Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
управления;
Членов Комиссии: Лыжин Д.А. - начальник отдела государственного
и муниципального заказа;
Вагас М.А. - старшего государственного
инспектора отдела
государственного и
муниципального заказа;
Егоровой М.А. - ведущего специалиста-эксперта
отдела государственного и
муниципального заказа,
при участии:
- представителей заказчика - Департамента образования и науки Кемеровской области: Баркова В.А. (по доверенности), Райс Л.Ю. (по доверенности);
- представителя уполномоченного органа - УГЗ КО: Савенкова А.В. (по доверенности);
- представители ЗАО "РТЛ Систем", не явились, надлежащим образом уведомлены,
рассмотрев дело N 375/З - 2013, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Департаментом образования и науки Кемеровской области (далее - ДОН КО), уполномоченным органом - Управлением государственного заказа кемеровской области (далее - УГЗ КО) законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 94-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24 июля 2012 г,
установила:
21.10.2013 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ЗАО "РТЛ Систем" на действия заказчика - ДОН КО, при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0139200000113006190 на право заключения государственного контракта на поставку комплектов игрового оборудования в целях модернизации регионально-муниципальных систем дошкольного образования.
Заявитель указывает на то, что в техническом задании аукционной документации содержатся избыточные требования и конкретные показатели товара, которые таким образом ограничивают количество участников торгов.
Также заявитель указывает, что в аукционной документации установлены кабальные требования для потенциальных поставщиков товара, а именно заказчик на поставку товара отводит только 2 дня.
На заседании комиссии Кемеровского УФАС России, состоявшемся 24.10.2013 г., заказчиком - ДОН КО были даны возражения, согласно которым заказчик - ДОН КО, не соглашается с доводами жалобы ЗАО "РТЛ Систем" и поясняет, что при формировании заказа N 0139200000113006190 на право заключения государственного контракта на поставку комплектов игрового оборудования в целях модернизации регионально-муниципальных систем дошкольного образования заказчиком были соблюдены все нормы ФЗ N 94 - ФЗ, а именно, в техническом задании заказчик определяет такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в соответствии с ФЗ N 94 - ФЗ заказчик является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, при размещении заказа. Отсутствие у потенциального участника аукциона возможности выполнить условия аукциона не может являться основанием для признания действий заказчика нарушающими требования ФЗ N 94 - ФЗ.
Заказчиком на заседании комиссии были представлены коммерческие предложения:
- ООО "Валеро" от 10.09.2013 г. (213/2013);
- "Индустрия РК" от 10.09.2013 г. (N3561-13);
- ООО "Компас групп" от 10.09.2013 г. (N1382),
указывающие на возможность поставки комплекта игрового и развивающего оборудования для групп детских садов.
Кроме того, заказчик поясняет, что при формировании аукционной документации, заказчик - ДОН КО ни в коей мере не стремился указать в части технические требования к поставляемому товару требования, которые указывают на конкретного производителя товара, что может повлечь ограничение количества участников размещения заказа.
В качестве обоснования, заказчик - ДОН КО представляет коммерческие предложения:
- ООО "ПО "Кузбасспромавтоматика" от 24.10.2013 N347;
- ООО "ВентМастер" от 24 .10.2013 N108;
в которых они подтверждают готовность поставки игрового оборудования следующих производителей: Dusyma Kindergartenbedarf GmbH,"ЭЛТИ-КУДИЦ", Braun GmbH, Lego Duplo.
В своём пояснение заказчик - ДОН КО указывает на то, что в п. 1.3. проекта контракта установлен срок поставки товара в течение 7 дней, что не ущемляет интересы поставщиков.
