Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 октября 2013 г. N 529
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Кочергина Ю.В. - заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Капранова Ю.В. - представителя муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа г. Томари Сахалинской области,
рассмотрев дело N 529/13-т о нарушении муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа г. Томари Сахалинской области (далее также - заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Строительство объекта "Центр зимних видов спорта в г. Томари Сахалинской области" (извещение N 0161300002713000124),
УСТАНОВИЛА:
08 октября 2013 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "СтройГрупп" (далее также - заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении данного аукциона.
По мнению заявителя, документация об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация об аукционе) утверждена с нарушением положений Закона о размещении заказов, так как отсутствуют показатели и их значения в отношении следующих товаров:
- метизные изделия и крепления для мишеней, к-т;
- комплект ЗИП для мишеней и систем Trainer ЗТ.
В дополнениях к жалобе, поступивших до рассмотрения жалобы по существу, Общество указало, что предметом торгов является выполнение работ с использованием товара, в то время как требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе установлены для случая размещения заказа на поставку товара. Также в документации об аукционе:
- не определены условия выполнения работ;
- отсутствует указание на возможность изменить количество поставляемых товаров;
- не определено начало течения гарантийного срока;
- отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Кроме этого, по мнению Общества, стоимость работ по контракту не включает расходы на монтаж оборудования и обслуживание персонала.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представитель заказчика возражал против удовлетворения жалобы, указывая на то, что нарушений законодательства в обжалуемой части не допущено.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа г. Томари Сахалинской области;
2) торги проводил уполномоченный орган - администрация муниципального образования "Томаринский городской округ" Сахалинской области;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 687 496 рублей;
4) извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте 10.09.2013;
5) на участие в аукционе была подана одна заявка, первая часть которой признана соответствующей требованиям документации об аукционе;
6) вторая часть заявки на участие в аукционе, поданная ООО "ЕВРО-СТРОЙ", признана соответствующей требованиям документации об аукционе;
7) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещены.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В информационной карте документации об аукционе указано, что требования к качеству, техническим характеристикам товара (продукции), требования к их безопасности, требования к результатам работ указаны в части III Техническое задание" документации об аукционе.
Пунктами 56, 57 Технического задания документации об аукционе, предусмотрена поставка, в том числе следующих товаров:
- Метизные изделия и крепления для мишеней, к-т, 1 комп.;
- Комплект ЗИП для мишеней и системы Trainer 3T, 1 комп.
Проанализировав вышеуказанные положения Технического задания, Комиссия приходит к выводу, что такие товары, как "Метизные изделия и крепления для мишеней" и "Комплект ЗИП для мишеней и системы Trainer 3T" являются изделиями, максимальные и (или) минимальные значения которых поставлены в зависимость от предложенного участником аукциона к поставке оборудования.
Учитывая изложенное, определить заранее максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, в отношении вышеуказанных товаров не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, заказчик не нарушил п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В извещении о проведению открытого аукциона предметом торгов указан следующим образом: "Строительство объекта "Центр зимних видов спорта в г. Томари Сахалинской области". Указанный предмет торгов классифицирован заказчиком под кодом ОК 004-93 - 3693462 Установки мишенные.
В п. 11 информационной карты документации об аукционе указано, что начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании проведения мониторинг цен на поставку системы автоматизированных механических мишеней для биатлона (20 шт.+Trainer 3T) с крышей и освещением путем сопоставления коммерческих предложений: www.datakrat.ru; www.skado.ru; а так же стоимость доставки.
Как указано в п. 1 1 проекта контракта работы выполняются в соответствии со спецификацией по поставке оборудования согласно приложению N 1 (далее - товар) являющимся неотъемлемой частью договора.
Пунктом 6.2.1 проекта контракта определена обязанность поставщика поставить Товар грузополучателю в сроки и по реквизитам, указанным в спецификации.
Из спецификации (идентичной по содержанию Техническому заданию) документации об аукционе явно следует, что в рамках исполнения контракта требуется поставить комплект оборудования с определенными характеристиками.
