Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 29 октября 2013 г. N 152
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере размещения заказов
в присутствии:
-- представителя государственного заказчика КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области", действующего на основании доверенности от 29 октября 2013 года N 33-д;
- представителя заявителя ФГУП "Почта России" в лице УФПС Брянской области - филиала ФГУП "Почта России", действующего на основании доверенности от 28 октября 2013 года N 47;
- представителя заявителя ФГУП "Почта России" в лице УФПС Брянской области - филиала ФГУП "Почта России", действующего на основании доверенности от 28 октября 2013 гоад N 48,
рассмотрев поступившую жалобу участника размещения заказа ФГУП "Почта России" в лице УФПС Брянской области - филиала ФГУП "Почта России" на действия государственного заказчика КУ "Упралвение автомобильных дорог Брянской области" при размещении заказа способом запроса котировок на оказание почтовых услуг по обработке, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции N 0327200037913000037, установила:
15 октября 2013 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание почтовых услуг по обработке, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции N 0327200037913000037, утвержденное начальником КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области".
Государственный контракт по итогам проведения рассматриваемого запроса котировок на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель ФГУП "Почта России" в лице УФПС Брянской области - филиала ФГУП "Почта России" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями государственного заказчика, выбравшего ненадлежащий способ размещения заказа.
Заявитель полагает, что предметом размещаемого заказа являются универсальные услуги почтовой связи, которые входят в Перечень услуг общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет Федеральная служба по тарифам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 года N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи". Поскольку рынок услуг общедоступной почтовой связи находится в состоянии естественной монополии в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а тарифы на оказание таких услуг регулируются Правительством РФ и не могут быть изменены при внесении участниками размещения заказа ценовых предложений, то, в силу норм ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, заказ на оказание универсальных услуг почтовой связи государственный заказчик обязан размещать у единственного исполнителя (т.е. у субъекта естественной монополии).
Кроме того, заявитель считает, что государственным заказчиком не установлено требование об оказании услуг на основании действующей лицензии на оказание почтовых услуг, что противоречит требованиям ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Представитель государственного заказчика КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" с доводами жалобы не согласился и пояснил, что государственным заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены государственного контракта изучен рынок услуг почтовой связи, направлены коммерческие предложения различным оператором связи и получены различные ценовые предложения, что подтверждает существование функционирующего рынка требуемых услуг. Также представитель государственного заказчика указал, что извещение о проведении запроса котировок содержит требования о предоставлении сведений о действующей лицензии на оказание услуг почтовой связи.
Заслушав представителей заявителя, государственного заказчика, изучив представленные документы, осуществив внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов), комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к следующим выводам:
1. Государственным заказчиком КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" при размещении рассматриваемого заказа не нарушены требования ст. 10 Закона о размещении заказов, регламентирующей способы размещения заказа в зависимости от предмета размещаемого заказа и начальной (максимальной) цены государственного контракта, поскольку государственным заказчиком избран способ размещения заказа, соответствующий предмету размещаемого заказа, начальной (максимальной) цене государственного контракта и не противоречащий требованиям Закона о размещении заказов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 55 Закона о размещении заказов государственный заказчик вправе разместить заказ у единственного поставщика - субъекта естественных монополий, если предметом размещаемого заказа являются услуги, относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), при этом на государственного заказчика нормами Закона о размещении заказов не возложена такая обязанность.
Согласно нормам ст. 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
При этом в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, а под универсальными услугами почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.
Универсальные услуги почтовой связи могут оказываться в рамках оказания услуг общедоступной почтовой связи, которая, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", является составной частью единой почтовой связи Российской Федерации, открытой на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.
Таким образом, главным признаком услуг общедоступной почтовой связи является оказание таких услуг оператором связи на основании публичного договора, т.е. в условиях, когда оператор почтовой связи заключает такой договор, устанавливающий его обязанности по оказанию универсальных почтовых услуг в отношении каждого, кто обратится к такому оператору. Обязанности по оказанию услуг общедоступной почтовой связи в соответствии с положениями ст. 58 Федерального закона от 07.07.2003 года возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети общего пользования и включенного в реестр субъектов естественных монополий (на момент размещения заказа в такой реестр по разделу "Услуги общедоступной почтовой связи" включены только ФГУП "Почта России" с регистрационным номером 77-1-5 и ГУП "БайконурСвязьИнфом" с регистрационным номером 90-1-1).
Почтовые услуги, являющиеся предметом размещаемого заказа, не оказываются на основании публичного договора исключительно оператором универсального обслуживания, включенным в реестр субъектов естественных монополий, следовательно, не относятся к сфере естественных монополий.
При этом в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 г. N 367 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" государственному регулированию подлежат тарифы только на услуги общедоступной почтовой связи, предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий. Согласно положениям ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" тарифы на услуги связи устанавливаются каждым оператором связи, не являющимся субъектом естественной монополии, самостоятельно. Таким образом, возможно сравнение почтовых услуг, предоставляемых различными операторами связи, по ценам.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на оказание услуг для нужд заказчиков, которые оказываются не по конкретным заявкам заказчика, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона, при этом перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Действующий Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р, содержит код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг 6400000 "Связь", в том числе код подгруппы 6411010 "Услуги почтовые, связанные с пересылкой писем", соответствующий предмету размещаемого заказа, т.е. услугам по обработке, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции. Таким образом, законодательно подтверждено, что для почтовых услуг, связанных с пересылкой писем, существует функционирующий рынок.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о размещении заказов государственный заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен услуг, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, в случаях, если цена гражданско-правового договора не превышает пятьсот тысяч рублей. Начальная (максимальная) цена государственного контракта, заключаемого по итогам размещения рассматриваемого заказа, составляет 450000,00 руб., т.е. менее 500000,00 руб.
Таким образом, государственным заказчиком правомерно выбран способ размещения заказа запросом котировок.
2. Государственным заказчиком КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" при размещении рассматриваемого заказа не нарушены требования п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов, согласно которой извещение о проведении запроса котировок должно содержать требования к услугам, являющимся предметом размещаемого заказа, позволяющим определить их соответствие потребностям заказчика, в том числе к качеству услуг, поскольку извещение о проведении запроса котировок в составе проекта гражданско-правового договора содержит требования к содержанию, качеству, условиям оказания услуг почтовой связи, в том числе требование о представлении сведений о действующей лицензии на оказание услуг почтовой связи в соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и п. 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87.
Однако положения ст. 44 Закона о размещении заказов, содержащей исчерпывающие требования к сведениям, представления которых государственный заказчик вправе требовать в составе котировочной заявки, исключают возможность потребовать от участника размещения заказа представления копии действующей лицензии в составе котировочной заявки.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
Решила:
Признать жалобу участника размещения заказа ФГУП "Почта России" в лице УФПС Брянской области - филиала ФГУП "Почта России" на действия государственного заказчика КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" при размещении заказа способом запроса котировок на оказание почтовых услуг по обработке, пересылке и доставке (вручении) заказной почтовой корреспонденции N 0327200037913000037 необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 29 октября 2013 г. N 152
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2013