В процессе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки порядка проведения открытого аукциона в электронной почте N 0139200000113006190 на право заключения государственного контракта на поставку комплектов игрового оборудования в целях модернизации регионально-муниципальных систем дошкольного образования Кемеровским УФАС России установлено:
27.09.2013 г. на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - УГЗ КО размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0139200000113006190 на право заключения государственного контракта на поставку комплектов игрового оборудования в целях модернизации регионально-муниципальных систем дошкольного образования.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
В соответствии счастью 1 статьи 41.1 ФЗ N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 1 статьи 34 ФЗ N 94 - ФЗ установлено, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 2 статьи 34 ФЗ N 94 - ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0139200000113006190 заказчиком были установлены следующие требования к поставляемым товарам:
Условия заказчика | |||||
Комплект для второй младшей группы детей (3-4 года) - 15 комплектов | |||||
Состав комплекта | |||||
Объекты для организации познавательно - исследовательской деятельности для детей раннего возраста | |||||
N |
Наименование |
Кол - во |
Свойства |
||
2 |
Музыкальные кубики с изображением домашних животных |
1 |
Два кубика, путем соединения которых можно составить 6 изображений животных. Когда кубики соединяются верно, должен раздаваться звук животного,соответствующий получившемуся изображению. Материал изготовления пластмасса, длина грани кубика не менее 7 см. Должны поставляться в картонной |
||
7 |
Пирамидка классическая |
1 |
Элементы пирамиды должны быть выполнены из дерева, элементы пирамиды должны нанизываться на эластичную ось. Пирамида должна состоять из не менее чем 5ти элементов разного цвета. Высота пирамиды не менее 19 см., диаметр основания не менее 6 см, должна поставляться в картонной упаковке, размер упаковки не менее 19x11x10 см, вес пирамиды в упаковке менее 0,5 кг |
||
10 |
Пирамидка из шаров |
2 |
Состав пирамидки: площадка материал?(размером не менее 40x9x25 см) и не менее 15 разноцветных деревянных шаров (диаметр не менее 5 см.) Должна поставляться в упаковке (размер не менее 40x9x30 см) |
||
15 |
Пирамидка матрешка из ведерок |
|
Ведерки из полипропилена, должны складываться по принципу матрешки,позволяют строить пирамиду высотой не менее 1 м, самое маленькое ведерко должно быть высотой не менее 4 см и не более 5 см, самое большое - высотой не менее 12 см и не более 15 см, самое большое ведерко должно закрываться крышкой с прорезями различной формы,также в комплекте должны быть четыре формочки, соответствующие по форме и размеру прорезям крышки. |
||
Маркеры игрового пространства | |||||
1 |
Настенная игровая панель с цветными мешочками |
1 |
Пять мешочков разных цветов (желтый, оранжевый, красный, синий,зеленый) из эластичной ткани закреплены на настенной деревянной панели синего цвета. Панель из березовой фанеры, длина панели не менее 100 см, ширина не менее 25 см, толщина менее 3 см. |
||
2 |
Настенная игровая угловая панель |
1 |
Деревянная угловая панель из березовой фанеры размерами не менее 60 х 60 см, толщиной не более 5 см. К панели на завязочках должны привязываться хлопчатобумажные полотна. Панель должна поставляться с комплектом для монтажа. |
||
5 |
Настенная игровая панель с брусками |
1 |
На круглой деревянной панели - полукруг, состоящий из 12 цветных деревянных брусков. Бруски крепятся на оси. Поворот оси перекидывает бруски с громким хлопком на другую сторону панели - причем каждый раз в новой конфигурации. В игре форме можно развивать понимание действия технических механизмов, закрепить представления о геометрических формах, размерах и цвете. Диаметр панели не менее 48 см, толщина не более 3 см. |
||
8 |
Пирамидка-кактус |
1 |
Материал: цельная древесина. Набор должен содержать: основание с не менее 6 отверстиями (диаметр основания не менее 12 см, высота основания более 8 см), не менее 6 шариков со сквозными отверстиями (диаметр не менее 5 см), не менее 6 круглых фишек со сквозными отверстиями (диаметр не менее 5 см, высота не менее 1,5 см), не менее 6 "стеблей" для нанизывания элементов (длина не менее 9 см , диаметр не менее 1 см), цветной кубик (не менее 3x3 см), диаметр отверстий всех элементов должен быть больше на не менее чем 2 мм и не более чем 5 мм ,чем диаметр "стебля". Пирамида должна поставляться в матерчатом мешке. |
||
17 |
Мягкие игрушки |
2 |
Мягкие игрушки в виде животных не менее 5-ти видов и различных размеров. Минимальный размер игрушки 15 см. Материал: синтетика, свозможным применением элементов из пластика и текстиля. |
Частью 3.1. статьи 34 ФЗ N 94-ФЗ установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
То обстоятельство, что какой-либо поставщик не может выполнить условия аукциона не может свидетельствовать о нарушении требований законодательства о размещении заказов.
