Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 2 октября 2013 г. N 06-14/13-332
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
председателя комиссии - Чечениной С.А. - заместителя руководителя Управления;
членов комиссии - Калитиной Н.А. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа; Гребенюковой М.Е. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа;
при участии:
генерального директора ООО "МурманМедСервис" Балана А.В., представителя ООО "МурманМедСервис" Белого К.М. (по доверенности от 01.10.2013);
исполняющего обязанности министра здравоохранения Мурманской области Москвина Р.В. (на основании приказа от 13.09.2013 N426-к), представителей Министерства здравоохранения Мурманской области Коноплева И.В. (по доверенности от 06.05.2013), Игнахина А.А. (по доверенности от 28.02.2013), Вочкановой О.Н. (по доверенности от 06.05.2013), Рашевской С.В. (по доверенности от 02.04.2013);
представителя Управления государственного заказа Мурманской области Соколовой О.М. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "МурманМедСервис" на действия Министерства здравоохранения Мурманской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку томографа компьютерного рентгеновского (заказ N 0149200002313001080) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 27 сентября 2013 года поступила жалоба ООО "МурманМедСервис" (далее - Общество, Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Мурманской области (далее - Министерство, Заказчик).
Из существа жалобы следует, что в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 26.08.2013 N1093/2/13 ООО "МурманМедСервис" было признано победителем торгов на поставку томографа компьютерного рентгеновского.
Министерством здравоохранения Мурманской области 02.09.2013 Обществу был направлен проект контракта с ценой, составившей предложение ООО "МурманМедСервис" в результате проведения открытого аукциона - 34 776 169, 00 рублей.
06.09.2013 указанный проект контракта был отозван Заказчиком и направлен обратно в этот же день, но с изменением цены контракта, которая, по мнению Министерства здравоохранения Мурманской области, с учетом приказа Минэкономразвития России от 17.04.2013 N211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков", составляет 29 559 743, 65 рублей.
09.09.2013 ООО "МурманМедСервис" направило Заказчику протокол разногласий. Срок рассмотрения протокола разногласий истекал 12.09.2013, однако в указанный срок Общество ответ не получило, о чем дополнительно обратилось с письмом к государственному Заказчику 16.09.2013.
Оператор электронной площадки - ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" заблокировал возможность заключения государственного контракта по истечении 23 дневного срока с момента опубликования протокола подведения итогов.
Указанная возможность была разблокирована оператором электронной площадки в связи с поступлением запроса от ООО "МурманМедСервис" в отношении блокированных денежных средств в размере 2 094 950, 00 рублей, внесенных Обществом в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Проект государственного контракта с письмом, содержащим сведения об отказе учесть полностью содержащиеся в протоколе разногласий замечания, был выслан государственным Заказчиком 25.09.2013.
По мнению Заявителя, Министерством здравоохранения Мурманской области нарушен регламентированный статьей 41.12 Закона о размещении заказов порядок заключения контракта по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме.
ООО "МурманМедСервис" в поданной жалобе просит Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области обязать Заказчика заключить контракт по цене предложенной Обществом в ходе аукциона - 34 776 169, 00 рублей.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 15 часов 00 минут 02 октября 2013 года и проведено в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Представители Министерства здравоохранения Мурманской области против доводов возражали. Заказчик ссылается на то, что закупаемое оборудование - томограф компьютерный рентгеновский относится к коду 3311000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 - медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления, в связи с чем к закупке данного товара должен быть применен Приказ Министерства экономического развития РФ от 17.04.2013 N211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчика" (далее - Приказ N211).
Комиссия Мурманского УФАС, ознакомившись с доводами Заявителя, выслушав пояснения Заказчика, проанализировав представленные документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 25.07.2013 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Реестровый номер заказа: 0149200002313001080.
Предмет: право заключения государственного контракта на поставку томографа компьютерного рентгеновского.
Начальная (максимальная) цена контракта: 41 899 000 руб.
Уполномоченный орган: Управление государственного заказа Мурманской области.
Государственный заказчик: Мурманской области: Министерство здравоохранения Мурманской области
Дата и время окончания подачи заявок: 15.08.2013 в 09:00.
Дата окончания рассмотрения заявок: 20.08.2013.
Место и дата проведения аукциона: электронная торговая площадка ЭТП ММВБ "Госзакупки" по адресу - http://www.etp-micex.ru/.
