Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 октября 2013 г. N ГЗ-384/2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: О.А.Бобровой - руководителя Калининградского УФАС России,
членов Комиссии:
Н.Н. Гарькиной - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,
А.Г. Киселевой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,
при участии представителей:
- администрации муниципального образования "Правдинское городское поселение": Потапенко Л.А. (по доверенности от 22.10.2013 б/н), Коротковой С.А. (по доверенности от 22.10.2013 б/н), Баровской И.С. (по доверенности от 22.10.2013 б/н);
- ООО "КСИЛ Калининград": Швец Л.Ю. (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "КСИЛ Калининград" (далее - Заявитель) на действия заказчика администрацию муниципального образования "Правдинское городское поселение" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок N 0135300011513000013 на изготовление, доставку и установку детской площадки в городском парке в городе Правдинске Калининградской области (далее - Запрос котировок) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 21.10.2013 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок в части включения в извещение о проведении Запроса котировок информации и требований, нарушающих нормы Закона о размещении заказов.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы.
По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение положений ст. 43 Закона о размещении заказов в техническом задании к Запросу котировок не указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Кроме того, отсутствие в извещении о Запросе котировок локально-сметного расчета на выполнение работ по изготовлению, доставке и установке детской площадки не позволяет участнику размещения заказа определить полный объем выполняемых работ.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя.
Заказчик не согласен с доводами жалобы Заявителя, считает их необоснованными ввиду следующих обстоятельств.
Локальный сметный расчет Заказчиком не производился, поскольку при осуществлении расчета максимальной цены контракта заказчиком произведено исследование рынка путем запроса коммерческих предложений поставщиков-производителей товара, являющегося предметом размещения заказа.
Представленные в приложении N 1 к заявке "Техническое задание" эскизы и размеры элементов детской игровой площадки полностью соответствуют потребностям Заказчика.
По мнению Заказчика, положения Закона о размещении заказов им не нарушены.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
16 октября 2013 года администрацией муниципального образования "Правдинское городское поселение" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении запроса котировок (N 0135300011513000013) и проект муниципального контракта на изготовление, доставку и установку детской площадки в городском парке в городе Правдинске Калининградской области.
Максимальная цена контракта - 215 000,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. Согласно ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные ст. 43 Закона о размещении заказов.
Пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов определено, что запрос котировок должен содержать сведения о характеристиках и количестве поставляемого товара, о характеристиках и объеме выполняемых работ. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика.
В извещении о проведении Запроса котировок содержатся следующие сведения о характеристиках и количестве поставляемого товара, объеме выполняемых работ: "Указано в приложении N 1 к заявке".
В пункте 4.2 Контракта также содержится информация о том, что объем выполнения работ по Контракту определяются техническим заданием.
В Приложении N 1 к заявке представлено техническое задание (далее -ТЗ) на изготовление, доставку и установку детской площадки в городском парке в городе Правдинске Калининградской области, согласно которому изготовление и установка элементов детской игровой площадки должны соответствовать параметрам, указанным на эскизе и выполнены в строгом соответствии с указанными параметрами. Заказчиком в ТЗ представлены эскизы элементов детской площадки: горки и песочницы, а также установлены следующие характеристики:
- размеры горки: размеры в плане, м: 5.63х5,2; высота башни, м: Н=3,75; высота площадки, м: Н=1,3;
- размеры песочницы: размеры в плане, м: 2,62х2,08; высота, м: Н= 0,31/0,5/1,63.
Данными характеристиками Заказчиком установлены только размеры высоты, ширины и длины элементов детской игровой площадки, при этом не указаны размеры других составляющих элементов, не установлено из какого материала должны быть изготовлены данные элементы, каким образом должна производиться установка детской площадки.
Комиссия приходит к выводу, что при таком указании характеристик товара Заказчиком не установлены требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам товара.
В ТЗ также не содержатся сведения о количестве поставляемых горок, песочниц, не указаны сведения о характеристиках и объеме выполняемых работ.
