Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 октября 2013 г. N 532
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Кочергина Ю.В. - заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Чугунова В.В. - представителя ООО "Строитель РЖД";
Син Су Бок - представителя ОАО "Сахалин-Инжиниринг";
Камероновой Н.Ю. - представителя ООО СМК "ЭнергоСила",
рассмотрев дело N 532/13-т о нарушении аукционной комиссией администрации муниципального образования городской округ "Смирныховский" (далее - аукционная комиссия) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Детский сад на 200 мест в пгт. Смирных Сахалинской области" (извещение N 0161300003313000041),
УСТАНОВИЛА:
09 октября 2013 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по подведомственности из ФАС России поступила жалоба ООО "Строитель РЖД" (далее - заявитель, Общество) о признании аукционной комиссии нарушившей законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, аукционная комиссия незаконно признала первую часть заявки ООО "Строитель РЖД" не соответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация об аукционе), поскольку последняя содержала конкретные значения показателей требуемого к поставке товара в соответствии с требованиями документации об аукционе.
Представитель заявителя, присутствовавший на заседании Комиссии, поддержал доводы жалобы.
Представители заказчика, аукционной комиссии извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явились.
До рассмотрения жалобы по существу от заказчика поступили письменные возражения от 14.10.2013 исх. N 2117, из которых следует, что аукционная комиссия обоснованно признала первую часть заявки Общества не соответствующей требованиям документации об аукционе.
Представители заинтересованных лиц своего отношения к доводам жалобы не выразили.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является администрация муниципального образования городской округ "Смирныховский";
2) начальная (максимальная) цена контракта - 416 904 490 рублей;
3) извещение о проведении аукциона в ред. N 7 размещено на официальном сайте 20.09.2013;
4) на участие в аукционе подано три заявки; первые части двух заявок на участие в аукционе признаны соответствующими требованиям документации об аукционе; первая часть заявки на участие в аукционе под N 5803750 признана несоответствующей требованиям документации об аукционе;
5) наименьшее предложение о цене контракта поступило от участника размещения заказа, заявке которого присвоен N 5795979, и составило 412735445,10 руб.;
6) на момент рассмотрения жалобы протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе на официальном сайте не размещен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Пункт 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определяет требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе в случае проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ с использованием товара.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 данного закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 данного закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно чч. 4, 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст.41.8 данного закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 данного закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 данной статьи, не допускается.
Из приведенных положений Закона о размещении заказов следует, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе, содержащие предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов сведения, исключительно на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.
Требования к содержанию первой части заявки в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов установлены в 21 информационной карты документации об аукционе.
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (п. 22 информационной карты документации об аукционе) указано, что участник размещения заказа в первой части заявки должен указать согласие на выполнение работ и сведения о строительных материалах, изделиях (элементах) и оборудовании (при наличии), которые будут использоваться при выполнении работ, указав их конкретные технические характеристики, соответствующие максимальным и (или) минимальным значениям технических характеристик, а также их конкретным значениям, установленным Технической частью аукционной документации, в том числе проектной документацией, и товарный знак при его наличии. При этом наименования и технические характеристики, используемых при выполнении работ строительных материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), должны соответствовать наименованиям, максимальным и (или) минимальным значениям технических характеристик строительных материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), а также их конкретным значениям, указанным в Технической части аукционной документации.
Участник размещения заказа при подготовке первой заявки на участие в аукционе должен:
1) в случае, если техническая характеристика содержит максимальные и минимальные значения - указать конкретное значение технической характеристики в пределах максимальных и минимальных значений (в том числе предельное максимальное или минимальное значение);
2) в случае, если техническая характеристика содержит максимальное значение - указать значение технической характеристики наименьшее максимальному либо равное ему значение;
3) в случае, если техническая характеристика содержит минимальное значение - указать значение технической характеристики наибольшее минимальному либо равное ему значение;
4) в случае, если техническая характеристика не содержит максимального и/или минимального значения, т.е. такое значение является конкретным (точным) - указать соответствующее значение без изменений;
5) в случае, если техническая характеристика является диапазонным значением, т.е. состоит из предельных значений, определяющих функционирование материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), и состоит из двух и более чисел и разделена знаком "-" и/или словами "от", "до" - указать техническую характеристику в соответствующем диапазоне со знаком "-" и/или со словами "от", "до".
Под максимальными и (или) минимальными значениями технических характеристик следует понимать технические характеристики материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), которые сопровождаются словами "менее", "не менее", "более" "не более", "больше", "меньше", "более чем", "менее чем", "не более чем", "не менее чем" "больше чем", "меньше чем", "не больше чем", "не меньше чем", "от", "до", "не ниже", "не выше", "не ниже чем", "не выше чем" и т.д.