Аукцион: 23.08.2013
23.08.2013 в ходе проведения процедуры открытого аукциона в электронной форме участниками торгов были сделаны следующие минимальные предложения о цене контракта:
Позиция |
Участник |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
Время подачи предложения |
1 |
3 |
34 776 169.00 |
на понижение |
23.08.2013 11:36:51 (GMT+04:00) (MSK+00:00) |
2 |
1 |
34 985 664.00 |
на понижение |
23.08.2013 11:35:09 (GMT+04:00) (MSK+00:00) |
3 |
2 |
40 851 525.00 |
на понижение |
23.08.2013 10:33:29 (GMT+04:00) (MSK+00:00) |
Согласно протоколу N1093/2/13 от 26.08.2013 Единой комиссией рассмотрены вторые части заявок 3 (трех) участников размещения заказа, принявших участие в открытом аукционе в электронной форме: OOO "МурманМедСервис", ООО "Нордмедсервис" и ЗАО "Компания "Интермедсервис".
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме путем голосования принято решение о соответствии всех заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе.
На основании ч. 9 ст. 41.11. Закона о размещении заказов Единая комиссия единогласно приняла решение признать победителем открытого аукциона в электронной форме OOO "МурманМедСервис".
02.09.2013 Министерством здравоохранения Мурманской области победителю торгов направлен проект контракта с ценой, составившей предложение ООО "МурманМедСервис" в результате проведения открытого аукциона - 34 776 169, 00 рублей.
06.09.2013 указанный проект контракта был отозван Заказчиком и направлен обратно в этот же день, но с изменением цены контракта, которая по мнению Министерства здравоохранения Мурманской области, с учетом приказа Минэкономразвития России от 17.04.2013 N211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков", составляет 29 559 743, 65 рублей.
09.09.2013 ООО "МурманМедСервис" направило Заказчику протокол разногласий, в котором просило Министерство изложить пункт 3.1 государственного контракта в следующей редакции "цена контракта составляет 34 776 169,00 рублей_".
Срок рассмотрения протокола разногласий истекал 12.09.2013, однако в регламентированный срок Заказчик не направил доработанный проект контракта оператору электронной площадки либо проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания участника открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт.
При рассмотрении жалобы Заказчик пояснил, что Министерство не доработало проект контракта согласно протоколу разногласий участника, поскольку при заключении контракта должны были быть учтены требования статьи 13 Закона о размещении заказов о необходимости применения преференций при поставке товаров российского и (или) белорусского происхождении.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 13 Закона о размещении заказов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в том числе в случае если при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков товары российского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Пункт 22 раздела 6 тома 1 аукционной документации содержит требование, что в случае, если в извещении о проведении аукциона предусмотрены преимущества для участников размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, контракт с победителем аукциона, заявка на участие в аукционе, которого содержит предложение о поставке товара, происходящего из иностранных государств, заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, а с победителем аукциона, заявка на участие в аукционе которого содержит предложение о поставке товара российского происхождения - по цене, сложившейся на аукционе.
В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме отсутствует информация о преимуществах для участников размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения.
Извещение, сформированное на электронной торговой площадке ЭТП ММВБ "Госзакупки" содержит сведения, что преференции на поставку товаров российского и (или) белорусского происхождении не установлены.
На основании изложенных положений документации о проведении открытого аукциона в электронной форме и извещения Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу, что Заказчиком при проведении торгов не были установлены преференции участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождений.
В соответствии с частью 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Министерство здравоохранения Мурманской области в нарушение части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, без имеющихся законных оснований включил в проект контракта, направленный победителю открытого аукциона в электронной форме цену, отличную от предложенной ООО "МурманМедСервис" в ходе проведения аукциона.
Необходимо отметить, что представитель ООО "МурманМедСервис" на заседании Комиссии Мурманского УФАС указал, что в случае если бы в документации о проведении открытого аукциона в электронной форме содержалось условие о применении преференции в отношении товаров российского и (или) белорусского производства, то в ходе проведения аукциона Обществом не была бы так значительно снижена начальная (максимальная) цена контракта.
Комиссией Мурманского УФАС при рассмотрении жалобы исследовался вопрос необходимости применения при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку томографа компьютерного рентгеновского преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождений.
Министерством экономического развития РФ утвержден Приказ от 17 апреля 2013 г. N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" (далее - Приказ N211).
Согласно пункту 1 Приказа N 211 настоящий приказ определяет условия допуска, товар включенных в перечень, установленный в Приказе N221, происходящих из иностранных государств.
Так, в силу части 3 Приказа N211 при размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса или аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме (далее - аукцион), участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 5 настоящего приказа.
Пунктом 6 Приказа N211 регламентировано, что при размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения конкурса, аукциона порядок, установленный пунктами 3 - 5 настоящего приказа, не применяется, в том числе в случаях, если в рамках одного конкурса (лота) или аукциона (лота) предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
В соответствии с томом 3 "Техническое задание" аукционной документации Министерство здравоохранения Мурманской области закупает томограф компьютерный рентгеновский, который в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 (далее - Классификатор) отнесен к коду 3311232 "Аппараты рентгеновские медицинские диагностические". Данные код является частью подгруппы 3311230 "Приборы и аппараты для диагностики", группы 3311000 "Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления".
