Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 сентября 2013 г. N 739
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России), в составе:
<_____________________..>;
при участии представителей организатора торгов - МУП "Здоровье" - директора предприятия <_.>, <_.> (доверенность от 20.09.2013 г.), представителей ООО "Интеллект-Сервис" - <_> (доверенность N 39-03/13 от 24.09.2013 г.), <_> (доверенность N39-01/13 от 24.09.2013 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Интеллект-Сервис" на действия организатора торгов (заказчика) - МУП "Здоровье", связанные с проведением открытого конкурса на право заключения договора на проведение обязательной аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности (реестровый N0534300007213000001), руководствуясь ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России обратилось ООО "Интеллект-Сервис" с жалобой на действия организатора торгов (заказчика) - МУП "Здоровье", связанные с проведением открытого конкурса на право заключения договора на проведение обязательной аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности (реестровый N0534300007213000001) (далее - конкурс).
В соответствии с доводами жалобы ООО "Интеллект-Сервис" в нарушение п.4.1 ст.23 и п.3 ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 г. N119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в конкурсной документации установлен показатель критерия оценки заявок "Из общего количества аттестованных аудиторов, аудиторы, получившие квалификационные аттестаты после 01.01.2011 г.", однако для проверки муниципальных предприятий в штате аудиторской организации не требуется наличие аттестованных аудиторов, получивших квалификационные аттестаты после 01.01.2011 г.
Кроме того, в нарушение п.2.1. ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) показателями NN3 (средний стаж группы специалистов, предлагаемых для участия в аудиторской проверке), 4 (опыт аудиторской деятельности участника), 5 (участие в рейтинге агентства "Эксперт РА" по итогам 2012 г. (Крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы России)) установлены незаконные требования к участникам о наличии опыта работы и деловой репутации.
При этом показатель "участие в рейтинге агентства "Эксперт РА" по итогам 2012 г. (Крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы России)" не имеет отношения к качеству услуг, поскольку в рейтинге рассматриваются аудиторские организации по критериям денежных оборотов, количеству сотрудников и т.д.
По мнению ООО "Интеллект-Сервис", единственным критерием оценки качества аудиторских услуг, установленным ст.10 Федерального закона от 07.08.2001 г. N119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", является внешний контроль качества оказываемых услуг, который проводится саморегулируемыми организациями аудиторов с выдачей соответствующего сертификата о прохождении контроля качества оказываемых услуг.
На основании изложенного ООО "Интеллект-Сервис" просит признать незаконными результаты конкурса в связи с наличием в конкурсной документации необоснованных и незаконных требований к участникам торгов.
Организатором торгов (заказчиком) - МУП "Здоровье" представлены возражения на жалобу, согласно которым в соответствии с п.п.1.1 п.4 ст.28 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть, в том числе качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса.
При этом согласно п.4.1 ст.28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
По мнению МУП "Здоровье", участие в рейтингах свидетельствует о наличии у участника размещения заказа положительной деловой репутации; количество аттестованных аудиторов, в том числе с аттестатами, выданными после 01.01.2011 г., свидетельствует о развитии аудиторской организации и соответствии ее сотрудников высоким квалификационным требованиям, что в свою очередь является гарантией качественного оказания услуг.
Кроме того, МУП "Здоровье" отмечает, что Федеральный закон от 07.08.2001 г. N119-ФЗ, на который ссылается в жалобе ООО "Интеллект-Сервис", утратил силу с 01.01.2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
При составлении конкурсной документации были учтены требования п.6 ст.28 Закона о размещении заказов, согласно которым значимость критерия, указанного в п.п.1.1 п.4 указанной статьи, не может составлять более двадцати процентов в общей совокупности значимости критериев (по критерию "цена договора" - 35%, по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса" - 20%, по критерию "сроки (периоды) оказания услуг" - 45%).
На основании изложенного организатор торгов считает требования ООО "Интеллект-Сервис" незаконными и необоснованными.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы ООО "Интеллект-Сервис", возражения организатора торгов, установила следующее.
В силу ч.4 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Во исполнение вышеприведенной нормы закона 24.07.2013 г. МУП "Здоровье" на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение обязательной аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности (далее - конкурс).
