Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 октября 2013 г. N 03-10.1/391-2013
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Форэст" (далее - заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданкой авиации (институт)" в лице "Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского" филиал ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданкой авиации (институт)" (далее - заказчик, аукционная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку и установку пластиковых окон (извещение N 0352100007413000031) (далее - открытый аукцион),
в присутствии представителей:
заявителя - <_>;
заказчика - <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12001 от 18.10.2013) жалоба заявителя, из которой следует, что отдельные положения документации об открытом аукционе не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов").
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-7563 от 21.10.2013) заказчиком были представлены материалы отрытого аукциона (вх. N 12187 от 24.10.2013) и письменные возражения на жалобу заявителя (вх. N 12235 от 25.10.2013).
Из указанных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), следует, что 15.10.2013 на официальном сайте размещены извещение N0352100007413000031 и документация об открытом аукционе с начальной (максимальной) ценой договора 2306150 руб.
15.10.2013 на официальном сайте размещены изменения в извещение и документацию об аукционе.
На дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе (22.10.2013 09:00 по местному времени) было подано одиннадцать заявок на участие в аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов") внеплановой проверки, Комиссия признала жалобу заявителя частично обоснованной, исходя из следующего.
3.1. Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу части 6 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов" сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
Пунктом 4 части 4 статьи 41.5 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что в извещении о проведении открытого аукциона указываются предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Из жалобы заявителя следует: "Согласно пункту 1.1.1 части I "Общие условия проведения открытого аукциона" документации об аукционе заказчик осуществляет выбор поставщика товара. Пунктом 1.1.2 данной части также предусмотрено, что победивший участник открытого аукциона должен будет поставить товар, составляющий предмет договора, в течение периода, указанного в Информационной карте открытого аукциона.
При этом в пункте 2 части II "Информационная карта" документации об аукционе в качестве предмета аукциона указано: поставка и установка пластиковых блоков.
Затем в пунктах 3 и 5 данной части указаны место и сроки поставки товара, а также требования к обязательности осуществления монтажа и наладки товара.
Кроме того, в извещении о проведении открытого аукциона указан следующий предмет договора: поставка и установка пластиковых окон.
Таким образом, сопоставляя части I и 2 документации об аукционе, можно установить, что имеются противоречия в определении предмета аукциона".
Комиссия отмечает, что действительно согласно извещению N 0352100007413000031 предметом договора является поставка и установка пластиковых окон.
При этом Комиссия считает, что пункт 1.1.2 части I "Общие условия проведения открытого аукциона" документации об аукционе содержит отсылочную норму на положения части II "Информационная карта" документации об аукционе, в пункте 2 которого указан аналогичный предмет аукциона: поставка и установка пластиковых окон, а не блоков, как утверждает заявитель в своей жалобе.
Кроме того, из содержания пункта 5 "Требования к обязательности осуществления монтажа и наладки товара" части II "Информационная карта" документации об аукционе однозначно следует, что при поставке товара участник размещения заказа должен произвести установку (монтаж).
В силу указанного Комиссия признала необоснованным довод жалобы заявителя о том, что в документации об аукционе имеются противоречия в определении предмета открытого аукциона.
3.2. В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов" к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов", под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях настоящего Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.
При этом частью 2 указанной статьи предусмотрено, что контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Таким образом, проект договора на поставку и установку пластиковых окон фактически является смешанным договором, содержащим элементы как договора купли-продажи, так и договора подряда, что допускается в силу части 3 статьи 421 ГК РФ.
С учетом изложенного Комиссия признала необоснованным довод жалобы заявителя о том, что в проекте договора заказчиком незаконно объединены два вида договора - договор поставки пластиковых окон и договор подряда по их установке.
3.3. Согласно части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 34 Федерального закона "О размещении заказов" документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В нарушение данной нормы Федерального закона "О размещении заказов" в графе "Характеристики и подробное описание товара" таблицы Приложения N 2 "Техническое задание" к документации об аукционе содержится указание на товарный знак - "Створка N 1 - Roto NT - стандартная комплектация" без сопровождения словами "или эквивалент".
