Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 30 сентября 2013 г. N 504
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Савчук К.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Кириллова К.И. - представителя ООО "ГРАД";
Паутовой Л.Ю., Тихоньких В.Н. - представителей агентства газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области,
рассмотрев дело N 504/13-т о нарушении конкурсной комиссией агентства газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области (далее - конкурсная комиссия) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого конкурса по предмету: "Разработка проектной и рабочей документации по строительству внутриквартальных распределительных и подводящих газопроводов в границах улиц Украинская - пр. Мира - ул. Крайняя - ул. Кавказская города Южно-Сахалинска муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" по объекту "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях" (извещение N 0161200001313000006),
УСТАНОВИЛА:
23 сентября 2013 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "ГРАД" (далее - заявитель, Общество) о признании конкурсной комиссии нарушившей законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель указывает, что конкурная комиссия необоснованно отказала Обществу в допуске к участию в конкурсе, так как заявка на участие в конкурсе содержала сведения и документы в полном соответствии с требованиями конкурсной документации.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель заявителя, поддержал доводы жалобы.
Представители заказчика Л.Ю. Паутова, В.Н. Тихоньких с доводами жалобы не согласились, пояснили, что в заявке на участие в конкурсе Общества отсутствует подробное описание выполняемых работ, не указаны лица, которые будут выполнять работы, и ссылки на нормативные документы, в соответствии с которыми будут выполняться работы. Данные обстоятельства послужили основанием для отказа Обществу в допуске к участию в конкурсе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении конкурса, конкурсной документацией, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного конкурса является агентство газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 939 040 руб.;
3) извещение о проведении конкурса в ред. N 4 размещено 21.08.2013;
4) на участие в конкурсе было подано две заявки; единственным участником конкурса признано ООО "Якутгазпроект";
5) 27.09.2013 на официальном сайте размещено извещение об отказе заказчика от проведения данного конкурса на основании предписания контролирующего органа.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
В п. 4.4.8 конкурсной документации указано, что заявка на участие в конкурсе должна содержать описание выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик в соответствии с п. 4.6 данной документации.
В свою очередь п. 4.6 конкурсной документации определено, что участнику размещения заказа в составе заявки необходимо предоставить описание работ, которые подлежат выполнению в соответствии с заданием и являются предметом данного конкурса.
Описание работ представляется в виде пояснительной записки, где подробно излагаются предлагаемые мероприятия по организации и выполнению всех видов работ, контролю качества этих работ, технике, оборудованию.
Описание работ, подлежащих выполнению, проводится в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, обязательной при выполнении проектных работ.
Количественные характеристики работ отражаются с учетом перечня работ, указанных в Техническом задании на выполнение проектных работ.
Наименование, виды и объемы выполняемых работ, предложенные участником размещения в своей заявке, должны полностью совпадать с Техническим заданием.
Описание качественных характеристик выполняемых работ осуществляется путем включения в пояснительную записку нормативных документов (СНиП, ГОСТ и т.д.), руководствуясь которыми участник будет осуществлять работы по разработке проектной и рабочей документации.
Отсутствие вышеперечисленных сведений в пояснительной записке или несоответствие техническому заданию на проектной и рабочей документации является основанием для отклонения заявки.
При этом, конкурсная документация не содержит указания на то, что следует понимать под формулировкой "подробно излагаются предлагаемые мероприятия по организации и выполнению всех видов работ, контролю качества этих работ, технике, оборудованию".
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 12.09.2013 Обществу отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с отсутствием в заявке подробного описания предполагаемых организационных мероприятий, мероприятий по контролю качества работ, технике, оборудованию; в описании выполняемых работ не указаны нормативные документы (СНиП, ГОСТ и т.д.), руководствуясь которыми участник будет осуществлять работы по разработке проектной и рабочей документации.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 данного закона.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 данного закона.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
В результате анализа конкурсной заявки Общества Комиссией установлено, что последняя содержит сведения полностью соответствующие Техническому заданию конкурсной документации. Так, в заявке на участие в конкурсе Общества имеются указания на наименование, виды и объемы выполняемых работ, их количественные характеристики, а также ссылки на нормативные документы, в соответствии с которыми будут выполняться работы (СП 11.104-9; приказ Минэкономразвития РФ от 24.02.2009 N 58; приказ Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 и др.).
При таких обстоятельствах, конкурсная комиссия, отказав Обществу в допуске к участию в конкурсе, нарушила ч.ч. 1, 2 ст. 27 Закона о размещении заказов.
В то же время, Комиссия, проводя внеплановую проверку данного конкурса, установила следующее.
В силу ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа
Частью 1 ст. 2 Закона о размещении заказов предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону о размещении заказов.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными чч. 1, 2 данной статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В состав конкурсной документации входит "Техническое задание", где предусмотрено выполнение, в том числе следующих этапов работ:
1. Сбор исходных данных для проектирования.
2. Инженерные изыскания.
3. Проектная документация.
Необходимость выполнения работ по инженерным изыскания и работ по проектированию следует также из раздела IV "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" конкурсной документации и содержания сметы.
Таким образом, предметом проводимого конкурса является выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации.
Как следует из Перечня видов работ, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Согласно ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
На основании ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Работы по инженерным изысканиям включены в раздел I Перечня, работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) обозначены п. 13 раздела II Перечня.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что по предмету торгов заказчиком установлены технологические и функционально не связанные между собой работы, так как они различны по своей специфике, методам исполнения, продукту работ, не связаны временем исполнения, требуют наличия разных свидетельств о допуске к работам, выданных саморегулируемыми организациями в разных областях, специалистов, трудовых, технических и других ресурсов.
Кроме указанных обстоятельств, получению каждого из свидетельств сопутствует соблюдение различных требований и условий, что также требует наличие разных ресурсов (трудовых, производственных, технологических и др.).
Учитывая изложенное, заказчик в нарушение ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов утвердил конкурсную документацию с нарушением требований законодательства о размещении заказов, включив в состав одного аукциона (лота) технологически и функционально не связанные работы, тем самым ограничив количество участников размещения заказа, выполняющих только проектные работы или работы по инженерным изысканиям.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "ГРАД" признать обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов.
3. Признать конкурсную комиссию нарушившей ч.ч. 1, 2 ст. 27 Закона о размещении заказов.
4. В связи с тем, что заказчик отказался от проведения данного открытого конкурса, обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов заказчику, конкурсной комиссии не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
К.В. Савчук
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 30 сентября 2013 г. N 504
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2013