Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 7 октября 2013 г. N 2126\03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, А.Д. Кравцов,
рассмотрев дело N2126\03, возбужденное по жалобе Заявителя о нарушении ч.5 ст.41.9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0358300397113000011 "Открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания МБУЗ "ДГБ", расположенного по адресу: г.Новошахтинск Ростовской области, ул. Просвещения, 18", в присутствии: от Заказчика - М.И. Козырь, от Заявителя - В.Е. Кабаненкова, от Привлеченного лица - М.А. Новиковой,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России 30.09.2013 г. (вх.N16247) поступила жалоба Заявителя о нарушении ч.5 ст.41.9 Закона аукционной комиссией Заказчика - незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе.
По мнению Заявителя, его аукционная заявка соответствовала требованиям Закона и документации об аукционе.
Кроме того, Заявителем высказано предположение о возможном наличии в первых частях аукционных заявок 2 участников размещения заказа, допущенных к участию в аукционе, недостоверных сведения о товарах, используемых при выполнении работ.
Заказчик в возражениях (б\н и даты) доводы жалобы не признал, указав на соблюдение ст.41.9 Закона при проведении аукциона.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" (далее - Регламент), утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. N498, по данной жалобе проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее.
2. В соответствии с Извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме N0358300397113000011 (в редакции N2 от 08.09.2013 г.):
- начальная (максимальная) цена контракта составила 7 429 830 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 24.09.2013 г. в 09 часов 00 минут.
Согласно п.п.1, 2 ч.4 ст.41.9 Закона участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
- непредоставления сведений, предусмотренных ч.4 ст.41.8 Закона, или предоставления недостоверных сведений (п.1);
- несоответствия сведений, предусмотренных ч.4 ст.41.8 Закона, требованиям документации об аукционе (п.2).
В силу ч.5 ст.41.9 Закона отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.41.9 Закона, не допускается.
Согласно п.3 ч.4 ст.41.8 Закона при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
А) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе (далее - Согласие), в т.ч. означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе,
или Согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, при условии содержания в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак;
Б) Согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара.
Пункт 3 ч.4 ст.41.8 Закона процитирован Заказчиком в п.2.2.1 раздела 2 документации об аукционе.
3. В силу п.1 ч.4 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Как указано в п.13 Информационной карты аукциона максимальные и (или) минимальные значения показателей для определения соответствия потребностям заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться принимаются в соответствии с показателями, установленными в технической части документации об аукционе (приложении 2 к документации об аукционе).
Согласно п.2.2.1 раздела 2 документации об аукционе:
- показатели, сопровождающиеся словами "не менее", "от", "более", "не ниже", а также общепринятые математические знаки - являются минимальными, показатели сопровождающиеся словами "не более", "до", "менее", "не выше", а также общепринятые математические знаки - являются максимальными;
- при формировании заявки, при наличии в аукционной документации показателей, сопровождающихся словами "более", участник должен предложить показатель, превышающий такое числовое значение, при наличии в аукционной документации показателей, сопровождающихся словами "менее", участник должен предложить показатель, имеющий числовое значение меньше заявленного Заказчиком;
- показатели, имеющие диапазонное значение означают, что первое из значений является минимальным, а второе - максимальным;
- предоставляемые участником размещения заказа сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "или, "от, "до", "должен", "должен быть", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "ранее", "не ранее", "не ниже", "не выше" и допускать разночтения или двусмысленное толкование, за исключением случаев, когда это допустимо в соответствии с технической документацией производителя;
- знак "," означает перечисление, за исключением случаев указания нескольких допустимых взаимоисключающих (альтернативных) значений (характеристик) товара (материала). Знак "/" следует читать как "или";
- знаки "( )" означают уточнение или дополнение, за исключением случаев, когда значения (характеристики) товара (материала), указанные в скобках, являются альтернативными значениям (характеристикам) товара (материала), указанным перед скобками. При подаче сведений участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями в аукционной документации.
