Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 октября 2013 г. N 247
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: |
- Гуринович Е.В. |
- ВрИО руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
- Баканова Т.В. |
- начальник отдела контроля за размещением заказов; |
|
- Левченко Д.И. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля за размещением заказов; |
от заказчика (управление образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края):
- не явились, уведомлены надлежаще;
от уполномоченного органа на размещение заказов (администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края):
- Осенняя Татьяна Валентиновна - представитель по доверенности;
- Карпенко Владислав Александрович - представитель по доверенности;
от МУП ПИ "КОМСОМОЛЬСКГОРПРОЕКТ":
- не явились, уведомлены надлежаще,
рассмотрев жалобу МУП ПИ "КОМСОМОЛЬСКГОРПРОЕКТ" и материалы дела N7-1/370 на действия аукционной комиссии (муниципальный заказчик - управление образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края; уполномоченный орган на размещение заказов - администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края) при проведении открытого аукциона в электронной форме на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт (извещение N0122300021413000084),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 05.09.2013, в сроки, предусмотренные статьей 41.5 Закона о размещении заказов.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет:
- 1 155 177 (один миллион сто пятьдесят пять тысяч сто семьдесят семь) рублей.
10.09.2013 уполномоченным органом на размещение заказов на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru в сети Интернет своевременно опубликован ответ по поступившему запросу о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
16.09.2013 состоялась процедура по рассмотрению первых частей заявок участников открытого аукциона в электронной форме, результаты оформлены протоколом от 16.09.2013 N158-АО, согласно которому на участие в торгах поступило 3 заявки, аукционной комиссией принято решение об их соответствии требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, Закону о размещении заказов.
По результатам подведения итогов открытого аукциона в электронной форме лучшее ценовое предложение поступило от ООО "Бизнесстройальянс" с предложенной суммой контракта в размере 797 071 (семьсот девяноста семь тысяч семьдесят один) рубль. Аукционная комиссия, рассмотрев вторые части заявок участников аукциона, приняла решение о несоответствии заявок МУП ПИ "КОМСОМОЛЬСКГОРПРОЕКТ" и ООО "Проектно-строительная компания", ввиду предоставления свидетельства СРО, согласно которому, хозяйствующие субъекты не имеют права выполнять работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения, внутренних слаботочных систем.
Суть жалобы заявителя сводится к доводам, согласно которым считают действия аукционной комиссии, в части отклонения их заявки, не законными по основаниям, изложенным в протоколе.
От администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края своевременно поступил мотивированный отзыв, согласно которому сообщают, что аукционной комиссией правомерно принято решение о несоответствии заявки заявителя. Жалобу считают необоснованной.
На рассмотрении дела представители заказчика выразили согласие, в части необоснованного отклонения заявок МУП ПИ "КОМСОМОЛЬСКГОРПРОЕКТ" и ООО "Проектно-строительная компания".
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав материалы дела, заслушав доводы представителей заказчика, исходя из конкретных обстоятельств дела, приходит к выводу об обоснованности доводов, изложенных в жалобе, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьей 11 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Учитывая вышеуказанное, устанавливать требования о наличии у участника размещения заказа свидетельства СРО возможно при наличии одновременно следующих условий:
1) объект, в отношении которого планируется выполнение подрядных работ, относится к объектам капитального строительства;
2) работы, являющиеся предметом размещения заказа, относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, инженерным изысканиям, подготовке проектной документации;
3) работы, являющиеся предметом размещения заказа, входят в Перечень видов работ (Приказ Минрегиона N 624).
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определен Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624. Некоторые из перечисленных в нем видов работ, в том числе п. 4.3 "Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения", п. 4.4 "Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем" осуществляются на основании допуска СРО только в случае, если такие работы проводятся подрядчиком в отношении особо опасных, технически сложных или уникальных объектов (ст. 48.1 ГрК РФ).
Заказчиком в п. 4.2.3.3. разделе I "Инструкция участникам открытого аукциона в электронной форме" установлено, что вторая часть заявки должна содержать следующие документы и сведения, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона, в случае, и если такие требования предусмотрены в Информационной карте (п.12) аукционной документации.
В пункте 12 раздела II "Информационная карта" определены требования к соответствию участников размещения заказа согласно предмету торгов, а именно наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации с указанием следующего вида работ, в соответствии с приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624:
- п.2 работы по подготовке архитектурных решений;
- п.3 работы по подготовке конструктивных решений;
- п.4 работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий;
- п.п.4.1 работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения;
- п.п.4.2 работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации;
- п.п.4.3 работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения;
- п.п.4.4 работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем.
Статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, к которым здание отделения заготовки крови и компонентов краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция переливания крови" министерства здравоохранения Хабаровского края, являющееся объектом торгов, не относятся, следовательно, заказчик, установив требование о наличии у участников размещения заказа допуска СРО по п. 4.3 "Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения", п. 4.4 "Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем" в соответствии с приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, нарушил ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
Согласно письму ФАС России от 23.05.2011 NИА/19714 условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Согласно разъяснению Минрегион России от 24.07.2012 N18800-05/08, в случае если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в Перечень видов работ согласно Приказу N 624, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Пунктом 4.3.5 Проекта муниципального контракта определено, что подрядчик вправе привлекать к выполнению работ, указанных в Договоре, соисполнителей (субподрядные организации).
Заказчиком в аукционной документации не установлено требование о предоставлении свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), что является нарушением ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Регламент).
В силу п. 3.37 Регламента комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты размещения заказа.
Учитывая, что у всех участников размещения заказа по вышеуказанному аукциону, имелся допуск к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), комиссия Хабаровского УФАС России усматривает, что выявленное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа, вследствие чего, в данной части отсутствует основание в выдаче предписания.
Согласно части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 6 протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 23.09.2013 N176-АО, аукционной комиссией принято решение о несоответствии заявок МУП ПИ "КОМСОМОЛЬСКГОРПРОЕКТ" и ООО "Проектно-строительная компания", ввиду предоставления свидетельства СРО, согласно которому, хозяйствующие субъекты не имеют права выполнять работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения, внутренних слаботочных систем.
Учитывая, что требование о наличии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации с указанием следующего вида работ, в соответствии с приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624:
п.п.4.2 работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации;
п.п.4.3 работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения,
является не законным, аукционная комиссия, приняв решение о несоответствии заявок МУП ПИ "КОМСОМОЛЬСКГОРПРОЕКТ" и ООО "Проектно-строительная компания", по основаниям, изложенным в протоколе подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 23.09.2013 N176-АО, нарушила ч.7, ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
В силу п. 3.37 Регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.
Пункт 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, предусмотрена необходимость обоснования максимальной цены контракта в соответствии с положениями ст. 19.1.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.
В приложении N1 к договору заказчиком произведен расчет начальной максимальной цены контракта без указания ссылок источников формирования цены контракта, в части выполнения экспертизы проекта реконструкции детского сада на соответствие санитарным правилам и нормам, что является нарушением ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
В статье 758 ГК РФ, определяющей предмет договора на выполнение проектных и изыскательских работ, указано, что по такому договору подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно представленному в аукционной документации расчету начальной (максимальной) цены контракта, победителю торгов необходимо произвести экспертизу проекта реконструкции детского сада на соответствие санитарным правилам и нормам.
Пунктом 1.1 Контракта определено, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт объекта "Реконструкция функциональных помещений 1 (15-30) по ул. Матронина, 7 в г. Бикине под дополнительную группу МБДОУ детский сад N 1 г. Бикин" (далее - работы, Объект), в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Договору), Исходной документацией (Приложение 3 к Договору) и условиями настоящего Договора, без указания на необходимость выполнения экспертизы проекта реконструкции детского сада на соответствие санитарным правилам и нормам.
Заказчиком в аукционной документации установлено два Приложения к договору под номером 1. В одном из них установлено техническое задание выполнения работ, а в другом определен расчет начальной (максимальной) цены контракта (смета N1).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17, 19.1, 41.6, 41.8, 41.9, 41.11, 60 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п. 3.37 Регламента комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу МУП ПИ "КОМСОМОЛЬСКГОРПРОЕКТ" и материалы дела N7-1/370 на действия аукционной комиссии (муниципальный заказчик - управление образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края; уполномоченный орган на размещение заказов - администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края) обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - управление образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края нарушения ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6, ч. 7 ст. 41.8, ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях аукционной комиссии (муниципальный заказчик - управление образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края; уполномоченный орган на размещение заказов - администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края) нарушения ч. 6, ч. 7 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
4. Выдать аукционной комиссии (муниципальный заказчик - управление образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края; уполномоченный орган на размещение заказов - администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края) предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о размещении заказов
5. Указать заказчику на необходимость уточнения нумерации приложений в контракте.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России с целью возбуждения административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 октября 2013 г. N 247
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2013