На заседании Комиссии установлено, что в состав технической части документации об аукционе включен документ "VII. Основные требования к материалам, товарам и оборудованию", где указаны, в том числе следующие показатели товаров, используемых при выполнении работ, и их значения:
- "стены - облицовка панелями "КраспанМеталлКолор" (или эквивалент) толщина не менее 0,7 мм ширина не менее 175 мм вес не менее 8 кг/м2 по навесной вентилируемой системе "Краспан Вст" с использованием негорючего утеплителя "БАЗАЛИТ ВЕНТИ-В" (или эквивалент) группа горючести не ниже НГ, плотность не менее 101-125 кг/м3*";
- "Фундаменты: для каркаса - столбчатые монолитные железобетонные; под стены - монолитная ж.б. лента. Бетон кл. не ниже В20, марка по морозостойкости не ниже F75. Арматура кл. АIII, AI" и др.
В результате анализа первой части заявки Общества установлено, что участником размещения заказа значения показателей требуемого к поставке товара указаны не в соответствии с требованиями документации об аукционе.
Так, участник размещения заказа в отношении вышеуказанных товаров, используемых при выполнении работ, указал значения показателей, сопровождающиеся словами "не менее", "не ниже", "или эквивалент" и т.д., то есть указал не конкретные значения показателей.
При таких обстоятельствах, поскольку в первой части заявки Общества указаны значения показателей предлагаемого к использованию при выполнении работ товара с нарушением требований документации об аукционе, постольку аукционная комиссия обоснованно признала данную заявку не соответствующей требованиям документации об аукционе.
В связи с изложенным, жалоба признается необоснованной.
В то же время, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1-3.2, 4.1-6 ст. 34 данного закона.
В силу ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В п. 21 информационной карты документации об аукционе указано, что участник размещения заказа для подтверждения своего соответствия п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов должен представить во второй части заявки на участие в аукционе копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащего п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В то же время, в соответствии с пп. 5 п. 22 информационной карты документации об аукционе участник размещения заказа в первой части заявки должен указать согласие на выполнение работ и сведения о строительных материалах, изделиях (элементах) и оборудовании (при наличии), которые будут использоваться при выполнении работ, указав их конкретные технические характеристики, соответствующие максимальным и (или) минимальным значениям технических характеристик, а также их конкретным значениям, установленным Технической частью аукционной документации, в том числе проектной документацией, и товарный знак при его наличии. При этом наименования и технические характеристики, используемых при выполнении работ строительных материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), должны соответствовать наименованиям, максимальным и (или) минимальным значениям технических характеристик строительных материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), а также их конкретным значениям, указанным в Технической части аукционной документации. Участнику размещения заказа необходимо добросовестно и в полном объеме ознакомиться с Технической частью аукционной документации, в том числе проектной документацией, и подготовить сведения, предусмотренные в настоящем пункте.
Из приведенных положений документации об аукционе следует, что сведения о товарах, используемых при выполнении работ, содержатся, в том числе в проектной документации.
В результате анализа проектной документации, Комиссией установлено, что в ходе исполнения контракта требуется поставить, в том числе следующие товары: станок балетный детский; стенка шведская; мостик детский; овощерезка; лампа бактерицидная настенная; весы контрольные; кушетка смотровая; соковыжиматель для овощей и фруктов; картофелечистка и др.
Поставка указанного товара не предполагает наличие у поставщика выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом поставка вышеуказанных товаров технологически или функционально не связанна со строительными работами.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что по предмету торгов заказчиком установлены технологические и функционально не связанные между собой виды работ: строительно-монтажные работы и поставка товара, поставка которого не связана с выполнением работ, и не требующая наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, так как они различны по своей специфике, методам исполнения, продукту работ, не связаны временем исполнения, требуют различных специалистов, трудовых, технических и других ресурсов.
Учитывая изложенное, заказчик в нарушение ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов утвердил документацию об аукционе с нарушением требований законодательства о размещении заказов, включив в состав одного лота технологически и функционально не связанные работы, тем самым ограничив количество участников размещения заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.7 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно ч.ч. 1 и 2 ст. 41.5 данного закона, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 41.7 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Комиссией установлено, что в составе документации об аукционе, размещенной на официальном сайте, имеются, в том числе следующие файлы (архивы):
- Книга 5.3_ОВ с кор-кой по зам. экспертизы часть 5.rar;
- Книга 2_ПЗУ без листов 1-10_часть3.zip,
которые включают в себя отдельные файлы в формате "pdf". Содержание указанных файлов не поддается прочтению, то есть невозможно распознать указанные в них сведения.
Таким образом, заказчик разместил на официальном сайте документы, входящие в состав документации об аукционе, не доступные для ознакомления с их содержимым, что свидетельствует о нарушении последним ч. 2 ст. 41.7 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Строитель РЖД" признать необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6, ч. 2 ст. 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов выдано заказчику, аукционной комиссии в рамках дела 518/13-т.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии Ю.В. Кочергина
К.В. Савчук
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 октября 2013 г. N 532
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2013