В Технической части документации об аукционе, в т.ч. таблице без наименования, имеющей графу "Требования к качеству, техническим характеристикам товара (минимальные и (или) максимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться" (далее - Таблица) Заказчик указал:
- наименования товаров, подлежащих использованию при выполнении работ (без указания товарных знаков по большинству товаров);
- показатели, значения показателей товаров, указанные в п.1 ч.4 ст.41.6 Закона.
4. Как видно из "Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме" от 24.09.2013 г. N0358300397113000011 (далее - Протокол N1):
- на участие в аукционе поданы заявки NN2, 3, 6, 7;
- участникам размещения заказа, подавшим заявки NN2, 6, отказано в допуске к участию в аукционе.
4.1. Согласно п.6 Таблицы при выполнении работ следовало использовать краску поливинилацетатную водоэмульсионную "ВД-ВА-224 или эквивалент", имеющую:
- степень перетира не более 30 мкм;
- массовую долю нелетучих веществ 53-59%;
- укрывистость высушенной пленки, г\м2, не более 120.
В заявке N2 предложены одновременно 2 краски: ВД-ВА-224 и ВД-АК.
При этом краска ВД-АК, как видно из заявки N2, имеет степень перетира 60 мкм, что не соответствует установленному в Таблице значению "не более 30 мкм".
Массовая доля нелетучих веществ, укрывистость высушенной пленки данной краске в заявке N2 не упомянуты.
Следовательно, отказ участнику N2 в допуске к участию в аукционе основан на п.п.1, 2 ч.4 ст.41.9 Закона; не противоречит ч.5 ст.41.9 Закона.
4.2. В качестве оснований отказа Заявителю, подавшему заявку N6, в допуске к участию в аукционе, в Протоколе N1 указано следующее:
"Заявка не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе. Отказать в допуске в соответствии с п.1, 2 ч.4 ст.41.9 94-ФЗ.
Обоснование решения: участником в составе заявки представлены недостоверные сведения (п.1 заявки "Предел водонепроницаемости, Па 410_ Класс воздухо- и водонепроницаемости В. Согласно ГОСТ 26602.2-99 "Блоки оконные и дверные. Методы определения воздухо- и водонепроницаемости" предел водонепроницаемости для образцов класса В составляет 400 Па, классу Б соответствует предел 500 Па), а также конкретные характеристики материала (п.3 заявки) "Плиты должны быть изготовлены в форме прямоугольного параллелепипеда: пазовые - с пазами".
Отказ Заявителю в допуске к участию в аукционе противоречит ч.5 ст.41.9 Закона, по следующим основаниям:
4.2.1. Согласно п.1 Таблицы требовались к использованию блоки оконные из ПВХ профиля, имеющие "предел водонепроницаемости, Па более 300", класс воздухо- и водонепроницаемости не ниже В.
При этом в Технической части указано, что материалы должны соответствовать требованиям ряда стандартов, в т.ч.:
- ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия";
- ГОСТ 26602.2-99 "Блоки оконные и дверные. Методы определения воздухо- и водонепроницаемости".
В заявке N6 предложены блоки оконные из ПВХ профиля, имеющие предел водонепроницаемости, Па 410; класс воздухо- и водонепроницаемости В, что Заявитель считал соответствующим требованиям Закона и документации об аукционе.
Заказчик в возражении на жалобу полагал значение = 410 Па недостоверным, поскольку "определение класса водонепроницаемости давлением 410 Па в соответствии с действующими стандартами не производится, как и не существует предела водонепроницаемости 410 Па".
Согласно п.4.7.2 Межгосударственного стандарта "Блоки оконные. Общие технические условия" ГОСТ 23166-99 (введен в действие с 01.01.2001 г. Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 г. N41):
- по показателям воздухо- и водонепроницаемости изделия разделяют на классы;
- классу В соответствует предел водонепроницаемости, Па "не менее 400".
Как указано в Приложении Б (обязательном) к ГОСТ 23166-99:
- оконные блоки класса В должны проходить испытания до контрольного перепада давления Р = 400 Па;
- этому же значению перепада давления соответствует предельный перепад давления для определения класса В оконных блоков по водопроницаемости;
- класс водопроницаемости определяют по величине перепада давления, при котором происходит сквозное проникновение воды через оконный блок (предел водонепроницаемости).