Компьютерные томографы это радиодиагностические системы для полного обследования тела с помощью электронной радиографии слоев тела (томографии). Области тела сканируются рентгеновскими лучами отдельными шагами и слоями, и различное затухание рентгеновских лучей в теле измеряется сотнями датчиков, расположенных кольцами вокруг тоннеля, в котором пациент лежит на столе. Собственная вычислительная машина системы преобразует данные от датчиков в изображение на системном мониторе.
Помимо этого, Министерство здравоохранения Мурманской области в одном лоте с томографом закупает климатическую установку, обеспечивающую условия непрерывной работы всего оборудования, включая источник бесперебойного питания.
Система кондиционирования согласно Классификатору отнесена к подгруппе 2919020 "Оборудование для кондиционирования воздуха и холодильное оборудование (кроме бытового); запасные части к нему" группы 2919000 "Машины и оборудование общего назначения и их детали".
Функциональное назначение системы кондиционирования - поддерживать температурно-влажностные условия в закрытых помещениях.
Комиссией Мурманского УФАС установлено, что согласно регистрационным удостоверениям компьютерные томографы, предлагаемые к поставке OOO "МурманМедСервис", ООО "Нордмедсервис" и ЗАО "Компания "Интермедсервис", не имеют в своей комплектации систему кондиционирования.
ЗАО "Компания "Интермедсервис" представила письменные пояснения, из которых следует, что климатическая установка не является неотъемлемой частью компьютерного томографа и соответственно не входит в ТУ и паспорт на томограф.
Представитель ООО "МурманМедСервис" при рассмотрении жалобы пояснил, что томограф компьютерный рентгеновский и система кондиционирования имеют различное функциональное назначение и технологически не взаимосвязаны между собой. Однако, участие Общества в проводимом аукционе не было ограничено включением этих двух товарных позиций в один лот.
Представитель Заказчика также пояснил, что томограф компьютерный рентгеновский и система кондиционирования технологически и функционально не связаны между собой.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что компьютерный томограф и система кондиционирования имеют различное функциональное назначение. Система кондиционирования не является медицинским изделием, не может считаться принадлежностью или составной частью томографа компьютерного. Система кондиционирования может использоваться автономно от компьютерного томографа, причем применяется не только для поддержания режима в помещениях с медицинской аппаратурой, но и с любым другим оборудованием.
Таким образом, Министерство здравоохранения Мурманской области в составе одного лота закупает различное оборудование, функционально и технологически не взаимосвязанное между собой.
Исходя из вышеизложенного, установлено, что Министерство здравоохранения Мурманской области при проведении открытого аукциона в электронной форме закупает две товарные позиции, а именно томограф компьютерный рентгеновский (код Классификатора 3311000 "Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления") и систему кондиционирования (код Классификатора 2919000 "Машины и оборудование общего назначения и их детали").
Оборудование, отнесённое к коду Классификатора 3311000 "Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления" входит в перечень товаров, утвержденный Приказом N221.
Товары с кодом 2919000 "Машины и оборудование общего назначения и их детали" не входят в перечень товаров, на которые распространяется действие Приказа N221.
Как ранее было отмечено, преференции на поставку товаров российского и (или) белорусского производства не применяются в случае, если в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
На основании изложенного, с учетом того, что в рамках одного лота Министерство закупает товары, только часть из которых входит в перечень, установленный Приказом N221, применение преференций при проведении данного аукциона необоснованно.
Часть 1 статьи 41.6 (част 3.1 статьи 34) Закона о размещении заказов содержит требование, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В свою очередь часть 3 статьи 17 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" содержит указание, что запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок.
Однако, исходя их конкретных обстоятельств дела и норм законодательства о размещении заказов, Комиссия Мурманского УФАС не усматривает ограничение количества участников при проведении рассматриваемых торгов, поскольку открытый аукцион в электронной форме состоялся, в аукционе приняли участие три организации, в ходе торгов произошло значительное снижение начальной (максимальной) цены контракта (на 17 % от начальной максимальной цены контракта и на 14% от цены, предложенной участником, намеревающимся поставить томограф российского производства), в антимонопольной орган не поступало жалоб об ограничении возможности участия в аукционе вследствие объединения в один лот закупки томографа и системы кондиционирования.
Руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мурманмедсервис" обоснованной.
2. Признать Министерство здравоохранения Мурманской области нарушившим часть 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
3. Выдать предписание об устранении нарушений.
Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2013 года. В полном объеме решение изготовлено 03 октября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии С.А. Чеченина
Члены комиссии: Н.А. Калитина
М.Е. Гребенюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 2 октября 2013 г. N 06-14/13-332
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2013