Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 сентября 2013 г. N 494
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Кочергина Ю.В. - заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Паутовой Л.Ю., Тихоньких В.Н. - представителей агентства газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области,
рассмотрев дело N 494/13-т о нарушении агентством газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области (далее - заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса по предмету: "Разработка проектной и рабочей документации на строительство внутриквартальных распределительных и подводящих газопроводов г. Долинск муниципального образования городской округ "Долинский" по объекту "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях" (извещение N 0161200001313000007),
УСТАНОВИЛА:
16 сентября 2013 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "ВладРемонтМонтаж" (далее - заявитель, Общество) о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель указывает, что из положений конкурсной документации невозможно определить срок оплаты выполненных по контракту работ; требование о том, что в выданном саморегулируемой организацией свидетельстве о допуске к работам по организации строительства должна быть указана стоимость работ по одному договору не менее начальной (максимальной) цены контракта, является незаконным; в п. 20 Технического задания конкурсной документации установлено требование о представлении исполнителем работ тендерной документации в составе проектной документации. Однако, из содержания конкурсной документации невозможно определить, что входит в состав тендерной документации и как ее подготавливать.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представители заказчика Л.Ю. Паутова, В.Н. Тихоньких с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 24.09.2013 исх. N 1921/09-20.2, согласно которым нарушений законодательства о размещении заказов в обжалуемой части заказчиком не допущено.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении конкурса, конкурсной документацией, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного конкурса является агентство газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 41 919 880 руб.;
3) извещение о проведении конкурса размещено 13.08.2013;
4) на участие в конкурсе было подано пять заявок; двум участникам размещения заказа отказано в допуске к участию в конкурсе; трое участков размещения заказа допущены к участию в конкурсе; победителем конкурса признано ООО "Якутгазпроект";
5) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте на размещены.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 4.2 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать сведения о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг.
Общие условия определения сроков в гражданских правоотношениях приведены в ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Порядок оплаты выполненных по контракту работ определен в п. 20 раздела 2 конкурсной документации. При этом, здесь же указано, что оплата работ производится после выполнения работ в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2014 и 2015 годы.
Лимиты бюджетных обязательств на 2014 год не предусмотрены.
Лимиты бюджетных обязательств на 2015 год составляют _________ (_______) рублей, в том числе НДС - 18% (_______) рублей.
Перечисление средств на оплату выполненных работ производится после подписания сторонами актов выполненных работ и предоставления Исполнителем счета (счета - фактуры), в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в 2015 году.
Из приведенных положений конкурсной документации следует, что оплата выполненных по контракту работ будет произведена после подписания сторонами актов выполненных работ и предоставления Исполнителем счета (счета - фактуры), что не противоречит положениям ст. 190 ГК РФ, соответственно заказчик не нарушил п. 4.2 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов.
В указанной части жалоба признается необоснованной.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при проведении торгов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч.ч. 2-4 ст. 25 данного закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участников размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работ, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
В силу ч. 4 ст. 25 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а"-"в", "д" и "е" п. 1, п.п. 2 и 3 ч. 3 данной статьи документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 данного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Раздел III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), который в свою очередь включает в себя различные виды допусков.
Из приведенных положений следует, что в соответствии с градостроительным законодательством лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, с которым будет заключен контракт, обязано иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащее, помимо прочих допусков, допуск к работам по организации строительства.
Следовательно, для подтверждения соответствия требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен представить в конкурсной заявке копию такого свидетельства.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 55.16 данного кодекса
Как следует из ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе выполнять вид работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если таким индивидуальным предпринимателем или таким юридическим лицом не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.
Минимальные размеры взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, определены в ч. 7 ст. 55.16 ГрК РФ.
В данном случае, начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 41 919 880 руб.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и п. 2 ч. 2 ст. 55.4 ГрК РФ одним из необходимых требований для приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, является наличие компенсационного фонда, сформированного в соответствии с установленными законодательством требованиями.
Освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взносов в ее компенсационный фонд, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, в силу ч. 2 ст. 55.16 ГрК РФ не допускается.
