Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11 октября 2013 г. N 158-03з/2013
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
Комиссии по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России
г. Калуга "11" октября 2013 года
Резолютивная часть решения оглашена "08" октября 2013 года. В полном объеме решение изготовлено "11" октября 2013 года.
| ||||||||
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
|
рассмотрев в присутствии представителей Администрации муниципального района "Тарусский район" .. (доверенность N04-08/3377/2 от 08.10.2013 г.), _ (доверенность N04-08/3377/1 от 08.10.2013 г.), в отсутствие представителя заказчика - МБДОУ "Детский сад "Березка" и надлежаще уведомленного представителя Заявителя (ООО "Центр Поставок" г. Ростов) жалобу N158-03з/2013 от 02.10.2013 г. по существу, установила:
В адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Центр Поставок" на действия комиссии Администрации муниципального района "Тарусский район" при проведении запроса котировок N 0137300013413000040, предметом которого является поставка мебели для МБДОУ "Детский сад "Березка" г.Таруса Калужская область, выразившиеся, по мнению Заявителя, в отклонении заявки ООО "Центр Поставок".
Представители Администрации муниципального района муниципального района "Тарусский район" с доводами жалобы не согласились и просили Комиссию признать жалобу ООО "Центр Поставок" необоснованной.
1. 20.09.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru Уполномоченным органом - Администрацией муниципального района "Тарусский район" опубликовано извещение N 0137300013413000040 о проведении запроса котировок, предметом которых является поставка мебели для МБДОУ "Детский сад "Березка" г.Таруса Калужская область.
Заказчиком по указанному запросу котировок является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление художественно-эстетического развития воспитанников "Березка" г.Таруса Тарусского района Калужской области (МБДОУ "Детский сад "Березка" г.Таруса Калужская область).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 169 142,00 руб.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N0137300013413000040-П от 27.09.2013, ООО "Центр Поставок" отказано в участии в запросе котировок со следующей формулировкой: "Не предоставлены документы. Пояснение: - файл с корневым сертификатом Удостоверяющего центра (далее УЦ), выдавшего данную ЭЦП, ссылки на реестр сертификатов пользователей данного УЦ; - файл списка отозванных сертификатов УЦ, выдавшего данную ЭЦП, срок действия которого заканчивается не ранее даты окончания срока подачи котировочных заявок, а в теле письма должна быть указана ссылка на сайт в сети Интернет, где УЦ размещает такой файл для общего доступа".
Согласно пояснениям представителей уполномоченного органа, ООО "Центр Поставок" отказано в допуске к участию в запросе котировок, поскольку указанным участником размещения заказа не представлены необходимые приложения к котировочной заявке, подаваемой в форме электронного документа, что предусмотрено документацией по запросу котировок.
2. Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Статьей 43 указанного Федерального закона установлены требования, предъявляемые к запросу котировок.
Так, запрос котировок должен содержать, среди прочего, форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Частью 2 статьи 46 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно извещению N 0137300013413000040, размещенному на официальном сайте, требования к форме заявки прикреплены в виде файла на странице "Сопроводительная документация".
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что на официальном сайте по указанному размещению заказа форма котировочной заявки размещена отдельным файлом "Форма котировочной заявки N 0137300013413000040 от 20.09.2013", содержащим как непосредственно форму котировочной заявки, так и порядок подачи котировочных заявок, в том числе и в форме электронного документа, из которого следует, что:
1. При подаче котировочной заявки в форме электронного документа участник размещения заказа заполняет котировочную заявку в соответствии с формой котировочной заявки, указанной в извещении о проведении запроса котировок, и направляет ее электронным письмом посредством электронной почты по адресу, указанному в извещении о размещении заказа путем запроса котировок.
2. Котировочная заявка должна быть подготовлена в одном из следующих форматов: документ Microsoft Word - 2003 (*.doc), OpenOffice (*.odt), Adobe Acrobat (*.pdf), Rich Text Format (*.rtf) или файл в формате JPG, содержащий отсканированный графический образ бумажного оригинала котировочной заявки. Котировочная заявка в форме электронного документа должна быть подписана электронной цифровой подписью (далее ЭЦП) в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". К электронному письму с файлом (файлами) котировочной заявки должны быть также прикреплены:
- письмо, сопровождающее котировочную заявку, подписанную ЭЦП, по форме указанной в п. 4.
- файл сертификата ЭЦП, которой подписана котировочная заявка;
- файл с корневым сертификатом Удостоверяющего центра (далее УЦ), выдавшего данную ЭЦП, а в теле письма должны быть указаны ссылки на сайт в сети Интернет и на реестр сертификатов пользователей данного УЦ;
- файл списка отозванных сертификатов УЦ, выдавшего данную ЭЦП, срок действия которого заканчивается не ранее даты окончания срока подачи котировочных заявок, а в теле письма должна быть указана ссылка на сайт в сети Интернет, где УЦ размещает такой файл для общего доступа.
В теме сообщения должно быть указано "Заявка на участие в запросе котировок от "Организация", N (порядковый номер извещения о проведении запроса котировок, содержащийся в форме котировочной заявки, либо, в случае отсутствия такого номера - номер извещения о проведении запроса котировок, сформированный на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru)", а так же адрес сайта в сети Интернет, на котором находятся программное обеспечение средства электронной подписи и инструкцию по его использованию, доступные на бесплатной основе для проверки ЭЦП.
3. При выборе способа подачи котировочной заявки в форме электронного документа участник размещения заказа должен учесть, что уполномоченный орган, заказчик не несут ответственности за утерю или несвоевременное получение котировочной заявки, направленной участником размещения заказа по электронной почте, если причинами являются любые технические или организационные препятствия, возникшие по независящим от уполномоченного органа, заказчика обстоятельствам, а также в случае если технические и программные средства автоматической защиты информации уполномоченного органа, заказчика обнаружили, что электронное письмо с котировочной заявкой, поступающее на узел (хост) электронной почты, заражено компьютерными вирусами или имеет в своей структуре признаки спама.