На Рисунке Б1 "Пример определения класса воздухонепроницаемости" ГОСТ 23166-99 видно, что к изделиям класса В относятся изделия, прошедшие испытание при контрольных перепадах давления до 500 Па (исключая собственно 500 Па).
В соответствии с п.п.2, 4.3.2, 4.3.3, 4.4 Межгосударственного стандарта "Блоки оконные и дверные. Методы определения воздухо- и водонепроницаемости" ГОСТ 26602.2-99 (введен в действие с 01.01.2000 г. Постановлением Госстроя России от 17.11.1999 г. N61):
- Предел водонепроницаемости ПВ, Па - наименьший перепад давления, при котором образуется сквозное проникновение воды через оконный блок;
- испытание проводят до контрольного конечного перепада давления, установленного в программе испытаний (если не происходит сквозного проникновения воды через образец во время испытания);
- при обнаружении сквозного проникновения воды через образец испытание прекращают и фиксируют в протоколе испытания перепад давления, при котором произошла протечка, время, прошедшее с начала испытания, и место, в котором произошло проникновение воды; - в зависимости от значения предела водонепроницаемости классифицируют образец, исходя из условия, что протечка не должна наступать при 400 Па - для образца класса В.
Действующие нормы права, как и положения названных ГОСТ, не содержат запретов (ограничений) на проведение испытаний изделий до пределов, превышающих 400 Па и при этом не достигающих 500 Па (например, до 410 Па).
Более того, ГОСТ 26602.2-99 прямо предусмотрено прекращение испытаний и фиксация результата испытания - фактического "наименьшего перепада давления", при котором в ходе испытаний произошло "сквозное проникновение воды через образец" - т.е. предела водонепроницаемости, согласно терминологии названных ГОСТ.
При этом любые значения предела водонепроницаемости от 400 Па и менее 500 Па указывают на отнесение изделия к классу В. Этот класс указан в заявке N6.
Следовательно, содержание заявки N6 по товару N1:
- соответствовало требованиям п.3 ч.4 ст.41.8 Закона, названных ГОСТ, значениям показателей в документации об аукционе;
- не давало аукционной комиссии предусмотренных ч.4 ст.41.9 Закона оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, в т.ч. для вывода о недостоверности значения = 410 Па.
4.2.2. Согласно п.3 Таблицы следовало использовать плиты гипсовые, которые "должны быть изготовлены в форме прямоугольного параллелепипеда: пазогребневые - с пазами и выступами или пазовые - с пазами".
Заказчик в возражении на жалобу полагал, что:
- предложенная участником N6 характеристика не соответствует требованиям документации об аукционе;
- данное предложение не является конкретным показателем в соответствии с критериями эквивалентности, установленными Заказчиком, ввиду чего Заказчик не имеет возможности определить, какую именно форму будут иметь плиты, предлагаемые к использованию в процессе выполнения работ.
В заявке Заявителя предложены плиты гипсовые, которые "должны быть изготовлены в форме прямоугольного параллелепипеда: пазовые - с пазами", что является исчерпывающим указанием на форму плит гипсовых, соответствующим п.3 ч.4 ст.41.8 Закона и значениям формы плит, указанным в п.3 Таблицы.
Сохранение в заявке слов "должны быть":
- не может свидетельствовать о том, что товары не будут соответствовать форме, предложенной участником размещения заказа;
- не указывает на нарушение Закона таким участником;
- не является в соответствии с ч.4 ст.41.9 Закона основанием отказа в допуске к участию в аукционе.
Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.09.2013 г. по делу NА53-30256/2012 (на которое сослался Заявитель в жалобе), Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 г. по делу NА53-5569/2009.
Отказав Заявителю в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.41.9 Закона, аукционная комиссия нарушила ч.5 ст.41.9 Закона.
Таким образом, жалоба является обоснованной.
5. Согласно Протоколу N1, участники NN3, 7 допущены к участию в аукционе.
