Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 октября 2013 г. N 2230/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 2230/03 по жалобе Заявителя о нарушении аукционной комиссией Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300243713000050 "Открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту 6 зданий муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Верхнедонского района в ст-це Казанской" (далее - аукцион) Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заявителя (Каруна А.В., Гавриленко Е.Н.), представителя Заказчика (Савчинского Р.Б.), в отсутствии представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
По мнению Заявителя, документации об аукционе не соответствует требованиям Закона.
Заказчик в возражениях на жалобу указал на отсутствие нарушений Закона при размещении аукциона, отрицал несоответствие документации об аукционе требованиям Закона.
В соответствии с п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 года N 498 (далее - Регламент):
- комиссия органа ФАС России при рассмотрении жалобы осуществляет в соответствии с ч.5 ст.17 Закона и Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы;
- внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы;
- при этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) заказчика, в т.ч. не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п. 3.32 Регламента, по данным жалобам проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме" N0358300243713000050 в редакции N2 от 02.10.2013 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 67 234 483,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 18.10.2013 года в 09 часов 00 минут.
Согласно п.7 ч.4 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о сроках поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В п.7 Информационной карты аукциона Заказчик установил:
"выполнение работ - в соответствии с графиком производства работ, являющимся приложением N 2 к муниципальному контракту.
Начало работ - с момента передачи Муниципальным Заказчиком подрядчику строительной площадки/помещений и проектно-сметной документации, но не позднее 2-х рабочих дней с момента заключения контракта по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме.
Окончание - выполнение сторонами своих обязательств
Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно".
График производства работ (приложение N2 к проекту контракта) сведений о сроке выполнения работ не содержит.
В п.5.2 проекта контракта Заказчик указал следующее:
"срок действия контракта:
начало - с даты заключения контракта;
окончание - до исполнения сторонами своих обязательств".
Таким образом, Заказчик фактически не установил срок окончания выполнения работ по настоящему аукциону, чем нарушил п.7 ч.4 ст.41.6 Закона.
В Технической части (часть III документации об аукционе) Заказчик установил следующее:
работы должны быть выполнены в соответствии требованиями нормативных правовых актов в области проектирования, строительства и капитального ремонта в РФ, в том числе:
- Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N123-ФЗ от 22.07.2008 г.;
- Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (утвержден приказом Ростехрегулирования от 30.04.2009 N1573);
- Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" N384-ФЗ от 30.12.2009 г.;
- Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утвержден приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 N2079);
- Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N1047-р");
- СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (Постановление Минстроя России от 13.02.1997 N18-7);
- СНиП N12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования" (Постановление Госстроя России от 23.07.2001 N80);
- СНиП N12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" (Постановление Госстроя России от 17.09.2002 N123);
- СНиП 3.04.03-85 "Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии" (Постановление Госстроя СССР от 13.12.1985 N223);
- СНиП III-10-75 "Правила производства и приемки работ. Благоустройство территории" (Постановление Госстроя СССР от 25.09.1975 N158);
- СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (Постановление Госстроя СССР от 21.04.1987 N84);
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N74);
- СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ" (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 N141);
- СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
- Производство и качество выполнения работ должно соответствовать требованиям СНиП 3.01.01-85*, при соблюдении законодательства Российской Федерации об охране труда.
В случае если указанный нормативно-правовой документ не действует или в него внесены изменения, подрядчику руководствоваться действующим нормативно-правовым документом в соответствующей области строительства и капитального ремонта.
Приложениями к Техническому заданию являются:
- Приложение N 1 Обоснование начальной/максимальной цены контракта
- Приложение N 2 Требования к отдельным применяемым материалам
- Приложение N 3 Проектная и сметная документация
В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, используемых или поставляемых при выполнении работ, оказании услуг по контракту или поставка которых является предметом контракта применительно к таким товарным знакам следует читать "или эквивалент".
Для определения эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара служат указываемые технические характеристики такого товара.
В приложении N2 к Техническому заданию по товару "дверь металлическая" (позиция N6) Заказчик, в том числе, указал: "дверь должна быть с наружной поверхности окрашена порошковой краской, внутренняя сторона - МДФ-панель цвета орех (или эквивалент).
Согласно ч.1 ст. 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
В соответствии с ч.3 ст. 34 Закона документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент".
Заказчик использовал слово "эквивалент" при описании цвета товара, что позволяет участнику предложить к поставке "дверь металлическую" не только цвета орех, но и иного цвета. Таким образом, довод жалобы о незаконном применении эквивалентности к цвету товара в ходе внеплановой проверки не подтвердился.
В приложении N2 к Техническому заданию по товару "плиты из минеральной ваты" (позиция N7) Заказчик установил следующие требования: "Руф Баттс" ROCKWOOL или эквивалент".
Согласно п.1 ч.4 ст. 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Показателем эквивалентности по товару "плиты" является материал "из минеральной ваты". Таким образом, участник может предложить Заказчику любые плиты из минеральной ваты. Довод жалобы о нарушении Заказчиком ч.4 ст. 41.6 Закона при описании указанного товара в ходе внеплановой проверки не подтвердился.
В приложении N2 к Техническому заданию по товару "извещатель магнитоконтактный ИО102-2 или эквивалент" (позиция N16) Заказчик установил следующие требования: "извещатель охранный точечный магнитоконтактный должен быть предназначен для блокировки дверных и оконных проемов, организации устройств типа "ловушка", а также блокировки других конструктивных элементов зданий и сооружений с выдачей сигнала "Тревога" путем размыкания контактов геркона на приемноконтрольный прибор, концентратор или пульт централизованного наблюдения. Извещатель конструктивно состоит из датчика магнитоуправляемого на основе геркона и задающего элемента (магнита), выполненных в пластмассовых корпусах. Извещатель должен быть рассчитан на непрерывную круглосуточную работу. Диапазон коммутируемого напряжения, В, 0,05-72. Диапазон коммутируемого тока, мА, 0,1-250. Число срабатываний извещателя в режиме 0,25А-30В, не менее 106. Наработка до отказа, ч, не менее, 200000".
