Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 октября 2013 г. N 279-м/13
Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05 ноября 2013 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: А.В. Хохольских, А.Г. Ларшин,
в присутствии представителей:
- Департамента образования администрации города Липецка: Стрельниковой Т.В. (доверенность б/н от 28.10.2013), Паничевой А.В. (доверенность б/н от 28.10.2013), Сидоровой Т.Н. (доверенность б/н от 06.05.2013);
- Муниципального казённого учреждения "Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений департамента образования администрации города Липецка" - Гладких В.Н. (руководитель учреждения);
в отсутствии представителя заявителя (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
рассмотрела жалобу Шенцева Максима Владимировича на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по сопровождению сетевого программного обеспечения для нужд муниципального заказчика, подведомственного департаменту (реестровый номер 0146300035213000182) (далее - запрос котировок),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба Шенцева Максима Владимировича (далее - Заявитель) (вх. N 5246 от 23.10.2013 г.) на положения извещения о проведении запроса котировок (реестровый номер 0146300035213000182).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и подана в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. В адрес Уполномоченного органа, Заказчика, Заявителя были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заявитель обжалует положения извещения о запросе котировок и прилагаемую к нему документацию, по мнению заявителя несоответствующую требованиям Закона о размещении заказов, а именно:
В прилагаемой к извещению запроса котировок документации в технической части в пункте "Сопровождение должно включать следующие необходимые условия" установлено требование - "Прибытие представителя Исполнителя в офис Заказчика". Аналогичные требования установлены в проекте муниципального контракта.
По мнению заявителя, данное требование не имеет отношение к качеству оказываемых услуг, является препятствием для участия в запросе котировок потенциальных участников иных регионов, и тем самым ограничивает конкуренцию.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что извещение и прилагаемая к нему документация соответствует требованиям Закона о размещении заказов, а при размещении заказа Уполномоченный орган действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные Уполномоченным органом, Заказчиком и Заявителем, выслушав пояснения присутствующих представителей и проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
21.10.2013 на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по сопровождению сетевого программного обеспечения для нужд муниципального заказчика, подведомственного департаменту (реестровый номер 0146300035213000182) с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта - 250 250,00 рублей.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок:
- дата и время начала подачи котировочных заявок на участие в запросе котировок 22.10.2013 09:00;
- дата и время окончания подачи котировочных заявок на участие в запросе котировок 31.10.2013 09:00.
Приказами председателя Департамента образования администрации города Липецка являющегося уполномоченным органом по размещению заказа, N 1267 от 17.10.2013 и N705 от 04.06.2013 принято решение о проведении запроса котировок на закупку услуг по сопровождению сетевого программного обеспечения 1С: Предприятие для нужд муниципального заказчика - МКУ "Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений департамента образования администрации города Липецка", а также утвержден состав комиссии по размещению заказов.
Согласно п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ч.1 ст.1 Закона о размещении заказов).
Согласно ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 Закона о размещении заказов, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок не должно содержать требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В прилагаемой к извещению запроса котировок документации в технической части в пункте "Сопровождение должно включать следующие необходимые условия" Заказчиком установлены общие требования к оказываемым услугам, в том числе требование о прибытии представителя Исполнителя на территорию Заказчика в случае необходимости не позднее одного часа с момента подачи заявки.
Именно исходя из приведенных положений закона, а также потребности Заказчик в необходимых услугах, Уполномоченным органом в извещении о проведении запроса котировок установлены указанные требования к характеристики оказываемой услуги.
На момент рассмотрения жалобы, для участия в запросе котировок поступило 3 котировочных заявки.
Исходя из норм действующего законодательства, Заказчик или Уполномоченный орган вправе включить в извещение о проведении запроса котировок характеристики и иные требования к оказываемым услугам, которые отвечают потребностям Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа в ходе рассмотрения жалобы пояснили, что потребность в услугах по сопровождению сетевого программного обеспечения для нужд муниципального заказчика с установлением требования о прибытии специалиста не позднее одного часа с момента подачи заявки, обосновывается следующим.
Прибытие на территорию заказчика является началом оказания услуг по сопровождению программы. Основным аспектом данного требования является то, что с информационной базой работают одновременно порядка 150 человек и обслуживаются более 100 образовательных учреждений по всему городу Липецку, сбой в работе программы более чем на один час приведет к остановке в работе большого количества специалистов и может оказать негативное влияние наведение бухгалтерского учета и обслуживания.
Основной задачей законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, устанавливающего в том числе порядок проведения запроса котировок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказа, сколько, наряду с обеспечением единства экономического пространства на территории Российской Федерации и расширением возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, стимулированием такого участия, развитием добросовестной конкуренции, выявление в результате размещения заказа лица, исполнение контракта (договора) которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования бюджетных средств, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в извещение о проведении запроса котировок и прилагаемую к нему документацию, которые приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в запросе котировок.
Из указанных целей и принципов должен будет исходить и предполагаемый к заключению по результатам проведения запроса котировок муниципальный контракт.
Учитывая, что в запросе котировок определены необходимые требования исходя из потребностей заказчика, связанные с выполнением муниципальным казенным учреждением соответствующих функций, данное условие позволит не только соблюсти требования Закона о размещении заказов о качестве и надежности получаемой услуги, но и определить того участника запроса котировок, который очевидно сможет при наступлении сбоя в работе обеспечить надлежащее сопровождение сетевого программного обеспечения.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что установление в технической части извещения запроса котировок указанных в ней требований и условий оказания услуг позволяет объективно определить участника запроса котировок в данной сфере услуг, не лишает ни одного из потенциальных исполнителей данного вида услуг права на участие в запросе котировок, в равной степени относится ко всем без исключения возможным претендентам, не создает кому-либо из них преимущественных условий.
Нахождение потенциального участника запроса котировок в другом регионе или на значительном удалении от места непосредственного оказания услуг не может быть расценена в данном случае как препятствие (ограничение) участия в запросе котировок в понимании Закона о размещении заказов.
Кроме того, из представленных Уполномоченным органом на заседании Комиссии документов и сведений, установлено, что на участие в запросе котировок на момент рассмотрения жалобы поступили котировочные заявки с предложениями нескольких участников размещения заказа об оказание услуг по сопровождению сетевого программного обеспечения для нужд муниципального заказчика, что также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников размещения заказа.
Одним из доводов жалобы Заявителя является указание на незаконные действиях Уполномоченного органа по установлению в запросе котировок вышеописанных требований к оказанию услуг, как на нарушение Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), что приводит к разделу рынка по территориальному признаку и созданию отдельным участникам запроса котировок преимущественных условий в запросе котировок.
Поскольку рассмотрение дел по признакам нарушения Закона о защите конкуренции осуществляется не в порядке, предусмотренном статьями 60 и 17 Закона о размещении заказов, а в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции, указанный довод Заявителя не рассматривается по существу в рамках материалов данной жалобы.
Руководствуясь ч. 6 статьи 60, ч.5 статьи 17 ФЗ от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу Шенцева Максима Владимировича на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по сопровождению сетевого программного обеспечения для нужд муниципального заказчика, подведомственного департаменту и действия Уполномоченного органа, необоснованной, нарушений не выявлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
(подпись)
Члены Комиссии:
____________ А.В. Хохольских
(подпись)
____________ А.Г. Ларшин
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 октября 2013 г. N 279-м/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2013