Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 октября 2013 г. N 07-24-1541/13
Резолютивная часть решения оглашена - 04.10.2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
в присутствии представителей стороны:
Заказчика - Администрации города Лобня Московской области: 2 чел.,
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Комплект сервис",
уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" на действия заказчика - Администрации города Лобня Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение функций генерального подрядчика при выполнении строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство дошкольного общеобразовательного учреждения на 140 мест с бассейном по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Текстильная, д. 14а" (Номер заказа 0148300041113000148 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила жалоба ООО "Комплект сервис" на действия заказчика - Администрации города Лобня Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение функций генерального подрядчика при выполнении строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство дошкольного общеобразовательного учреждения на 140 мест с бассейном по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Текстильная, д. 14а" (Номер заказа 0148300041113000148 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).
Согласно доводу жалобы, заявитель считает, что заказчиком нарушены положения ч. 1 ст. 41.6 (ч. 3.1 ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Установив соответствие жалобы формальным требованиям ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ, Управлением в установленном порядке в адрес заказчика, заявителя и оператора электронной площадки направлено уведомление о рассмотрении жалобы.
На основании ч. 4 ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ, Московским областным УФАС России было установлено требование о приостановлении размещения указанного заказа до рассмотрения жалобы по существу в части подписания контракта заказчиком.
Представители заказчика, уведомленного надлежащим образом, прибыли на рассмотрение жалобы. Письменные пояснения и документы, затребованные Управлением, заказчиком представлены.
Представители заявителя, уведомленного надлежащим образом, не прибыли на рассмотрение жалобы.
По информации, полученной с официального сайта и от представителей заказчика, муниципальный заказ не размещен (контракт не заключен).
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте 17.09.2013.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 127 378 230 руб.
Относительно доводам жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об аукционе в электронной форме, предметом контракта является выполнение функций генерального подрядчика при выполнении строительно-монтажных работ по объекту.
Согласно документации об аукционе в электронной форме в рамках контракта необходимо выполнить общестроительные работы. Кроме того, в рамках контракта необходимо поставить ряд товаров, использующихся при выполнении общестроительных работ (строительные материалы, инструменты и т.д.).
Между тем, согласно документации об аукционе в электронной форме, в рамках контракта также необходимо поставить следующие товары:
1. Технологическое оборудование для приготовления пищи: холодильный шкаф, камера морозильная, машина для резки овощей и фруктов, универсальная кухонная машина, хлеборезка, овощерезка, машина для очистки картофеля, куттер для измельчения мяса, весы напольные электронные и т. д.
2. Компьютерная и иная бытовая техника: монитор, системный блок, клавиатура, телефонный аппарат, жк-телевизор, ксерокс и т. д.
3. Оборудование для постирочной: машина стиральная для тряпья, стирально-отжимная машина, стиральная машина бытовая и т.д.
4. Оборудование для медицинского кабинет: аппарат для СВМ - терапии, аппарат физиотерапевтической гальвинизации, аппарат физиотерапевтический ДМВ "Ранет" и т.д.
5. Мебель: стол письменный, шкафчик для раздевалки, скамейка для раздевальной, кроватка детская, тумба для наглядных пособий, шкаф хозяйственный, шкаф для белья, сто-шкаф с двумя полками и т.д.
6. Оборудование для спортивного зала: стеллаж для спортивного инвентаря, гимнастическая скамейка, баскетбольная стойка для детей, шведская стенка в комбинации с канатом, кольцами, веревочной лестницей и т. д.
7. Оборудование игровой комнаты: уголок "умелые руки", набор мебели игровой, столик детский "центр воды и песка", корзина для игрушек и т.д.
Очевидно, что вышеуказанные товары используются для различных целей, их поставка технологически и функционально не связана с предметом контракта (при выполнении строительных работ нет необходимости использовать указанные товары). Включение вышеперечисленных товаров и работ в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, осуществляющее строительные работы, должно соответствовать ряду установленных требований и являться членом саморегулируемой организации, подтверждением чего является свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Более того, данное требование установлено в п. 15 Информационной карты аукциона документации об аукционе в электронной форме.
Однако, далеко не каждая организация, занимающаяся поставкой технологического оборудования, осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство.
Таким образом, компании, в том числе ООО "Комплект сервис", осуществляющие поставку специализированного оборудования, лишены возможности участвовать в аукционе. Необходимость наличия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства служит главным препятствием для принятия участия в аукционе. При этом важно учитывать, что стоимость требуемого к поставке оборудования по каждой из групп товаров, составляет весьма значительную сумму от общей стоимости контракта, а потому нельзя говорить о том, что условия о поставке соответствующего оборудования существенно не влияют на характер правоотношений сторон в рамках контракта.
