Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 октября 2013 г. N 776
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>,
при участии <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Байкал" на действия аукционной комиссии, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Байкал" на действия аукционной комиссии, связанные с рассмотрением первых частей заявок на участие в открытом аукционе электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Братск-Усть-Илимск на участке км 8+00 - км 10+00 и по капитальному ремонту автомобильной дороги Братск-Усть-Илимск на участке км 51+00 - км 58+00 в Братском районе Иркутской области (далее - открытый аукцион).
В соответствии с доводами жалобы, заявитель считает необоснованным отказ ООО "Байкал" в допуске к участию в открытом аукционе, так как в первой части заявки на участие в открытом аукционе содержатся сведения о материалах, характеристики которых соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, а также ГОСТам.
Уполномоченным органом представлены возражения, согласно которым просит признать жалобу необоснованной, так как решение аукционной комиссии об отказе ООО "Байкал" в допуске к участию в открытом аукционе соответствует п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ и не противоречит п. 2 ч. 2 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ в связи с тем, что характеристики предлагаемых к использованию при выполнении работ материалов указаны заявителем не в соответствии с требованием ведомости материалов.
Заказчик также считает жалобу необоснованной, а действия аукционной комиссии правомерными.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика установила следующее.
Уполномоченным органом 18.06.2013 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0134200000113003377 и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Братск-Усть-Илимск на участке км 8+00 - км 10+00 и по капитальному ремонту автомобильной дороги Братск-Усть-Илимск на участке км 51+00 - км 58+00 в Братском районе Иркутской области (далее - документация об открытом аукционе).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 0134200000113003377 от 24.09.2013 г. на участие в открытом аукционе было подано 4 заявки, из которых к участию в открытом аукционе допущен только один участник размещения заказа с порядковым номером 1, остальным участникам размещения заказа отказано в допуске к участию в открытом аукционе.
Заявителю, заявке которого в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе присвоен порядковый номер 2, отказано в допуске к участию в открытом аукционе по следующей причине:
"_В заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданной участником размещения заказа с порядковым номером 2:
- характеристика предполагаемых к использованию при выполнении работ товаров по позициям:
п. 1 "Растворитель тип 1" - Показатель летучести по этиловому эфиру не соответствует требованиям документации. Согласно п. 1 Приложения N 1 "Ведомость основных материалов" документации об аукционе в электронной форме летучесть по этиловому эфиру указывается в диапазоне значений;
п. 9 "Пакля пропитанная в кипах" - Массовая доля пропиточного состава не соответствует требованиям документации. Согласно пункту 9 Приложения N1 "Ведомость основных материалов" документации об аукционе в электронной форме массовая доля пропиточного состава должна составлять более сорока пяти процентов от массы сухой основы.
п. 12 "Габионные конструкции" - участником не указан неизменяемый показатель - проволока диаметром 2,4 мм;
п. 13 "Габионные конструкции" - участником не указан неизменяемый показатель - проволока диаметром 3 мм;
п. 17 "Фундамент дорожных знаков тип 1" - объем бетона, указанный участником (3,70 куб. м.) при указанных участником размерах конструкции, которые соответствуют серийному образцу ФМ-1, не соответствует объему бетона, который используется для указанного серийного образца (3,63 куб. м.);
п. 46 "Ступени лестничные с лицевой бетонной поверхностью, не требующей дополнительной отделки" - не указано конкретное значение для неизменяемого показателя "категории бетонных поверхностей" для лицевой, предназначенной под окраску поверхности;
п. 46 "Ступени лестничные с лицевой бетонной поверхностью, не требующей дополнительной отделки" - Не указано конкретное значение для неизменяемого показателя "категории бетонных поверхностей" для нелицевой, не видимой в условиях эксплуатации поверхности;
что не соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
На основании п. 4 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа с порядковым номером заявки 2".
В соответствии с ч. 1 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В силу ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ, не допускается (ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ).
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Указанное требование содержится в п. 14 части II "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме) документации об открытом аукционе.
Документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться (п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ).
В состав документации об открытом аукционе входит ведомость материалов (приложение N 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме), в которой установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В соответствии с п. 1 ведомости летучесть по этиловому спирту растворителя тип 1 должна быть в диапазоне от не менее пяти до не более пятнадцати.
В первой части заявки на участие в открытом аукционе участника размещения заказа с порядковым номером 2 - ООО "Байкал" указана марка растворителя - Р-4А с летучестью по этиловому эфиру 10.
Исходя из смысла пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ, участник размещения заказа должен указывать конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, соответствующие требованиям документации об открытом аукционе.