Таким образом, из содержания указанных норм ГрК РФ следует вывод о том, что для возникновения у организации права на выполнение работ по организации подготовки проектной документации определенной стоимости эта организация должна иметь свидетельство саморегулируемой организации и уплатить в компенсационный фонд саморегулируемой организации взнос, соответствующий стоимости контракта.
На основании изложенного, довод заявителя о том, что участник размещения заказа должен обладать свидетельством о допуске к работам по организации подготовки проектной документации безотносительно к стоимости таких работ, не соответствует перечисленным выше нормам ГрК РФ.
Вышеуказанная позиция Сахалинского УФАС России подтверждается судебной практикой: постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2013 по делу N А59-4434/2012.
В данной части, жалоба является необоснованной.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В 20 Технического задания конкурсной документации, поименованном как "Требования к качеству продукции, комплектность документации" указано, что электронная версия документации должна быть представлена в формате PDF (с подписями при наличии) с указанием наименований файлов и разбивкой по папкам в соответствии с названиями книг и стадий проектирования (ПД, РД, Изыскания, Тендерная документация), ПЗ, ПОС и тендерная документация продублирована в формате Word, сметы в формате Excel, все чертежи в формате АutoCad.
Как пояснили представители заказчика на заседании Комиссии, в соответствии с пп. 13 п. 17 Технического задания конкурсной документации под "тендерной документацией" следует понимать техническое задание для проведения торгов на строительство с разделением на пусковые комплексы в соответствии с генеральным планом муниципального образования городской округ "Долинский", с приложением пакета документов в составе:
- чертежи (генплан, схемы размещения объектов, схемы трасс газопроводов, основные конструктивные и технологические решения);
- ведомости объемов работ;
- сводные спецификации применяемых материалов, конструкций и оборудования.
Определив указанное, заказчик исполнил требования п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов.
В данной части, жалоба признается необоснованной.
Принимая данное решение, Комиссия также учитывает тот факт, что ООО "ВладРемонтМонтаж" не обращалось к заказчику за разъяснением, не направило своего представителя в Сахалинское УФАС России для рассмотрения жалобы и дачи соответствующих пояснений, а также не указало в своей жалобе, каким образом вышеуказанные положения конкурсной документации нарушили права и законные интересы заявителя и не позволили ему подать заявку на участие в конкурсе.
В то же время, Комиссия, проводя внеплановую проверку данного конкурса, установила следующее.
В силу ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа
Частью 1 ст. 2 Закона о размещении заказов предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону о размещении заказов.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными чч. 1, 2 данной статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В состав конкурсной документации входит "Техническое задание", где предусмотрено выполнение, в том числе следующих этапов работ:
1. Сбор исходных данных для проектирования.
2. Инженерные изыскания.
3. Проектная документация.
Необходимость выполнения работ по инженерным изыскания и работ по проектированию следует также из раздела IV "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" конкурсной документации.
Таким образом, предметом проводимого конкурса является выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации.
Как следует из Перечня видов работ, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Согласно ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
На основании ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Работы по инженерным изысканиям включены в раздел I Перечня, работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) обозначены п. 13 раздела II Перечня.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что по предмету торгов заказчиком установлены технологические и функционально не связанные между собой работы, так как они различны по своей специфике, методам исполнения, продукту работ, не связаны временем исполнения, требуют наличия разных свидетельств о допуске к работам, выданных саморегулируемыми организациями в разных областях, специалистов, трудовых, технических и других ресурсов.
Кроме указанных обстоятельств, получению каждого из свидетельств сопутствует соблюдение различных требований и условий, что также требует наличие разных ресурсов (трудовых, производственных, технологических и др.).
Учитывая изложенное, заказчик в нарушение ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов утвердил конкурсную документацию с нарушением требований законодательства о размещении заказов, включив в состав одного аукциона (лота) технологически и функционально не связанные работы, тем самым ограничив количество участников размещения заказа, выполняющих только проектные работы или работы по инженерным изысканиям.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "ВладРемонтМонтаж" признать необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
Ю.В. Кочергина
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 сентября 2013 г. N 494
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2013