Еще одним обстоятельством, на которое следует обратить внимание, является то, что указанные компании, являясь участниками рынка специализированного оборудования, могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и предложить к поставке более качественное оборудование, максимально соответствующее потребностям заказчика. Компании же, осуществляющие строительные работы, будут вынуждены обращаться к субпоставщикам, что не может обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования и т.п. В результате цена данного оборудования, установленная субпоставщиками, не будет являться конкурентоспособной. При этом не стоит забывать, что одной из главных целей Федерального закона N 94-ФЗ является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, а также развитие добросовестной конкуренции.
Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе по отдельным товарам или группам таких товаров. Включение в один лот товаров, технологически и функционально несвязанных между собой, не позволяет гарантировать наличие условий для существования конкурентной среды при размещении заказа. Негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного "укрепления лотов" за счет включения дополнительных товаров, технологически и функционально несвязанных между собой, проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, неспособных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требования об обеспечении исполнения контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ.
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Представители заказчика, на заседании Комиссии Управления пояснили, что при подготовке документации об аукционе в электронной форме, заказчик руководствовался пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, согласно которому определено, что строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства о размещении заказов и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации об аукционе в электронной форме необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, приводит к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа.
В локальной смете N 02-01-4 "Технологическое оборудование":
- ванна моечная 1-но секционная со столом;
- электрокипятильник;
- холодильный шкаф;
- хлеборезка и другие.
На основании изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что включение в состав одного предмета торгов строительных работ и оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально не связана со строительно-монтажными работами и может осуществляться отдельно, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и является нарушением ч. 1 ст. 41.6 (ч. 3.1 ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ, в том числе, потому что выполнение строительных работ и поставка и установка оборудования, являются различными товарными рынками.
Относительно довода жалобы о нарушение заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления отмечает, что к компетенции Комиссии Управления относятся вопросы по контролю в сфере размещения заказа, нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на которые ссылается заявитель, при рассмотрении жалобы в рамках Главы 8 Федерального закона N 94-ФЗ, Комиссией Управления не рассматривались.
Рассмотрев в ходе проведения внеплановой проверки документацию об открытом аукционе в электронной форме утвержденную Врио руководителем Администрации города Лобня Московской области Кумановой А.А., Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Например:
- зачистка механизированная поверхности сварного соединения и околошовной зоны трубопроводов из высоколегированных коррозионностойких сталей до шероховатости не грубее Rz 40 мкм;
- устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня (24 см), щебень из природного камня с маркой по морозостойкости не хуже F50;
- стойка (опора) для знаков дорожных стальная ил марки стали Ст1сп или Ст2сп или Ст3сп или Ст4сп и так по всему Техническому заданию документации об аукционе в электронной форме.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что заказчиком не выполнены требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, поскольку формулировки: "или то или это", "не хуже", "не грубее" и иные аналогичные не являются максимальными и (или) минимальными значения показателей или показателями, значения которых не могут изменяться.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, в п. 15 "Обязательные требования к участникам размещения заказа" Информационной карты документации об аукционе в электронной форме установлено требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Также, в п. 2 ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ определено, что при размещении заказа путем проведения торгов заказчик вправе установить также требование к участникам размещения заказа об отсутствие в предусмотренном Федеральным законом N 94-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
А согласно ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить единые дополнительные требования, в том числе квалификационные требования, к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки, выполнение, оказание соответственно отдельных товаров, работ, услуг для федеральных нужд, а также нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд в целях исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, источником финансового обеспечения которых частично или полностью являются целевые межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2012 N 269 "Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки отдельных видов товаров для нужд федеральных органов исполнительной власти" установлены дополнительные требования к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки вещевого имущества для нужд федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено ношение форменной одежды, является использование участниками размещения заказов при изготовлении поставляемой форменной одежды камвольных тканей, страной происхождения которых является Российская Федерация или Республика Белоруссия и при размещении государственного оборонного заказа на поставки товаров текстильной и легкой промышленности является использование участниками размещения заказов при изготовлении поставляемых товаров материалов и комплектующих, страной происхождения которых является Российская Федерация или Республика Белоруссия.
Поскольку предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ, то данное требование установленное к участникам размещения заказа неправомерно и нарушает ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ.
Представители заказчика на заседании Комиссии Управления пояснили, что была допущена техническая опечатка, в качестве дополнительного требования, установлено требование о соответствии п. 2 ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 94-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 17, ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ, Административным регламентом, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" на действия заказчика - Администрации города Лобня Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение функций генерального подрядчика при выполнении строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство дошкольного общеобразовательного учреждения на 140 мест с бассейном по адресу: Московская область, г. Лобня, ул. Текстильная, д. 14а" (Номер заказа 0148300041113000148) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 1 ст. 41.6 (ч. 3.1 ст. 34); п. 1 ч. 4 ст. 41.6; ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Рассмотрев вопрос о возбуждении административного производства по факту, установленному в ходе проведения внеплановой проверки.
5. Рассмотреть вопрос о передаче материалов дела N 07-24-1541/13 должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для принятия процессуального решения о наличии/отсутствии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при размещении указанного заказа.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 октября 2013 г. N 07-24-1541/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2013