Проанализировав вышеуказанные положения документации об аукционе, Комиссия приходит к выводу, что предметом торгов является поставка товара.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с чч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Часть 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определяет требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе для трех случаев размещения заказа:
* при размещении заказа на поставку товара (п. 1);
* при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (п. 2);
* при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар (п. 3).
Требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определены п. 4 информационной карты документации об аукционе.
Установленные в п. 4 информационной карты документации об аукционе требования к содержанию первой части заявки соответствуют предмету размещенного заказа.
Указанное опровергает утверждение заявителя о неверно установленных требованиях к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.
В спецификации на поставку товара (приложение N 1 к контракту) указано, что поставщиком производятся все работы по монтажу системы электромеханических мишеней на бетонное основание и обучению обслуживающего персонала.
Определив такие условия поставки товара, как производство работ по монтажу системы электромеханических мишеней на бетонное основание и обучение обслуживающего персонала, заказчик исполнил требования п. 7 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В данной части, жалоба признается необоснованной.
Пунктом 9 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе наряду с предусмотренными ч. 3 данной статьи сведениями должна содержать сведения о возможности заказчика изменить количество поставляемых по контракту товаров в соответствии с ч. 6 ст. 9 данного закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов в случае если это предусмотрено документацией об аукционе заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт.
Между тем, документация об аукционе не содержит сведений, предусмотренных п. 9 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов Закона о размещении заказов.
В данной части, жалоба признается обоснованной.
Согласно п. 6 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов в случае размещения заказов на поставки машин и оборудования документация об аукционе должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
В п. 5.3 проекта контракта указано, что гарантийный срок товара начинает исчисляться с момента передачи товара Заказчику и подписания сторонами товарной накладной.
Между тем, согласно п. 5.6 проекта контракта гарантийный срок исчисляется с даты подписания сторонами акта приема-передачи товара (без претензий со стороны заказчика). Гарантия качества товара распространяется на все части (комплектующие изделия).
Поскольку в проекте контракта содержатся различные сроки гарантийных обязательств на поставляемый товар, а равно такой срок не определен, постольку заказчик нарушил требования п. 6 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В данной части жалоба признается обоснованной.
В силу п. 6 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 данного закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 13.02.2012 N ИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта", в случае, если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
В данном случае в состав документации об аукционе в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта включен документ "Лист расчета начальной максимальной цены договора", где указано, что расчет выполнен на основе предложений от двух поставщиков.
На заседании Комиссии заказчиком в материалы дела были представлены два коммерческих предложения, которые были использованы для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта обоснована собственными расчетами заказчика на основе двух коммерческих предложений, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
Однако, "Лист расчета начальной максимальной цены договора" не содержит каких-либо реквизитов коммерческих предложений полученных от поставщиков, то есть отсутствует указание на использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, что свидетельствует о нарушении заказчиком ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
В данной части, жалоба признается обоснованной.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
В п. 10 информационной карты документации об аукционе указано, что цена поставляемого Поставщиком товара включает стоимость товара, все уплачиваемые и взимаемые на территории РФ налоги, сборы и пошлины, которые должен будет уплатить Поставщик, а также расходы на перевозку до пункта назначения, указанного Заказчиком, погрузочно-разгрузочные работы.
В то же время, Комиссией установлено, что коммерческие предложения, о которых идет речь выше, содержат сведения о стоимости поставляемого оборудования с учетом плановых командировочных расходов при шефмонтажных и шефработах по пусконаладке.
Определив указанное, заказчик учел весь комплекс работ в рамках исполнения контракта, следовательно не нарушил п. 7 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В данной части, жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "СтройГрупп" признать обоснованной в части отсутствия в документации об аукционе сведений о возможности заказчика изменить количество поставляемых по контракту товаров; наличия в проекте контракта различных сроков гарантийных обязательств на поставляемый товар; отсутствия указания на использованные заказчиком источники информации о ценах товаров.
2. Признать заказчика нарушим ч. 2 ст. 19.1, п. 6 ч. 4 ст. 41.6, п. 9 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии Ю.В. Кочергина
К.В. Савчук
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 октября 2013 г. N 529
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2013