В силу указанного Комиссия признала обоснованным довод жалобы заявителя о том, что заказчиком нарушены требования части 3 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов".
3.4. Кроме того, Комиссия установила в действиях заказчика следующие нарушения требований Федерального закона "О размещении заказов":
1) согласно пунктам 1, 7 и 8 части 4 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе должна содержать следующие сведения о товарах, работах, на поставку и выполнение которых размещается заказ, и об условиях исполнения договора: требования к качеству, техническим характеристикам товара и работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара и выполняемых работ потребностям заказчика; место, условия и сроки (периоды) поставки товара и выполнения работ; форма, сроки и порядок оплаты товара и работ.
При этом частью 12 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов" предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров и выполняемых работ на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
В нарушение указанных норм Федерального закона "О размещении заказов" документация об открытом аукционе вообще не содержит каких-либо сведений об условиях исполнения договора в части выполнения работ по установке пластиковых окон, а именно: требования к качеству и результатам работ, место, условия и сроки выполнения работ; форма, сроки и порядок оплаты работ. Также в проекте договора отсутствует обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком договоре.
2) частью 1 статьи 41.5 Федерального закона "О размещении заказов" установлено извещение о проведении открытого аукциона размещается заказчиком на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе, если иной срок не предусмотрен настоящей статьей.
При этом из части 2 указанной статьи следует, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Согласно статье 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 1 статьи 194 ГК РФ в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
В Извещении N 0352100007413000031, размещенном заказчиком на официальном сайте 15.10.2013, установлен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 22.10.2013 09:00 (седьмой день со дня размещения извещения о проведении открытого аукциона).
Комиссия отмечает, что сроки размещения извещения должны исчисляться исключительно от даты окончания срока подачи заявок вне зависимости от того, когда в организации установлено начало или окончание рабочего дня.
Таким образом, заказчик нарушил требования части 1 статьи 41.5 Федерального закона "О размещении заказов".
3) согласно части 5 статьи 41.5 Федерального закона "О размещении заказов" заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. Изменение предмета открытого аукциона не допускается. В течение одного дня со дня принятия такого решения заказчик размещает указанные изменения на официальном сайте. При этом срок подачи заявок на участие в открытом аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение о проведении открытого аукциона до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В Извещении N 0352100007413000031 (редакция N 2), размещенном на официальном сайте 15.10.2013, установлен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 22.10.2013 09:00 (седьмой день со дня размещения извещения о проведении открытого аукциона).
Таким образом, заказчик нарушил требования части 5 статьи 41.5 Федерального закона "О размещении заказов".
4) согласно части 7 статьи 41.7 Федерального закона "О размещении заказов" заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе. Изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается. В течение одного дня со дня принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию об открытом аукционе, размещаются заказчиком на официальном сайте. При этом срок подачи заявок на участие в открытом аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения таких изменений до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В Извещении N 0352100007413000031 (редакция N 2), размещенном на официальном сайте 15.10.2013, установлен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 22.10.2013 09:00 (седьмой день со дня размещения извещения о проведении открытого аукциона).
Таким образом, заказчик нарушил требования части 7 статьи 41.7 Федерального закона "О размещении заказов".
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Форэст" на действия ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданкой авиации (институт)" в лице "Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского" филиал ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданкой авиации (институт)" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку и установку пластиковых окон (извещение N0352100007413000031), при этом признать обоснованным довод жалобы о том, что заказчиком нарушены требования части 3 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов".
2. Признать в действиях ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданкой авиации (институт)" в лице "Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского" филиал ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданкой авиации (институт)" и его аукционной комиссии нарушение части 12 статьи 9, части 3 статьи 34, части 1 и пунктов 1, 7 - 8 части 4 статьи 41.6, части 2 и 5 статьи 41.5 и части 7 статьи 41.7 Федерального закона "О размещении заказов".
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданкой авиации (институт)" в лице "Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского" филиал ФГБОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданкой авиации (институт)" и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о размещении заказов передать материалы проведенного открытого аукциона (извещение N 0352100007413000031) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 октября 2013 г. N 03-10.1/391-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2013