Таким образом, доводы заявителя, указывающие на то, что в аукционной документации к открытому аукциону в электронной форме N 0139200000113006190 содержаться избыточные требования и конкретные показатели товара, которые таким образом ограничивают количество участников торгов, являются необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В пункте 1.4 проекта государственного контракта "на поставку комплектов оборудования в целях модернизации регионально-муниципальных систем дошкольного образования" указано, что местом поставки являются образовательные учреждения Кемеровской области.
В пункте 1.3 проекта государственного контракта установлен срок поставки: в течении семи календарных дней с момента заключения государственного контракта.
Согласно пункту 4.2 проекта государственного контракта приемка товара осуществляется ответственными лицами заказчика и поставщика. При завершении поставки и установки товара поставщик в течение 5 дней оформляет и направляет заказчику почтой заказным письмом либо нарочно следующие документы:
- счет - фактуру (2 экземпляра);
- товарную накладную (2 экземпляра).
Заказчиком были даны пояснения, согласно которым после завершения поставки оборудования получатель подписывает товарную накладную и после этого поставщик в течение 5 рабочих дней оформляет и направляет заказчику почтой заказным письмом либо нарочным счет - фактуру и товарную накладную. По этому срок поставки не включает в себя 5 дней, так как датой поставки товара считается дата подписания получателем товарной накладной.
Таким образом, доводы заявителя, указывающие на то, что в аукционной документации установлены кабальные требования для потенциальных поставщиков товара, а именно заказчик на поставку товара отводит только 2 дня являются необоснованными.
Также необходимо отметить, что ФЗ N 94 не устанавливает требования к сроку поставки товара, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд.
При проведении внеплановой проверки Кемеровским УФАС России было установлено следующее:
Согласно ч. 2, 3 ст. 19.1 ФЗ N 94-ФЗ в документации об аукционе указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.
Размещение на официальном сайте аукционной документации, в которой указываются обоснование максимальной цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная ч. 2 ст. 19.1 Закона информация, признается добросовестным исполнением требований ст. 19.1 Закона.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 13 февраля 2012 года. N ИА/4177" о применение положений ФЗ N 94-ФЗ, если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
На заседании комиссии Кемеровского УФАС России представитель заказчика пояснил, что начальная (максимальная) цена была определена в результате мониторинга цен потенциальных участников путем запроса ценовых предложений у нескольких организаций. Также представитель заказчика пояснил, что коммерческие предложения составлены применительно к аукциону (заказу).
Вместе с тем предоставленные в комиссию коммерческие предложения не содержат указания на количество поставляемого товара и их ценовое предложение, поэтому комиссии Кемеровского УФАС России не представляется возможным установить, что коммерческие предложения составлены в отношении рассматриваемого заказа N 0139200000113006190.
Таким образом, при изучении представленных в Кемеровское УФАС России документов открытого аукциона в электронной форме N 0139200000113006190 установлены нарушения ч. 2 ст. 19.1 ФЗ N 94-ФЗ.
Руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "РТЛ Систем" на действия заказчика - ДОН КО при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0139200000113006190 на право заключения государственного контракта на поставку комплектов игрового оборудования в целях модернизации регионально-муниципальных систем дошкольного образования необоснованной;
2. Признать заказчика - ДОН КО нарушившим требования части 2 статьи 19.1 Федерального Закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать предписание об устранении нарушений ФЗ N 94-ФЗ "О размещении заказов";
4. Передать материалы дела N 375/З-2013 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии Д.А. Лыжин
М.А. Вагас
М.А. Егорова
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 24 октября 2013 г. N 375/З-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2013