В соответствии с п.16 конкурсной документации оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
- цена договора, значимость критерия - 35%;
- качество услуг и квалификация участника конкурса, значимость критерия - 20%;
- сроки (периоды) оказания услуг, значимость критерия - 45%.
Оценка заявок по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса" осуществляется по следующим показателям:
|
Наименование показателя |
Оценка в баллах |
1. |
Количество аттестованных аудиторов в штате, всего |
Свыше 6 человек -5 баллов От 4 до 6 человек - 3 балла До 4 человек - 2 балла |
2. |
Из общего количества аттестованных аудиторов, аудиторы, получившие квалификационные аттестаты после 01.01.2011 |
2 человека и более - 5 баллов Менее 2 человек - 0 баллов |
3. |
Средний стаж группы специалистов, предлагаемых для участия в аудиторской проверке |
Свыше 8 лет -5 баллов От 3-х до 8 лет - 3 баллаДо 3-х лет -0 баллов |
4. |
Опыт аудиторской деятельности участника конкурса |
Более 15 лет - 5 балов До 15 лет - 0 баллов |
5. |
Участие в рейтинге агентства "Эксперт РА" по итогам 2012 года (Крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы России) |
Наличие в рейтинге - 80 баллов Отсутствие в рейтинге - 0 баллов |
При оценке заявок по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех установленных показателей этого критерия составляет 100 баллов.
Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса", определяется по формуле:
i i i i i i
Rc = C + С + С + С + С
i 1 2 3 4 5
где:
Rc - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
i
C - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии по 1 показателю "Количество аттестованных аудиторов в штате, всего"),
i
C - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии по 2 показателю "Из общего количества аттестованных аудиторов, аудиторы, получившие квалификационные аттестаты после 01.01.2011"),
i
С - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии по 3 показателю "Средний стаж группы специалистов, предлагаемых для участия в аудиторской проверке",
i
С - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии по 4 показателю "Опыт аудиторской деятельности участника конкурса",
i
С - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии по 5 показателю "Участие в рейтинге агентства "Эксперт РА" по итогам 2012 года (Крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы России)", присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по каждому показателю.
Для получения оценки (значения в баллах) по каждому показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
При оценке заявок по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и квалификации участника конкурса.
Согласно протоколу вскрытия конвертов N0534300007213000001-П1 от 27.08.2013 г. на участие в конкурсе было подано 2 заявки следующих участников: ООО "ВостСибАудит" и ООО "Интеллект-Сервис".
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя поддержал доводы жалобы и пояснил, что критерии оценки заявок "качество услуг и квалификация участника конкурса", установленные в конкурсной документации, ограничивают круг участников конкурса.
Комиссия, проанализировав вышеуказанный довод заявителя, положения конкурсной документации, регламентирующие порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, пришла к следующим выводам.
Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Участники конкурса самостоятельно, с учетом предпринимательских рисков и возможной прибыли, полученной после заключения договора по результатам торгов, принимают решение об участии в торгах.
Факт подачи ООО "Интеллект-Сервис" заявки на участие в конкурсе свидетельствует о том, что общество согласилось со всеми условиями проведения торгов, в том числе с условием о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в частности по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса" и осознавало, что по показателю "участие в рейтинге агентства "Эксперт РА" по итогам 2012 г. (Крупнейшие аудиторско-консалтинговые группы России)" заявке общества будет присвоено 0 баллов ввиду отсутствия ООО "Интеллект-Сервис" в этом рейтинге.
При этом, поскольку значимость критерия "качество услуг и квалификация участника конкурса" составляет всего 20% в общей совокупности значимости критериев, ООО "Интеллект-Сервис" имело возможность состязаться с иными участниками конкурса за право заключения договора по результатам торгов путем предложения в заявке лучших условий исполнения договора по иным критериям оценки заявок.
Кроме того, необходимо отметить, что ООО "Интеллект-Сервис" обжаловало в антимонопольный орган положения конкурсной документации, которые, по мнению общества, ограничивают круг участников торгов, только после того, как по результатам конкурса победителем был признан иной хозяйствующий субъект, с которым на момент рассмотрения жалобы организатором торгов (заказчиком) был заключен договор.
На основании изложенного, руководствуясь 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интеллект-Сервис" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель комиссии: |
|
|
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 25 сентября 2013 г. N 739
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2013