При этом, присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика утверждают, что по параметру летучесть по этиловому спирту должен быть указан показатель в диапазоне.
Однако, в обоснование такой позиции представители заказчика каких-либо доказательств не представили, в свою очередь, заявителем представлен паспорт на конкретную партию растворителя Р-4А, в котором указано, что летучесть по этиловому спирту с учетом норм по ГОСТ 7827-74 (5-15) составляет 10. Данный конкретный показатель и был указан в первой части заявки заявителя.
Таким образом, заявителем обосновано указан предусмотренный документацией об открытом аукционе и п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ конкретный показатель товара.
Пункт 9 "Пакля пропитанная в кипах" устанавливает, что пакля пропитанная представляет собой паклю, пропитанную составом на основе битумных смол с массовой долей пропиточного состава более сорока пяти процентов от массы сухой основы.
Уполномоченным органом 17.09.2013 г. в ответ на поступивший запрос опубликованы разъяснения положений документации об открытом аукционе, согласно которым в пункте 9 "пакля пропитанная в кипах" указание участником показателя массовой доли пропиточного состава в % к массе сухой основы равного сорока пяти будет являться надлежащим указанием конкретных показателей и не будет являться основанием для отклонения заявки.
В первой части заявки ООО "Байкал" указано: "Пакля пропитанная представляет собой паклю, пропитанную составом на основе битумных смол с массовой долей пропиточного состава 45% от массы сухой основы".
При этом, при рассмотрении первых частей заявок на участие в открытом аукционе заявитель был отклонен по указанной позиции.
Кроме того, при изучении первых частей заявок на участие в открытом аукционе других участников размещения заказа Комиссией установлено, что участник размещения заказа с порядковым номером 1 также указал массовую долю пропиточного состава пакли пропитанной в кипах равную 45%, но при этом признан аукционной комиссией соответствующим требованиям документации об открытом аукционе и допущен к участию в открытом аукционе.
Согласно действующим нормативам 45 % является верхним допустимым значением этого показателя, с учетом этого, а также опубликованных разъяснений отклонение заявки по этому показателю является необоснованным.
В соответствии с п. 10 ведомости материалов габионные конструкции матрацно-тюфячные должны быть изготовлены из сетки или N 60 из проволоки диаметром 2,2 и 2,4 или N 80 из проволоки диаметром 2,4;.2,7 и 3,0 мм.
Согласно указанному в характеристиках габионных конструкций ГОСТу Р 51285-99, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 16.06.1999 г. N 191, сетки изготовляют с шестиугольными ячейками взаимно скрученными (свитыми) проволоками методом скрутки двух проволок в одном направлении на полный оборот 180° с минимальным количеством скруток, равным трем (схема ячеек сетки приведена на рисунке 1).
Рисунок 1.
где 1 - проволока кромки; 2 - основная проволока; В - размер ячейки; - размер диагонали ячейки.
Размеры и предельные отклонения размеров сетки установлены в таблице 1 ГОСТ Р 51285-99, в частности, в таблице 1 указано следующее:
Размер ячейки ВДиаметр проволоки без покрытия полимером,ммРазмер диагона ли В, ммШирина сетки, ммДлина рулона, мномин. ммпред. откл., %сеткикромкиномин.пред.откл.номин.пред.откл60
60
60
60+18
-42,0
2,2
2,4
2,72,4
2,7
3,0
3,4801000
2000
3000
4000+/-6025
50
100-1
080
80
80
80
80
80
80+16
-42,0
2,2
2,4
2,5
2,7
2,8
3,02,4
2,7
3,0
3,0
3,4
3,9
3,9100+/-80100
100
1002,7
3,0
3,43,4
3,9
3,9120+/-100
Из указанной таблицы следует, что при изготовлении габионных конструкций используется только один диаметр проволоки, второй диаметр проволоки является диаметром проволоки кромки, и не используется при изготовлении самой габионной конструкции.
Кроме того, заявителем представлены паспорта качества на конструкции габионные из сетки двойного кручения на размер ячейки N 60 из проволоки диаметром 2,2 мм и N 80 из проволоки диаметром 2,7 мм.
Таким образом, представленные пояснения и документы свидетельствуют о необоснованности выводов комиссии о несоответствии заявки по характеристикам указанного материала требованиям заказчика.
Пунктом 14 "Фундамент дорожных знаков тип 1" установлено, что размеры в основании должны быть: длина не менее трех тысяч пятисот мм и не более трех тысяч пятисот пяти мм. Ширина более двух тысяч девяносто пяти и не более двух тысяч сто мм. Высота должна быть одна тысяча восемьсот мм. Объем бетона должен быть не менее трех целых пяти десятых и не более трех целых семидесяти пяти сотых м3.