Заявитель просил провести проверку обоснованности допуска к участию в аукционе участников, подавших данные заявки, ввиду возможного указания в этих заявках недостоверных сведений о товарах, указанных в п.п.8, 9 Таблицы.
5.1. Согласно п.8 Таблицы следовало использовать пергамин кровельный марки П-350 или эквивалент, имеющий основу пергамина: "битум нефтяной кровельный марки БНК 40\180, БНК 45\90 по ГОСТ 9548".
При этом согласно Технической части материалы должны соответствовать в т.ч. ГОСТ 2697-83 "Пергамин кровельный. Технические условия".
В приложении А (рекомендуемом) Государственного стандарта Союза ССР "Пергамин кровельный. Технические условия" ГОСТ 2697-83 (введен в действие с 01.01.1985 г. Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 31.10.1983 г. N294) указаны "сырье и материалы, применяемые для изготовления пергамина", в т.ч. битум нефтяной кровельный марки БНК 40/180 или БНК 45/90 по ГОСТ 9548.
В заявках NN3, 7 по товару N8 указана основа пергамина, в т.ч. "битум нефтяной кровельный марки БНК 45/90 по ГОСТ 9548", что:
- соответствует п.3 ч.4 ст.41.8 Закона, значениям в п.8 Таблицы, указанию на эти материалы как на основу пергамина в ГОСТ 2697-83;
- не содержит признаков недостоверности сведений об основе пергамина.
5.2. Согласно п.9 Таблицы следовало использовать гидроизол марки ГИ-К или эквивалент, при этом:
- асбестовая основа гидроизола (бумага марки БГ-М/Г-К по ГОСТ 23779-79) должна быть равномерно пропитана по всей толщине полотна;
- для изготовления пропиточного состава должен применяться доокисленный нефтяной битум марок БНК 45/180 по ГОСТ 9548-74, БНД 60/90 или БНД 49/60 по ГОСТ 22245-90.
В заявках NN3, 7 по товару N9 указано:
- асбестовая основа гидроизола (бумага марки БГ-М по ГОСТ 23779-79) равномерно пропитана по всей толщине полотна;
- для приготовления пропиточного состава применен доокисленный нефтяной битум марки БНД 40/60 по ГОСТ 22245-90.
Марка бумаги БГ-М предусмотрена Государственным стандартом Союза ССР "Бумага асбестовая. Технические условия" ГОСТ 23779-79 (введен в действие с 01.01.1981 г. Госстандартом СССР 09.08.1979 г.).
Марка битума БНД 40/60 предусмотрена Государственным стандартом Союза ССР "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" ГОСТ 22245-90 (введен в действие с 01.01.1991 г. Постановлением Госстандарта СССР от 12.02.1990 г. N191).
Таким образом, указания на данные марки бумаги и битума в заявках NN3, 7:
- соответствует п.3 ч.4 ст.41.8 Закона, значениям в п.9 Таблицы, указанию на данные марки бумаги; битума в ГОСТ 23779-79; ГОСТ 22245-90 (соответственно);
- не содержит признаков недостоверности сведений о товаре N9, в т.ч. марках бумаги; битума.
Таким образом, не имеется оснований полагать недостоверными указанные сведения о товарах в заявках NN3, 7.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94, в соответствии с ч.6 ст.60 Закона Комиссия Ростовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей ч.5 ст.41.9 Закона.
3. Выдать аукционной комиссии предписание:
- об отмене всех протоколов, созданных при проведении названного аукциона;
- о проведении рассмотрения заявок на участие в аукционе в соответствии с нормами Закона, в т.ч. ст.ст.41.8, 41.9, 41.11 Закона, с учетом настоящего решения;
- о проведении предусмотренной ст.41.10 Закона процедуры аукциона, начиная с цены контракта = 7 281 233,4 руб., отраженной в "Протоколе проведения открытого аукциона в электронной форме" N0358300397113000011 от 27.09.2013 г.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении членов аукционной комиссии к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.60 Закона решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
А.Д. Кравцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 7 октября 2013 г. N 2126\03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2013