Согласно доводам жалобы, Заявитель располагает информацией с сайтов производителей данного товара, в соответствии с которой максимальное число срабатываний магнитоконтактных извещателей должно быть не менее . Каких-либо дополнительных доказательств по указанному доводу жалобы Заявителем Комиссии Ростовского УФАС России не представлено.
Установив по товару "извещатель магнитоконтактный ИО102-2 или эквивалент" число срабатываний извещателя в режиме 0,25А-30В, не менее 106, Заказчик не нарушил требования Закона, поскольку также является числом "не менее 106".
Заявитель в жалобе указывает, в приложении N2 к Техническому заданию по ряду товаров Заказчиком при описании технических характеристик использованы чертежи и сканированные листы, которые не редактируются. По мнению Заявителя, Заказчик, тем самым, установил ограничения для ознакомления и подготовки первой части заявки, чем нарушил требования Закона.
Частью 8 статьи 16 Закона установлено, что информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 229-р определен адрес официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд - www.zakupki.gov.ru.
К информации о размещении заказа относятся предусмотренная Законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 41.7 Закона в случае проведения открытого аукциона в электронной форме Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 Закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона. Согласно части 2 статьи 41.7 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Порядок размещения информации о размещении заказа на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" определены Положением о пользовании официальными сайтами в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденным постановлением Правительства России от 10 марта 2007 года N 147, а также приказом Минэкономразвития России N 646, Казначейства России N 21н от 14.12.2010 года "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом".
Ни Закон, ни нормы указанных Положения и Приказа не содержат обязательных требований к формату документации и извещения об аукционе, следовательно, спорный формат (Заказчик разместил данные сведения в формате doc.) является допустимым. Заявитель не представил в Комиссию Ростовского УФАС России доказательства, подтверждающие, что размещение сканированных рисунков и чертежей в приложении N2 к Техническому заданию на официальном сайте в указанном формате в данном случае привело к ограничению доступа потенциальных участников размещения заказа к информации об аукционе.
При данных обстоятельствах доводы жалобы Заявителя в части размещения на официальном сайте сканированных рисунков и чертежей, не основаны на нормах права. Нарушений Закона Заказчиком при размещении в составе документации об аукционе чертежей и рисунков, в ходе внеплановой проверки не установлено.
Правовая позиция по данному вопросу высказана в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2013 года по делу N А63-15946/2012.
Согласно доводам жалобы Заказчик на листах проекта 0812/74-500-02-ЭО.С и 0812/74-500-3-ОПС.С указал наименования производителей по товарам "блок аварийного питания", "труба гофрированная", "прибор приемо-контрольный и управления охранно-пожарный".
Внеплановой проверкой установлено, что наименования производителей по указанным товарам содержатся в проектной документации, которая является частью документации об аукционе и должна быть в полном объеме размещена на официальном сайте.
Заказчик разместил на официальном сайте имеющуюся у него проектную документацию, то есть выполнил требования Закона. Таким образом, указанный довод жалобы в ходе внеплановой проверки не подтвердился.
Заявитель в жалобе указывает на отсутствие в составе размещенной на официальном сайте документации об аукционе следующих файлов и разделов проекта:
"а) отопление, канализация и водоснабжение на взрослый стационар
б) водоснабжение, отопление на детский стационар".
При этом Заявитель указывает, что указанные разделы имеются в сметной документации.
В ходе внеплановой проверки установлено, разделы "отопление, канализация и водоснабжение на взрослый стационар" и "водоснабжение, отопление на детский стационар" входят в состав сметной документации, которая в свою очередь является частью проектно-сметной документации (далее - ПСД) и в полном объеме размещена на официальном сайте.
Довод Заявителя об отсутствии на сайте чертежей указанных разделов ПСД не может расцениваться, как нарушение Заказчиком требований Закона, поскольку в отношении всех разделов ПСД по данному аукциону имеется положительное заключение государственной экспертизы (N в реестре 3-12-1-0014-13), согласно которому "разделы проектной документации на капитальный ремонт объекта: "Капитальный ремонт 6 зданий муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Верхнедонского района в ст-це Казанской" соответствуют требованиям действующих нормативных документов и нормативам в области сметного нормирования и ценообразования". Все разделы ПСД, указанные в заключении государственной экспертизы, в полном объеме размещены на официальном сайте. Таким образом, указанный довод жалобы в ходе внеплановой проверки не подтвердился.
В соответствии ч.2.1 ст. 11 Закона в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятьдесят миллионов рублей и более, Заказчик вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
Однако Заказчик, несмотря на то, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 67 234 483,00 рублей, не воспользовался своим правом, изложенным в ч.2.1 ст.11 Закона, что может повлечь допуск к участию в аукционе участников размещения заказа, не имеющих опыта выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе работ, на выполнение которых размещается заказ.
На основании изложенного и в силу указанных норм Закона, Комиссия Ростовского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года N 94, ч. 6 ст. 60, ч. 5 ст. 17 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п.7 ч.4 ст.41.6 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику исполнение данного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе.
Председатель комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов М.А. Благодарев
Члены комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
В силу ч. 9 ст. 60 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп. Моргунов В.В.; тел: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 октября 2013 г. N 2230/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2013