В п. 17 заявки ООО "Байкал" по фундаменту дорожных знаков тип 1 относительно размеров и объема бетона указано, что длина - 3500 мм, ширина - 2100 мм, высота - 1800 мм, объем бетона 3,70 м3.
Указание на серийный образец фундамента ФМ-1, на который аукционная комиссия ссылается при обосновании решения об отклонении участника размещения заказа, в ведомости материалов отсутствует.
Также заявителем представлено письмо от производителя железно-бетонных изделий ООО "БайкалСибТрансЛес", в котором указано, что для производства Изделия ФМ-1 (опоры дорожных знаков на автомобильных дорогах) используется индивидуальный комплект опалубки. Производство данного железно-бетонного изделия регламентировано серией 3.503.9-80 и имеют размеры 3500 мм*2100 мм*1800 мм. При увеличенной в пределах нормы толщины плиты основания фундамента ФМ-1 объем товарного бетона в указанном изделии составит 3,7м3.
Таким образом, конкретный показатель объема бетона, указанный заявителем, соответствует указанным в документации об открытом аукционе (ведомости материалов) значениям.
В требованиях п. 39 ведомости материалов "Ступени лестничные с лицевой бетонной поверхностью, не требующей дополнительной отделки" установлено, что ступени должны соответствовать требованиям ГОСТ 8717.0-84, а также ступени должны соответствовать требованиям ГОСТ 13015-2003.
В первой части заявки ООО "Байкал" в п. 46 указано "Ступени изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 8717.0-84. Ступени соответствуют требованиям ГОСТ 13015-2003".
При этом в соответствии с п. 2.13 ГОСТ 8717.0-84, введенным в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 23 апреля 1984 г. N 58 выделяются следующие категории бетонных поверхностей ступени:
лицевой шлифованной мозаичной - А0 или А1;
лицевой гладкой - А1 или А2;
лицевой, предназначенной под окраску, - А3;
нелицевой, не видимой в условиях эксплуатации, - А7.
Участник размещения заказа с учетом требований документации об открытом аукционе, ГОСТа указал категорию бетонных поверхностей - лицевая гладкая - А1.
При этом, ГОСТ 8717.0-84 для категорий поверхностей ступеней "лицевой, предназначенной под окраску" и "нелицевой, не видимой в условиях эксплуатации", конкретное указание которых содержится и в ведомости материалов, регламентирует только однозначное значение, а именно А3 и А7 соответственно.
Следовательно, при выполнении работ участник размещения заказа не сможет использовать ступени лестничные с иным показателем категории бетонных поверхностей ступеней - "лицевой, предназначенной под окраску" и "нелицевой, не видимой в условиях эксплуатации". Указанный вывод также подтверждается паспортом на такую продукцию, представленный заявителем, где отображено значение только одной характеристики - категория бетонной поверхности лицевая гладкая А1.
Таким образом, изучив положения документации об открытом аукционе, ведомость материалов, используемых при выполнении работ, и первую часть заявки ООО "Байкал", Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия необоснованно отказала участнику размещения заказа в допуске к открытому аукциону по указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме основаниям, нарушив тем самым ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ.
Кроме того, при рассмотрении первых частей заявок на участие в открытом аукционе Комиссией было, установлено, что первая часть заявки участника размещения заказа с порядковым номером 1 не соответствует требованиям документации об открытом аукционе, а именно:
1. В п. 2 ведомости материалов установлены одним из требований к воде является "максимальное содержание ионов SО4-2 должно быть более пятисот и не менее двух тысяч семисот мг/л".
При этом в первой части заявки участника размещения заказа с порядковым номером 1 указано, что максимальное содержание ионов SО4-2 600 мг/л, что не соответствует требованиям документации об открытом аукционе.
2. В п. 2 "Песок для строительных работ природный" ведомости материалов указано, что значение показателя модуля крупности должно быть более одной целой и девяти десятых и менее трех целых и пяти десятых Мк.
В заявке участника размещения заказа значение показателя модуля крупности - 2-2,5 мм, что также не соответствует требованиям документации об открытом аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия, нарушила ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ, допустив участника размещения заказа с порядковым номером 1 к участию в открытом аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Байкал" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей ч.ч. 4, 5 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Выдать аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Федерального закона N 94-ФЗ путем:
- отмены протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 30.09.2013 г.;
- отмены протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 0134200000113003377 от 24.09.2013 г.;
- проведения процедур рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме повторно.
4. Направить копии решения сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 октября 2013 г. N 776
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2013