4. Форма электронного письма, сопровождающего Котировочную заявку, подписанную ЭЦП.
"В соответствии с п.2 ст.46 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" направляю Вам котировочную заявку в форме электронного документа. Данная заявка подписана нашей электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Сама котировочная заявка - прикрепленный файл Microsoft Word 2003 (*.doc), OpenOffice (*.odt), Adobe Acrobat (*.pdf), Rich Text Format (*.rtf) или файл в формате JPG, содержащий отсканированный графический образ оригинала нашей котировочной заявки.
Прикрепленный файл - ххххххх.cer - сертификат ЭЦП, которой подписана котировочная заявка.
Прикрепленный файл ca.cer - корневой сертификат Удостоверяющего центра. Ссылки на сайт в сети Интернет и на реестр сертификатов пользователей данного УЦ: http://ca.ca.ca/reestr.html.
Прикрепленный файл UCSMC.crl - список отозванных сертификатов УЦ. Ссылка на сайт в сети Интернет, где УЦ размещает такой файл для общего доступа (http://ca.ca.ca/sos.html).
Прошу Вас подтвердить получение нашей котировочной заявки."
Примечание: все имена файлов в п.4 Порядка (форма электронного письма) приведены для примера. Участник размещения заказа обязан указать реальные имена своих прикрепленных
Таким образом, из указанного следует, что к электронному письму с файлом (файлами) котировочной заявки должны быть прикреплены поименованные документы, а также котировочная заявка должна сопровождаться электронным письмом с указанным содержанием.
Статьей 47 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Посчитав, что участником размещения заказа ООО "Центр Поставок" не представлены документы (файлы) в качестве приложений к письму с файлом (файлами) котировочной заявки, указанные в Порядке подачи котировочных заявок в форме электронного документа, Комиссией уполномоченного органа принято решение об отклонении заявки ООО "Центр Поставок".
Изучив котировочную заявку ООО "Центр Поставок", поступившую в адрес уполномоченного органа по размещению заказа N 0137300013413000040, с учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия Комиссии уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Тарусский район" по отклонению заявки ООО "Центр Поставок" требованиям Федерального закона N 94-ФЗ не противоречат.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок N0137300013413000040-П от 27.09.2013 двум участникам размещения заказа, направившим свои заявки на участие в запросе котировок отказано в допуске к участию.
3. В ходе проведения на основании статьи 17 Федерального закона N 94-ФЗ внеплановой проверки размещения заказа N 0137300013413000040 установлено следующее.
Статьей 44 Федерального закона N 94-ФЗ установлены требования, предъявляемые к котировочной заявке.
Так, котировочная заявка должна содержать:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Статья 44 Федерального закона N 94-ФЗ, устанавливая требования к котировочной заявке, также обращена и к заказчику (уполномоченному органу), который формирует форму котировочной заявки, согласно части 3 статьи 43 указанного Федерального закона, устанавливающей, что запрос котировок должен содержать форму котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.
При этом, согласно статье 2 указанного Федерального закона электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Из указанного в совокупности с положениями Федерального закона N 94-ФЗ следует, что котировочная заявка, подаваемая в форме электронного документа, должна быть подписана электронной подписью лица уполномоченного на подписание котировочной заявки.
При этом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи подтверждается сертификатом ключа проверки электронной подписи.
Статьей 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" установлено, что средства электронной подписи при проверке электронной подписи должны:
1) показывать содержание электронного документа, подписанного электронной подписью;
2) показывать информацию о внесении изменений в подписанный электронной подписью электронный документ;
3) указывать на лицо, с использованием ключа электронной подписи которого подписаны электронные документы.
На основании указанного, требования, установленные Порядком подачи котировочных заявок в форме электронного документа о приложении к электронному письму с файлом (файлами) котировочной заявки, а также к форме электронного письма, сопровождающего котировочную заявку (пункты 2 и 4 Порядка) возлагают на участника размещения заказа представление документов, представление которых не предусмотрено Федеральным законом N 94-ФЗ, а также не требуется исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Кроме того, пунктом 2 Порядка подачи котировочных заявок в форме электронного документа установлено, что котировочная заявка в форме электронного документа должна быть подписана электронной цифровой подписью (далее ЭЦП) в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Вместе с тем, указанный Федеральный закон с 01.07.2013 года утратил силу.
Также Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что установленные в пунктах 2 и 4 Порядка подачи котировочных заявок в форме электронного документа требования к составу приложений к электронному письму с файлом котировочной заявки формой котировочной заявки в смысле статьи 43 Федерального закона N 94-ФЗ не являются.
Таким образом, установлением требования о представлении участником размещения заказа при подаче котировочной заявки в форме электронного документа дополнительных документов (файлов), а также направления котировочной заявки с сопроводительным письмом по предлагаемой форме электронного письма, нарушаются положения статьи 44 Федерального закона N 94-ФЗ.
С учетом установленных в ходе рассмотрения жалобы обстоятельств, руководствуясь статьей 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона N94-ФЗ, проведя внеплановую проверку размещаемого заказа, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр Поставок" необоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - МБДОУ "Детский сад "Березка"
г.Таруса Калужская область и уполномоченный орган - Администрацию муниципального района "Тарусский район" нарушившими статью 44 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказа на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание по итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки не выдавать в связи с тем, что запрос котировок не состоялся.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно части 9 статьи 60 Федерального закона N94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.
Председатель комиссии: ______________ _
Члены комиссии: _____________ _
______________ _
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11 октября 2013 г. N 158-03з/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2013