Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 сентября 2013 г. N 491
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Савчук К.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело N 491/13-т о нарушении администрацией муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (далее - заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Строительство объекта "Детский сад-школа в с. Малокурильское, остров Шикотан" (извещение N 0161300002613000179),
УСТАНОВИЛА:
16 сентября 2013 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по подведомственности из ФАС России поступила жалоба ООО "ПримСнабСервис" (далее - заявитель, Общество) о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, документация об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация об аукционе) не соответствует требованиям Закона о размещении заказов, так как в проекте контракта установлено незаконное требование о предварительном согласовании банковской гарантии; требование о том, что в выданном саморегулируемой организацией свидетельстве о допуске к работам по организации строительства должна быть указана стоимость работ по одному договору не менее начальной (максимальной) цены контракта, является незаконным.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явились.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является администрация муниципального образования "Южно-Курильский городской округ";
2) начальная (максимальная) цена контракта - 293 737 280 рублей;
3) извещение о проведении аукциона в ред. N 4 размещено на официальном сайте 28.08.2013;
4) на участие в аукционе было подана одна заявка, первая часть которой признана соответствующей требованиям документации об аукционе:
5) вторая часть единственной заявки, поданная ООО "ЭнергоСервис", признана соответствующей требованиям документации об аукционе;
6) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещен.
Рассмотрев представленные материалы, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, то документация об аукционе должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке его предоставления.
Согласно ч. 19 ст. 41.12 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно.
При этом, как следует из ч. 4 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, участник открытого аукциона в электронной форме в течение пяти дней со дня получения проекта контракта направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный ч. 4.1 данной статьи протокол разногласий.
Из приведенных положений Закона о размещении заказов следует, что документ об обеспечении исполнения контракта подготавливается участником размещения заказа и направляется через оператора электронной площадки заказчику одновременно с подписанным проектом контракта. Требований о предварительном согласовании банковской гарантии Закон о размещении заказов не содержит.
Между тем, в п. 8.6 проекта контракта указано, что банковская гарантия подлежит предварительному согласованию с заказчиком.
Определив указанное, заказчик нарушил ч. 4 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, так как установил требования к порядку представления документов при заключении контракта не предусмотренные законом.
В данной части, жалоба признается обоснованной.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при проведении торгов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом ч. 4 вышеназванной статьи установлено, что кроме указанных в чч. 1 - 3 данной статьи требований и установленных в соответствии со ст. 55.3 данного закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 данного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Раздел III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), который в свою очередь включает в себя различные виды допусков.
Из приведенных положений следует, что в соответствии с градостроительным законодательством лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, с которым будет заключен контракт, обязано иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащее, помимо прочих допусков, допуск к работам по организации строительства.
Следовательно, для подтверждения соответствия требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен представить копию такого свидетельства во второй части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 55.16 данного кодекса
Как следует из ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе выполнять вид работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если таким индивидуальным предпринимателем или таким юридическим лицом не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.
Минимальные размеры взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, определены в ч. 7 ст. 55.16 ГрК РФ.
В данном случае, начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 293 737 280 руб.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и п. 2 ч. 2 ст. 55.4 ГрК РФ одним из необходимых требований для приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, является наличие компенсационного фонда, сформированного в соответствии с установленными законодательством требованиями.
Освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взносов в ее компенсационный фонд, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, в силу ч. 2 ст. 55.16 ГрК РФ не допускается.
Таким образом, из содержания указанных норм ГрК РФ следует вывод о том, что для возникновения у организации права на выполнение работ по организации строительства объекта определенной стоимости эта организация должна иметь свидетельство саморегулируемой организации и уплатить в компенсационный фонд саморегулируемой организации взнос, соответствующий стоимости контракта.
На основании изложенного, довод заявителя о том, что участник размещения заказа должен обладать свидетельством о допуске к работам по организации строительства безотносительно к стоимости таких работ, не соответствует перечисленным выше нормам ГрК РФ.
Вышеуказанная позиция Сахалинского УФАС России подтверждается судебной практикой: постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2013 по делу N А59-4434/2012.
В то же время, Комиссия, проводя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1-3.2, 4.1-6 ст. 34 данного закона.
В силу ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).
Как установлено выше, для подтверждения своего соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, участник размещения заказа должен представить во второй части заявки на участие в аукционе свидетельство о допуске к работам, которое оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащее допуск к работам по организации строительства.
В п. 3.2.4 документации об аукционе указано, что участник размещения заказа для подтверждения своего соответствия п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов должен представить во второй части заявки на участие в аукционе копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащего п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В то же время, в результате анализа положений технической части документации об аукционе Комиссией установлено, что в ходе исполнения контракта требуется поставить, в том числе следующие товары: кровать детская; стол для воспитателя; овощерезка универсальная; шкаф медицинский; стенка шведская; мостик-качалка; компьютер; принтер; доска грифельная и др.
Поставка указанного товара не предполагает наличие у поставщика выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом поставка вышеуказанных товаров технологически или функционально не связанна со строительными работами.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что по предмету торгов заказчиком установлены технологические и функционально не связанные меду собой виды работ: строительно-монтажные работы и поставка товара, не требующая наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, так как они различны по своей специфике, методам исполнения, продукту работ, не связаны временем исполнения, требуют различных специалистов, трудовых, технических и других ресурсов.
Учитывая изложенное, заказчик в нарушение ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов утвердил документацию об аукционе с нарушением требований законодательства о размещении заказов, включив в состав одного лота технологически и функционально не связанные работы, тем самым ограничив количество участников размещения заказа.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "ПримСнабСервис" признать обоснованной в части наличия в проекте контракта незаконного требования о предварительном согласовании банковской гарантии.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6, ч. 4 ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
3. Обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов выдано заказчику, аукционной комиссии в рамках дела N 492/13-т.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
К.В. Савчук
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 24 сентября 2013 г. N 491
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2013