов - доводы жалобы обоснованны.
Согласно ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать следующие сведения:
1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
2) источник финансирования заказа;
3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона;
4.1) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. Указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости, за исключением случаев размещения заказов на поставки машин и оборудования. В случае размещения заказов на поставки машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок, а также к осуществлению монтажа и наладки товара в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром. Дополнительно в случае размещения заказов на поставки новых машин и оборудования заказчик, уполномоченный орган устанавливают требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром и срок действия такой гарантии должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного товара;
5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
8) максимальная цена контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона;
9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок;
12) требование, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено такое требование;
13) сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, законодателем определен строго оговоренный перечень требований, предъявляемых к содержанию запроса котировок.
Согласно приложению 3 "Порядок подачи и приёма заявок в форме электронного документа", заказчиком указано:
- участникам размещения государственного заказа для подачи заявки в форме электронного документа следует использовать программное обеспечение и ключи ЭЦП, совместимые с работающим у заказчика программным обеспечением "Крипто-Про CSP" версии 3.0. При этом используемый сертификат ключа ЭЦП должен иметь область применения "OID 1.2.643.6.3 (Использование в электронных торговых системах и в программном обеспечении, связанном с обменом электронными документами)".
- для подачи заявки в форме электронного документа участники размещения заказа должны использовать полученный в удостоверяющем центре сертификат ключа ЭЦП. Данный сертификат ключа ЭЦП должен быть подписан уполномоченным лицом удостоверяющего центра, сертификат ключа подписи которого, в свою очередь, должен быть включен в Единый государственный реестр сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров, который опубликован на сайте http://www.reestr-pki.ru.
Таким образом, заказчиком КГКУ "Центр занятости населения города Хабаровска" при проведении запроса котировок на приобретение и поставку материальных запасов (картриджи) у субъектов малого предпринимательства нарушена ст. 43 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 3.37 Приказа ФАС России N 498 от 24.07.2012 г., Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства РФ и иных нормативно правовых актов РФ о размещении заказов, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты размещения заказа.
Учитывая, что допущенное нарушение ст. 43 Закона о размещении заказов не повлияло на результаты запроса котировок (жалоб от участников размещения заказа не поступало, в запросе котировок приняло участие семь заявок) Комиссия Хабаровского УФАС России считает возможным на основании пункта 3.37 Приказа ФАС России N 498 от 24.07.2012 не выдавать предписания заказчику КГКУ "Центр занятости населения города Хабаровска"
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Сумма технологий" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на приобретение и поставка материальных запасов (картриджи) у субъектов малого предпринимательства - признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика КГКУ "Центр занятости населения города Хабаровска" при проведении запроса котировок на приобретение и поставка материальных запасов (картриджи) у субъектов малого предпринимательства нарушение ст. 43 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях котировочной комиссии заказчика КГКУ "Центр занятости населения города Хабаровска" нарушение ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов.
4. Предписание заказчику КГКУ "Центр занятости населения города Хабаровска" не выдавать на основании пункта 3.37 Приказа ФАС России N 498 от 24.07.2012.
5. Выдать котировочной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о размещении заказов.
Председатель Комиссии: |
**************** |
Члены Комиссии: |
************* |
|
************** |
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 октября 2013 г. N 253
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2013