Анализ положений муниципального контракта (далее - Контракт) также показал, что данные об объёме выполняемых работ в Контракте отсутствуют.
Отсутствие вышеуказанных сведений в проекте Контракта, а также неполные сведения в ТЗ не позволяют сделать вывод о точном объеме выполняемых работ, о характеристиках и количестве поставляемого товара, в связи с чем участники размещения заказа не могут обоснованно рассчитать свои затраты и произвести расчет экономической выгоды, с целью принятия обоснованного решения о возможности участия в размещении заказа.
Таким образом, Комиссия считает, что в нарушение п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов Заказчиком не установлен и не указан в извещении о проведении запроса котировок объем выполняемых работ, а также не содержатся сведения о характеристиках и количестве поставляемого товара.
2. На основании п. 8 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать сведения о максимальной цене контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов в извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта источниками информации о ценах товаров, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта.
Указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.
В извещении о проведении Запроса котировок указано, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 215 000,00 рублей; обоснование максимальной цены Контракта определено на основании коммерческого предложения изготовителей в соответствии с приложением N 2 к заявке; в цену контракта включены транспортные, таможенные и иные платежи, НДС.
В приложении N 2 к заявке указан отчет о предварительном исследовании рынка, в котором предложение Подрядчика N 1 составило 230 000,00 рублей, Подрядчика N 2 - 200 000,00 рублей, Подрядчика N 3 - 215 000,00 рублей; расчет средней стоимости составил 215 000, 00 рублей.
Изучив представленные Заказчиком коммерческие предложения поставщиков-производителей товара, являющегося предметом размещения заказа ООО "Атрикс-Калининград", ОАО "Ремонтно-механический завод", ООО "Пион", Комиссия установила, что предложение Подрядчика N 1 (ООО "Пион") составляет 233 900,00 рублей, предложение Подрядчика N 2 (ООО "Атрикс-Калининград") - 198 300,00 рублей, что не соответствует заявленным Заказчиком данным в отчете о предварительном исследовании рынка, следовательно, расчет максимальной цены контракта произведен Заказчиком не в соответствии с предложениями поставщиков.
Кроме того, согласно коммерческим предложениям, цена, предлагаемая поставщиками, включает в себя только стоимость на изготовление и установку детской площадки, в то время как в цену контракта включены транспортные, таможенные и иные платежи, НДС, а также доставка детской площадки.
Анализ представленных коммерческих предложений показал, что предложение ООО "Атрикс-Калининград", ОАО "Ремонтно-механический завод" не соответствует параметрам, установленным Заказчиком в ТЗ к поставляемому товару.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не произведено исследование рынка при установлении максимальной цены контракта.
Кроме того, пунктом 4.1 Контракта определено, что подрядчик выполняет работы в строгом соответствии со сметной документацией.
Однако, Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не опубликована сметная документация, что не позволяет сделать вывод о том, что Заказчиком в расчет максимальной цены включены все расходы, включенные в цену контракта.
Комиссия считает, что в нарушение п. 8 ст. 43 Закона о размещении заказов Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок не указано обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.
В силу ч. 3 ст. 10 Закона о размещении заказов, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Порядок и условия размещения заказа способом запроса котировок регулируются главой 4 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о размещении заказов Заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок.
Согласно п. 1.2 проекта муниципального контракта работы выполняются подрядчиком в соответствии с техническим заданием (приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком не указан и не установлен в ТЗ объем выполняемых работ, а также не содержатся сведения о характеристиках и количестве поставляемого товара.
В ходе проведения заседания Заказчиком даны пояснения о том, что изготовленная детская площадка должна соответствовать уже ранее изготовленным и установленным на территории муниципального образования подобным детским площадкам, т.е. выполнена по конкретному заданию Заказчика. Пояснить потребность Заказчика в установлении определенных критериев представитель Заказчика не смог.
Кроме того, Заказчиком не представлены доказательства о наличии функционирующего рынка по изготовлению детских игровых площадок, полностью соответствующих потребностям Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в нарушение ч. 3 ст. 10, ч. 2 ст. 42 Закона о размещении заказов Заказчиком неправомерно выбран способ размещения заказа, поскольку данный заказ может быть размещен только путем проведения торгов.
4. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 Закона о размещении заказов, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.
Согласно п. 3 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
На официальном сайте на странице данного размещения заказа в разделе "Документы заказа" размещена форма котировочной заявки с реквизитами (подпись, печать), позволяющими идентифицировать ее как форму письменной заявки. Электронный документ, в силу особенностей его формирования и подписания, не может содержать в себе письменную подпись и печать. Следовательно, к электронному документу не могут предъявляться требования в виде заполнения реквизитов "подпись" и "печать".
Кроме того, в разделе "Информация о запросе котировок" извещения о проведении запроса котировок не содержится сведений о форме котировочной заявки, поданной в электронной форме. В данном разделе содержится информация о месте подачи котировочных заявок - Российская Федерация, 238400, Калининградская обл., Правдинский район, Правдинск г., 50-летие Победы, 1.
Указанная информация свидетельствует об установлении Заказчиком письменной формы котировочной заявки.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 3 ст. 43 Закона о размещении заказов не установлена форма котировочной заявки, подаваемой в форме электронного документа.
5. В соответствии с п. 13 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссией установлено, что в нарушение п. 13 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок не содержит сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6. В соответствии со ст. 44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Согласно указанной норме, перечень сведений, которые обязан предоставить участник размещения заказа в составе котировочной заявки, является исчерпывающим. Включение иных документов и сведений в котировочную заявку статьей 44 Закона о размещении заказов не предусмотрено.
В форме котировочной заявки Заказчиком, среди прочих, установлено требование о предоставлении участником размещения заказа сведений в подтверждение статуса субъекта малого предпринимательства и соответствии его требованиям установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Таким образом, установление Заказчиком требований о предоставлении участником размещения заказа в составе котировочной заявки вышеперечисленных сведений является нарушением ст. 44 Закона о размещении заказов.
7. В силу пункта 11 статьи 43 Закона о размещении заказов в запросе котировок указывается срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
В соответствии с частью 7.1 статьи 47 Закона о размещении заказов контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.
Согласно извещению о проведении запроса котировок N 0135300011513000013 Заказчиком определен срок подписания победителем муниципального контракта не позднее 7 дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок установлен срок подписания победителем в проведении запроса котировок контракта с нарушением положений пункта 11 статьи 43, части 7.1 статьи 47 Закона о размещении заказов.
8. В соответствии с п. 5 ст. 43 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения о месте доставки поставляемых товаров, месте выполнения работ, месте оказания услуг.
Согласно извещению о проведении запроса котировок N 0135300011513000013 место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг Заказчиком определено как: Российская Федерация, 238400, Калининградская обл., Правдинский район, Правдинск г., 50-летие Победы, 1.
Вместе с тем, предметом контракта является изготовление, доставка и установка детской площадки в городском парке в городе Правдинске Калининградской области.
Указанные Заказчиком в Запросе котировок сведения о месте доставки товара, месте выполнения работ противоречат наименованию запроса котировок и предмету контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что запрос котировок не содержит сведений о месте доставки поставляемых товаров, месте выполнения работ, месте оказания услуг, что является нарушением п. 5 ст. 43 Закона о размещении заказов.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 2, 5 статьи 57, частями 5 и 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КСИЛ Калининград" обоснованной.
2. Признать действия заказчика - администрацию муниципального образования "Правдинское городское поселение" нарушившими п.п. 3, 4, 5, 8, 11, 13 ст. 43, ч. 7.1 ст. 47, ст. 44, ч. 3 ст. 10, ч. 2 ст. 42 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику - администрации муниципального образования "Правдинское городское поселение" предписание об устранении допущенных нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о размещении заказов к административной ответственности.
Председатель комиссии: |
|
О.А.Боброва |
Члены комиссии: |
|
Н.Н. Гарькина
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 октября 2013 г. N ГЗ-384/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2013